Сергей Линник. Послевоенная служба немецких танков и САУ Второй Мировой Войны в вооруженных силах других стран
После окончания боевых действий на территориях, освобождённых от нацистской оккупации, осталось значительное количество исправной или пригодной для восстановления бронетехники немецкого производства. Какое-то количество произведённых в Германии танков и самоходных артиллерийских установок также имелось в государствах, официально закупивших их до капитуляции Третьего рейха.
В послевоенное время ряд стран достаточно долго эксплуатировал немецкие танки и САУ, которые также являясь объектом перепродажи, участвовали в вооружённом конфликте на Ближнем Востоке.
Содержание:
Лёгкие танки Pz.Kpfw.II
Уже к моменту нападения нацистской Германии на СССР лёгкие танки Pz.Kpfw.II во многом были устаревшими. Автоматическая 20-мм пушка позволяла бороться с лёгкой бронетехникой и пехотой, а броня защищала от пуль и осколков. Танк с таким вооружением и бронезащитой мог успешно применяться для ведения разведки и патрулирования. Тем не менее «двойки» и машины различного назначения, созданные на их базе, оставались на вооружении до конца войны.
После завершения боевых действий исправные танки Pz.Kpfw.II по большей части были списаны или переоборудованы в тягачи и машины технической поддержки.
Достоверно известно, что некоторое количество трофейных «двоек» имелось в Югославской народной армии, где они эксплуатировались совместно с лёгкими американскими танками «Стюарт» и советскими «тридцатьчетвёрками».
В 1947 году Югославия дополнительно получила 308 танков Т-34-85 и 52 самоходки СУ-76М. В связи с насыщением войск советской техникой в 1949 году все имевшиеся на ходу лёгкие танки Pz.Kpfw.II изъяли из строевых подразделений. В начале 1950-х несколько «двоек» использовалось для подготовки механиков-водителей в учебной части, дислоцированной под Белградом.
Танки Pz.Кpfw.III и САУ StuG.III
В 1942-1944 гг. Германия поставляла танки Pz.Kpfw.III своим союзникам: Италии (12 Pz.Kpfw.III Ausf. N), Хорватии (20 Pz.Kpfw.III Ausf. N), Румынии (11 Pz.Kpfw.III Ausf. N), Венгрии (20 Pz.Kpfw.III Ausf. J) и Словакии (5 Pz.Kpfw.III Ausf. J). По большей части эти машины были потеряны в ходе боевых действий.
Официальным покупателем танков Pz.Kpfw.III Ausf. J также стало турецкое правительство. В 1943 году 56 танков, вооружённых 50-мм пушками KwK 39 с длиной ствола 60 калибров, прибыли в Турцию.
Хотя «тройки» на момент продажи уже морально устарели, их эксплуатация в составе 6-го бронетанкового полка, размещённого в Анкаре, продолжалась до середины 1950-х.
Болгария использовала башни трофейных «троек» в долговременных огневых точках, размещённых на границе с Турцией.
Если танки Pz.Kpfw.III в послевоенное время эксплуатировались только в Турции, то созданные на базе «тройки» САУ StuG.III служили в разных странах ещё более 20 лет.
Во время Второй мировой войны Болгария, являвшаяся союзником нацисткой Германии, в рамках программы «Барбара» помимо другой бронетехники получила 55 самоходных артиллерийских установок StuG.III Ausf. G, и эти САУ эксплуатировались болгарской армией в послевоенное время. Так, в составе Первой танковой бригады в 1946 году, помимо машин немецкого, чешского, французского и итальянского производства, имелось 5 самоходок StuG.III.
В 1943 году 10 САУ StuG.III Ausf. G купила Испания, где они служили до конца 1950-х. В настоящее время одна самоходка находится в музее, расположенном на военной базе Эль-Голосо к северу от Мадрида.
В 1944 году Финляндия получила 29 штурмовых орудий StuG.III Ausf. G. Для эксплуатации в условиях лесистой местности САУ StuG.III были модернизированы. С них удалили бортовые экраны, на борта навесили траки, катки и ящики с ЗИП. Немецкие пулемёты МG.34 заменили советскими ДТ-29.
