Сергей Линник. Беспилотники военного назначения, созданные на базе снятых с вооружения самолетов
В последнее десятилетие в ряде стран ведутся работы по переоборудованию снятых с вооружения самолетов в ложные цели или даже носители авиационных средств поражения. Такие беспилотные летательные аппараты, двигаясь в первой волне авиационных средств нападения, впереди пилотируемых истребителей-бомбардировщиков, должны расчищать им путь, принимая на себя удары зенитных ракет и атаки истребителей-перехватчиков, имеющихся у обороняющейся стороны, выявлять нахождение зенитных позиций и радиолокационных станций. При подвеске авиационных средств поражения уничтожать обнаруженные ЗРК, обзорные РЛС и атаковать другие цели. В настоящее время на базе пилотируемых самолетов создаются транспортные беспилотники, предназначенные для доставки грузов в районы, где велика вероятность сбития пилотируемого военно-транспортного самолета.
Содержание:
Беспилотные Ан-2 в боевых действиях на территории Нагорного Карабаха
В сентябре-октябре 2020 года в ходе боевых действий на территории Нагорного Карабаха азербайджанская сторона очень активно и эффективно применяла дистанционно пилотируемые аппараты и барражирующие управляемые боеприпасы в основном турецкого и израильского происхождения.
Согласно информации, опубликованной в американских СМИ в начале 2020 года, в азербайджанских вооруженных силах имелось 2 израильских разведывательно-дозорных беспилотника Heron TP, 2 Hermes 900 и 10 Hermes 4507, около сотни «дронов-камикадзе» Sky Striker и полсотни Harop. На совместном с Израилем предприятии Azad systems выпускались дроны-разведчики Aerostar и «камикадзе» Orbiter.
«Звездой» этого конфликта стал БПЛА турецкого производства Bayraktar TB2. По неподтверждённым данным, Азербайджан к началу конфликта мог иметь до двух десятков таких дистанционно управляемых аппаратов.
Официальные российские СМИ весьма сдержанно комментировали ход конфликта и причины поражения армянских сил. Однако западные эксперты не стеснялись в комментариях, что в сочетании с опубликованными в Интернете видеосюжетами позволяло объективно судить о произошедшем.
На основании имеющейся информации можно сделать вывод, что командование вооруженных сил непризнанной Нагорно-Карабахской Республики оказалось не готово к войне и допустило грубейшие просчёты в планировании боевых действий. Особенно катастрофичный эффект носили ошибки в обеспечении маскировки военных объектов, планировании действий средств разведки, боевого управления, радиоэлектронного противодействия и противовоздушной обороны.
В качестве оправдания поражения армянской стороны часто приводится аргумент, что на территории Нагорного Карабаха в основном имелись устаревшие комплексы ПВО советского производства. Это, конечно, немаловажный фактор, но на основании информации, имеющейся в свободном доступе, можно сделать вывод, что расчёты зенитных ракетных комплексов в большинстве случаев действовали неграмотно, не получали внешнего целеуказания и зачастую не имели связи с вышестоящим звеном. В свою очередь, военное руководство НКР не смогло наладить эффективную работу пусть и отчасти устаревших, но вполне дееспособных средств ПВО, их взаимодействие, взаимное прикрытие, маскировку и своевременную смену позиций.
Всё это привело к тому, что азербайджанским военным удалось подавить систему противовоздушной обороны противника и, добившись господства в воздухе, переломить ход боевых действий в свою пользу.
Интересным и показательным моментом Второй карабахской войны стало использование устаревших самолетов Ан-2 для вскрытия системы ПВО обороняющейся стороны. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, Азербайджан переделал в радиоуправляемые беспилотники значительное количество устаревших бипланов.
Данные самолеты, находясь на грани выработки ресурса, были переоборудованы в БПЛА для того, чтобы «расчистить дорогу» для современных азербайджанских дронов и штурмовиков Су-25.
Азербайджан унаследовал от СССР более 70 бипланов, но к настоящему времени они находятся в конце своего жизненного цикла. Спутниковые снимки, сделанные незадолго до начала конфликта, зафиксировали на военном аэродроме Евлах, расположенном в 265 км к западу от Баку, около 60 самолетов Ан-2.
Надо сказать, что подобный подход к применению машин, выработавших свой ресурс и подлежащих скорому списанию, вполне оправдан. Будучи тихоходным, достаточно крупным летательным аппаратом, хорошо заметным визуально и на экранах радиолокаторов, беспилотный Ан-2 заставлял реагировать систему ПВО НКР, отвлекал от более важных целей, вынуждал тратить на себя ракеты и демаскировал зенитные позиции, по которым впоследствии наносили удары современные беспилотники.
По меньшей мере в зоне конфликта было сбито 10 азербайджанских Ан-2. Единый информационный центр Нагорного Карабаха сообщал о 18 сбитых самолетах противника, не уточняя их тип.
Однако фактически Азербайджан мог потерять по разным причинам, в том числе и технического характера, гораздо больше переделанных в БПЛА самолетов Ан-2. На спутниковых снимках, сделанных в октябре 2021 года, видно, что на аэродроме в Евлахе количество бипланов на стоянке сократилось более чем в два раза.
В ряде источников говорится, что азербайджанские Ан-2 были пилотируемыми. Взлетев, пилот намертво закреплял органы управления, и выбрасывался на парашюте. Однако это представляется маловероятным, поскольку если летчик покидал самолет на значительном расстоянии от зоны конфликта, то это не гарантировало, что сильно изношенный биплан продолжит лететь в нужном направлении. А парашютирование в зоне боевых действий было сопряжено со смертельным риском.