Самоходки немецкого производства служили в танковой дивизии, созданной на базе 1-й егерской бригады. В этой же дивизии имелись немецкие танки Pz.Kpfw.IV Ausf. J, советские Т-26, Т-28, Т-34, Т-38, Т-50, КВ-1.
После заключения перемирия с СССР, начались боестолкновениям с частями вермахта, дислоцировавшимися в Лапландии, в которых с финской стороны приняла участие бронетехника немецкого производства.
Впоследствии единственную финскую танковую дивизию расформировали, а её технику передали на хранение. После окончания Второй мировой войны произошло сокращение танкового парка. В первое послевоенное десятилетие в вооруженных силах Финляндии остались только Т-34, Pz.Kpfw.IV и StuG.III. Окончательное списание самоходок немецкого производства состоялось в середине 1960-х.
Большое количество трофейной бронетехники досталось Чехословакии. Летом 1945 года на площадке в окрестностях города Миловице, примерно в 40 км к северу от Праги, было собрано около 400 исправных и пригодных к восстановлению бронированных машин. В дополнение к этому Советский Союз в 1946 году передал чехам около 300 средних танков и САУ, и среди этой бронетехники имелись самоходные артиллерийские установки StuG.III и бронированные ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer III. Известно, что StuG.III поступили на вооружение 351-го и 352-го самоходно-артиллерийских полков, где эксплуатировались до конца 1950-х. Принятые на вооружение в Чехословакии самоходки StuG.III имели наименование SD 75-40N.
Впоследствии часть чехословацких САУ была продана в Сирию. Ряд источников утверждает, что арабы купили 32 самоходки, которые использовались в роли истребителей танков. Некоторые самоходные установки оснастили турелями для зенитных пулемётов.
Самоходные установки StuG.III приняли участие в арабо-израильской войне 1967 года, но в целом действовали неудачно, что объясняется не техническими недостатками, а неправильным использованием и слабой подготовкой экипажей.
Несколько сирийских самоходок до сих пор ржавеют на Голанских высотах, одна StuG.III имеется в израильском бронетанковом музее в Латруне.
Вскоре после капитуляции Германии вооруженные силы Польши были усилены трофейной бронетехникой. В июне 1945 года по указанию советской Ставки Верховного Главнокомандования в распоряжение 1-й польской армии, находившейся в оперативном подчинении главнокомандующего Группой советских оккупационных войск, было предписано передать крупную партию танков и САУ немецкого производства.
Полякам из немецкого наследства досталось полсотни гусеничных бронированных машин, в числе которых находилось двенадцать самоходных артиллерийских установок StuG.III. Служба их была непродолжительной: буквально через несколько лет САУ, произведённые на территории Третьего рейха, в Войске польском были вытеснены советскими СУ-76М и СУ-100.
Югославской народной армии отошло приблизительно три десятка САУ StuG.III. Которые в 1947 году были сведены в отдельный самоходный артиллерийский дивизион.
Эти трофейные самоходки активно эксплуатировались в течение шести лет, после чего их поставили на хранение, где они находились до конца 1950-х.
Танки Pz.Kpfw.IV и САУ на их базе
Одновременно с самоходками StuG.III Болгарии был передан 61 танк Pz.Kpfw.IV Ausf. H. После того как стало ясно, что шансов победить в войне у Третьего рейха нет, Болгария перешла на сторону союзников и 8 сентября 1944 года объявила войну Германии.
В ходе боёв на территории Югославии болгарская танковая бригада лишилась значительной части техники. Безвозвратные потери составили 20 танков и 4 самоходных орудия.
Для поддержания боеспособности болгарских бронетанковых сил в начале 1945 года командование 3-го Украинского фронта передало Болгарии несколько партий трофейных танков и САУ. По некоторым данным, всего Болгария получила 97 «четвёрок» модификаций G, H и J.
В 1946 году в болгарской 1-й танковой бригаде, помимо САУ StuG.III, а также машин чешского, французского и итальянского производства, имелось 57 немецких танков Pz.Kpfw.IV и 15 истребителей танков Jagd.Pz.IV.
В начале 1950-х годов танки и самоходки немецкого производства в болгарских вооруженных силах были почти полностью вытеснены советскими Т-34-85 и СУ-100. По состоянию на 1954 год в строю осталось только 11 танков Pz.Kpfw.IV. При этом значительное количество трофейных германских танков имелось на хранении.
Впоследствии, после начала поставок танков Т-55, немецкие самоходки, «тройки» и «четвёрки», а также их башни использовались при строительстве долговременных огневых точек на болгаро-турецкой границе. Точное число таких ДОТов неизвестно. Но в различных источниках говорится, что их могло быть около 150 единиц, из которых только Pz.Kpfw.IV было более 70 единиц. С учётом того, что такого количества танков и танковых башен с вооружением в самой Болгарии не имелось, их, по всей видимости, получили от союзников по Варшавскому договору.
После краха Восточного блока о германских танках и САУ эпохи Второй мировой, стоявших на границе с Турцией, на какое-то время все забыли. О раритетных танках вспомнили в декабре 2007 года, после того как болгарская полиция арестовала воров, укравших на болгаро-турецкой границе танк немецкого производства и попытавшихся нелегально вывезти его в Германию.
После этого случая, получившего широкий резонанс, болгарское правительство взяло под контроль реставрацию и торговлю старой бронетехникой. Всего болгарам удалось восстановить 55 единиц немецкой бронетехники, которую они выставили на аукцион. Цена каждого танка составляла несколько миллионов евро.
Не для продажи на аукционе болгарские власти профинансировали восстановление четырёх танков Pz.Kpfw.IV Ausf. G/H/J, одной САУ StuG.III и одной Jagd.Pz.IV с длиной ствола 48 калибров.
Сейчас эти отреставрированные танки и самоходки находятся в Музее боевой славы в городе Ямбол.
Одним из основных импортёров германских «четвёрок» в годы Второй мировой войны являлась Румыния, получившая 142 Pz.Кpfw.IV.
После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, в румынской армии оставалось очень немного исправной бронетехники немецкого производства. В связи с этим 2-й танковый полк, который был придан советской 27-й танковой бригаде (2-й Украинский фронт), в феврале-марте 1945 года усилили несколькими трофейными «четвёрками», а также САУ StuG.III, StuG.IV и «Hetzer». В начале 1946 года в румынском танковом полку имелось четыре дееспособных средних танка Pz.Кpfw.IV.
Вместе с танками Pzkpfw.III Ausf. J в Турции с конца 1943 года эксплуатировались 15 Pz.Кpfw.IV Ausf. G.
Как и «тройки» с 50-мм пушками, «четвёрки» немецкого производства в турецких вооруженных силах были выведены из эксплуатации в середине 1950-х.
Ещё одной страной, получившей в 1943 году танки Pz.Kpfw.IV Ausf. Н, стала Испания. Двадцать «четвёрок» с длинноствольными 75-мм орудиями и 10 самоходок StuG.III дополнили в 1-й танковой дивизии «Брунете» безнадёжно устаревшие итальянские и немецкие танкетки CV-33 и Pz.Kpfw.I, а также лёгкие танки советского производства Т-26.
Танки Pz.Kpfw.IV Ausf. Н служили в строевых подразделениях до 1956 года. После чего их заменили американские M24 Chaffee и M47 Patton, а немецкие танки отправились на хранение. Семнадцать «четвёрок» в 1965 году продали в Сирию. Ещё 3 танка осели в испанских музеях.
В рамках военно-технического сотрудничества с Германией в 1944 году Финляндия приобрела 15 танков Pz.Kpfw.IV Ausf. J, которые неплохо себя показали в сложных климатических условиях и при эксплуатации в лесистой местности.
Хотя финские источники утверждают, что безвозвратно не было потеряно не одного танка, в послевоенное время в строю осталось не более 10 «четвёрок», запчасти для которых демонтировали с повреждённых машин. Окончательный отказ от Pz.Kpfw.IV Ausf. J в Финляндии произошёл в середине 1960-х.
Некоторое количество «четвёрок» имелось в вооруженных силах Польши и Югославии.
В Польше танки Pz.Kpfw.IV служили до 1951 года, а в Югославии до конца 1950-х.
Значительное количество «четвёрок» и САУ на их базе в первые послевоенные годы имелось в чехословацкой армии. Трофейный Pz.Kpfw.IV получил местное обозначение T40/75. Всего в строевых частях служило около 50 «четвёрок» модификаций J и Н.
Эксплуатация этих машин продолжалась до 1954 года. Ещё приблизительно 30 танков Pz.Kpfw.IV, находившихся на базах хранения, использовались как источник запасных частей.
В отличие от «четвёрок», истребители танков Jagd.Pz.IV в чехословацкой армии использовались ограниченно. По всей видимости, это было связано с тем, что в Чехословакии в достаточном количестве имелись САУ StuG.III и «Hetzer».
После освобождения Франции от нацистов на территории этой страны осталось несколько сотен пригодных к дальнейшему использованию немецких танков и самоходок. В дальнейшем часть этих машин приняли на вооружение французских национальных бронетанковых подразделений.
Французские источники утверждают, что в 1946 году в отдельном танковом эскадроне «Бенье» имелось три десятка «четвёрок». В основном это были танки модификации Pz.Kpfw.IV Ausf. H. Ещё примерно столько же средних танков, находившихся на хранении, служили донорами для строевых машин.
В 1950-1960-е годы крупным покупателем танков Pz.Kpfw.IV стала Сирия. Во второй половине 1950-х были заключены контракты с Францией и Чехословакией на поставку примерно 80 танков. Основной причиной покупки трофейных немецких танков была их относительно невысокая стоимость. Каждая «четвёрка», приобретённая в Чехословакии, без учёта доставки обошлась арабам в 4500 фунтов стерлингов. В нынешних ценах – это приблизительно 120 000 долларов.
Впрочем, как известно – скупой платит дважды. Значительная часть поступивших машин находилась в плохом техническом состоянии, и сирийскому правительству пришлось дополнительно заказывать в Чехословакии запасные части и двигатели Maybach HL 120 TRM.
Наиболее ценным приобретением стала покупка 17 испанских Pz.Kpfw.IV Ausf. Н, поступивших в 1965 году. За этими машинами в Испании очень хорошо следили, они имели большой остаточный ресурс и при должном уходе могли служить ещё долго.
Более половины сирийских Pz.Kpfw.IV лишились пулемёта в лобовой плите – шаровая установка или пустовала, или была прикрыта броневой накладкой. При этом должность стрелка-радиста была упразднена, а вместо немецкой радиостанции Fu 5 у командира установили современный аналог.
Параллельно с «четвёрками» из Чехословакии поступило некоторое количество истребителей танков Jagd.Pz.IV с 75-мм орудиями, имевшими длину ствола 48 калибров.
Хотя в середине 1960-х танки Pz.Kpfw.IV и САУ Jagd.Pz.IV уже не могли считаться современными, их 75-мм пушки были достаточно мощными для борьбы с «Шерманами», которых немало имелось в израильской армии.
Танки и самоходки немецкого производства были распределены по трём сирийским пехотным бригадам: 8-й, 11-й и 19-й. При этом «четвёрки» эксплуатировались параллельно с советскими Т-34-85.
Шестидневная война стала последним эпизодом боевого применения трофейных немецких танков и самоходных артиллерийских установок. Перед началом боевых действий подразделения, оснащённые танками немецкого производства, были дислоцированы на Голанских высотах и на подступах к ним.
Всего в обороне на этом направлении имелась 201 единица сирийской бронетехники. Из них около четырёх десятков – это немецкие танки и САУ. К тому моменту сирийские бронетанковые силы представляли собой конгломерат из танков и самоходок советского и немецкого производства.
Во время Шестидневной войны 1967 года большая часть дееспособных танков и самоходок, сделанных в Третьем рейхе, была уничтожена или захвачена израильской армией.
В течение непродолжительного периода времени дважды трофейные танки израильтяне применяли как долговременные огневые точки.
Четыре трофейных машины стали памятниками и экспонатами в музеях. Ещё две захваченные «четвёрки» использовались для оценки эффективности противотанковых боеприпасов на полигоне.
В составе сирийской армии после разгрома осталось не более двух десятков Pz.Kpfw IV, и почти все эти танки требовали ремонта.
В конце 1960-х для восстановления арабских бронетанковых сил Советский Союз начал масштабные и по большей части безвозмездные поставки современных на тот момент танков ПТ-76, Т-55, Т-62, ИС-3М и САУ АСУ-85 и СУ-100. И к началу «Войны судного дня», разразившейся 6 октября 1973 года, танков и САУ немецкого производства в сирийской армии уже не было.
Танки Pz.Kpfw.V Panther
После завершения боевых действий на территориях, освобождённых от гитлеровцев, осталось около двух сотен исправных или ремонтопригодных танков Pz.Kpfw.V Panther.
«Пантера», вооружённая длинноствольной пушкой, с очень хорошей бронепробиваемостью и неплохой бронезащитой в лобовой проекции, по этим показателям существенно превосходила «четвёрку» всех модификаций. Но в то же время по проходимости и эксплуатационной надёжности Pz.Kpfw.V существенно уступали танкам Pz.Kpfw IV, а также САУ StuG.III и «Hetzer», что стало причиной непродолжительного использования трофейных «Пантер».
Первые две «Пантеры» поляки захватили в ходе Варшавского восстания в августе 1944 года. Эти машины использовались в боевых действиях, но получили повреждения в огневых дуэлях с немецкой противотанковой артиллерией, после чего были уничтожены польскими экипажами. Впоследствии, несмотря на то что в Войске польском имелось немало трофейной бронетехники, фактов использования «Пантер» не зафиксировано.
В 1946 году Советский Союз передал Румынии неустановленное количество Pz.Кpfw.IV и 13 Pz.Kpfw.V. Танки поступили на вооружение 1-й танковой бригады, которую в 1947 году переформировали в танковую дивизию имени Тудора Владимиреску.
Эти машины в Румынии эксплуатировались до 1950 года, после чего были списаны и разделаны на металл.
Заметное количество танков Pz.Kpfw.V Panther имелось в Болгарии. Весной 1945 года в составе 1-й Болгарской армии был сформирован танковый батальон, в котором помимо другой бронетехники имелось 15 «Пантер», переданных советской стороной.
Принять участие в боевых действиях этим танкам не довелось, война окончилась раньше, чем экипажи завершили подготовку.
С 1945 по 1948 год Советский Союз передал Болгарии 738 боевых бронированных машин: 398 Т-34-85 и 340 САУ СУ-76М. После чего дальнейшее использование весьма проблемных в эксплуатации «Пантер» стало бессмысленным. Первоначально танки Pz.Kpfw.V планировалось разместить на болгаро-турецкой границе в качестве ДОТов, а демонтированные двигатели Maybach установить на железнодорожных дрезинах, но это не было реализовано.
Первые две «Пантеры» французские силы сопротивления захватили летом 1944 года.
В конце 1940-х французская армия имела очень пёстрый танковый парк. Вместе с немецкими «четвёрками» и самоходками эксплуатировались американские «Шерманы», а в 501-м и 503-м танковых полках, а также в 6-м кирасирском полку служили Pz.Kpfw.V.
Хотя «Пантера» была очень сложной и трудоёмкой в ремонте машиной и предъявляла высокие требования к квалификации механиков-водителей, на французов произвела большое впечатление защищённость и огневая мощь этого танка. По состоянию на 1949 год в войсках имелось около 70 «Пантер».
Орудие 7,5 сm KwK. 42 L/70, стоявшее на танке Pz.Kpfw.V Panther, оказало заметное влияние на французское танковое вооружение.
С 1952 по 1964 год серийно выпускался танк AMX-13, на ранних модификациях которого использовалась 75-мм пушка SA50, созданная на базе немецкой 7,5 сm KwK. 42 L/70.
В начале 1950-х во Франции шасси списанных «Пантер» использовалось для выпуска самоходных кранов.
Самоходные артиллерийские установки «Hetzer» и «Hummel»
По состоянию на 9 мая 1945 года на чешских заводах и в танкоремонтных мастерских в разной степени готовности имелось около 300 САУ «Hetzer».
Именно эта самоходка в первые послевоенные годы стала наиболее массовой в вооруженных силах Чехословакии. В ноябре 1945 года чехословацкий Штаб танковых войск издал приказ о принятии Jagdpanzer 38(t) на вооружение под обозначением St-Vz.38. Всего Чехословацкой народной армии было передано 246 таких машин.
В начале 1950-х, после того как в Чехословакии было запущено лицензионное производство советских Т-34-85 и СУ-100, начался процесс списания трофейных немецких танков и самоходок.
Впрочем, после вывода из эксплуатации САУ St-Vz.38 до 1958 года продолжалась эксплуатация БРЭМ Bergepanzer 38(t) и разоружённых машин, используемых для обучения механиков-водителей. Как минимум одну самоходку переделали в траншеекопатель.
В послевоенное время покупателем «Хетцеров» стала Швейцария, чей бронетанковый парк состоял из 24 лёгких танков LTH – экспортного варианта LT vz.38, послужившего базой для САУ «Hetzer», и нуждался в обновлении.
В августе 1946 года фирма «Шкода» получила пробный контракт на восемь адаптированных по швейцарским требованиям самоходок. В Швейцарии эта САУ получила обозначение Panzerjager G-13.
Внешне швейцарский истребитель танков легко отличить от «Хетцера» по дульному тормозу и оптическим приборам. В отличие от Jagdpanzer 38(t), у которого борта рубки голые, на внешней стороне брони швейцарской ПТ САУ размещены: ящик с ЗИП, траки и запасной каток.
С использованием задела, оставшегося от немцев, первая партия самоходок была быстро поставлена заказчику. Однако последовавший в ноябре 1946 года ещё один заказ на 100 самоходок оказался на грани срыва, так как в наличии не имелось орудий Рак.39/2.
Но выход был найден: чешские инженеры оперативно переработали чертежи, после чего самоходки стали вооружать 75-мм пушками StuK.40, которые в достаточном количестве имелись на складах.
Кроме того, вместо карбюраторного двигателя, начиная с 65-й машины, устанавливали дизель Sauer-Arbon мощностью 148 л. с. Расход топлива дизельного двигателя был более чем в два раза меньше, чем у бензинового. Экономичность новой силовой установки позволила уменьшить топливный бак с 250 до 115 л, что позволило значительно увеличить полезный заброневой объём. Скорость машины на просёлке осталась на уровне 25-30 км/ч, запас хода тоже почти не изменился.
Боевой вес Panzerjager G-13 был на тонну меньше, чем у немецкого Jagdpanzer 38(t). На орудии швейцарской ПТ САУ появился 2-камерный дульный тормоз, командир и заряжающий поменялись местами. На крыше устанавливался вращающийся прибор наблюдения, а также командирское смотровое устройство в бронированной башенке.
В целом «швейцарский» вариант оказался более удачным, чем первоначальная модификация. И в 1947 году был оформлен заказ ещё 50 самоходок. Последние 20 машин передали заказчику 16 февраля 1950 года. На вооружении швейцарской армии эти истребители танков стояли до 1972 года.
Относительно малоизвестной страницей является послевоенное использование 150-мм САУ «Hummel» (полное название 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel).
Достоверно известно, что эти неплохие по меркам Второй мировой самоходные гаубицы в конце 1940-х годов имелись в вооруженных силах Румынии и Франции.
Во второй половине 1950-х пять самоходных установок «Hummel» Франция продала Сирии. К сожалению, информации об их судьбе нет. По всей видимости, все 150-мм САУ немецкого производства были уничтожены в ходе войны 1967 года.