Китайские БПЛА, переделанные из пилотируемых самолетов
Ещё до обострения ситуации в Нагорном Карабахе в китайском сегменте Интернета появилась информация, что в КНР создана беспилотная модификация самолета Y-5B (китайская версия Ан-2), получившая обозначение Feihong 98 (FH-98).
Китайский FH-98 позиционируется как крупнейший в мире беспилотный транспортный летательный аппарат с взлетной массой 5250 кг, грузоподъёмностью 1500 кг и внутренним объёмом грузового отсека 15 м3. Максимальная высота полета – 4500 метров, крейсерская скорость – 180 км/ч, практическая дальность – 1200 км, длина разбега с максимальной загрузкой – 235 м.
Первый полет FH-98, созданный компанией China Aerospace Science and Technology Group, состоялся в 2018 году. Испытания прошли успешно, и со второй половины 2019 года началось переоборудование нескольких бывших в употреблении самолетов Y-5B в БПЛА FH-98.
Судя по кадрам, продемонстрированным на китайском телевидении, испытания проводились военными, а для управления грузовым дроном применялась наземная станция, созданная для других китайских разведывательно-ударных беспилотников. В ходе демонстрационного вылета с борта беспилотного биплана на парашюте в заданную точку был сброшен грузовой контейнер.
Основным назначением БПЛА FH-98 является доставка грузов в районы, где слишком велика вероятность того, что пилотируемый транспортный самолет или вертолет будет сбит противником. Помимо этого, беспилотник может также использоваться для сброса крупнокалиберных авиационных боеприпасов, постановки мин и как ложная цель.
Работы по созданию собственных беспилотников начались в КНР во второй половине 1960-х. Первые китайские БПЛА, поступившие в серийное производство, были созданы Сианьским северо-западным политехническим университетом. Аппараты Ва-2 и Ва-7 поступили на вооружение в начале 1970-х и предназначались для тренировки расчётов зенитной артиллерии. Это были очень простые и дешёвые радиоуправляемые мишени из фанеры с поршневыми двигателями, запускаемые твердотопливными ускорителями с буксируемой пусковой установки.
В 1976 году был налажен выпуск БПЛА СК-1 (ChangKong-1), который во многом являлся копией советской радиоуправляемой мишени Ла-17. Помимо тренировок расчётов ЗРК HQ-2 (китайская версия С-75) и отработки новых зенитных ракет, была создана модификация СК-1В, предназначенная для забора проб в ходе ядерных испытаний. Этот беспилотный аппарат впервые в «боевых условиях» применён на испытательном полигоне Лобнор в 1978 году, положив конец крайне опасной практике использования пилотируемых самолетов для взятия проб из облака ядерного взрыва.
В начале 1980-х началась переделка в радиоуправляемые мишени выработавших ресурс планера реактивных самолетов J-5 и JJ-5 (одноместные и двухместные модификации истребителя МиГ-17). Мишень, созданная на базе одноместного истребителя, получила обозначение Ва-5, а на базе УТС – Ва-5i.
Радиоуправляемые летательные аппараты Ва-5 и Ва-5i, используемые до сих пор, способны самостоятельно осуществлять взлет и посадку. С целью изменения радиолокационного и теплового портрета на самолеты-мишени устанавливаются линзы Люнеберга и ИК-имитаторы. Для детального анализа при испытаниях новых противовоздушных систем на беспилотные мишени позднего выпуска смонтированы системы видеофиксации.
По состоянию на сегодняшний день большая часть беспилотных самолетов Ва-5 и Ва-5i сконцентрирована на авиабазе Хендогли.
Авиабаза Хендогли, расположенная в слабозаселённой северо-западной части Китая, в провинции Ганьсу, района Внутренняя Монголия, является центром боевого применения ВВС НОАК. Согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках, в окрестностях авиабазы работает авиаремонтное предприятие, на котором устаревшие самолеты переоборудуют в радиоуправляемые мишени. На территории предприятия до недавнего времени хранилось около сотни выведенных из эксплуатации самолетов J-5 и JJ-5.
В этом районе также расположены космодром Цзюцюань, крупнейший в КНР авиационный полигон Дингсин и испытательный центр войск ПВО, известный как «Площадка № 72».
С учётом того, что ежегодно на полигоне в ходе боевых стрельб в последние годы уничтожалось приблизительно полтора десятка воздушных мишеней, беспилотных самолетов Ва-5 и Ва-5i в ВВС НОАК осталось уже немного.
В настоящее время в радиоуправляемые мишени активно переделываются взятые с хранения истребители J-6 (китайская версия МиГ-19) и двухместные учебно-боевые JJ-6. Первый J-6 был переделан в мишень в 1995 году.
В 2015 году на китайском телеканале CCTV был показан сюжет, в котором говорилось, что во время летных соревнований «Золотой шлем» пилот истребителя J-11 Цзян Цзяи сбил ракетой беспилотный J-6.
По всей видимости, в будущем в беспилотные самолеты-мишени будут переделывать сверхзвуковые J-7 и J-8II, которые в настоящее время заменяются в строевых полках самолетами J-10, J-11 и J-16.
Уже ко второй половине 1970-х годов истребитель J-6, спроектированный в начале 1950-х годов, считался устаревшим. В связи с экономическими и технологическими трудностями в Китае не могли в полной мере заменить J-6 современными на тот момент фронтовыми истребителями J-7 (копия МиГ-21) и перехватчиками собственной разработки J-8.
После появления в ВВС НОАК истребителей Су-27СК, начала их лицензионного производства на Шеньянском авиазаводе, по мере насыщения авиаполков современными самолетами, устаревшие истребители, не выработавшие летный ресурс, отправлялись на базы хранения.
В Китае официально простились с истребителем J-6 в 2010 году. Этот самолет, являющийся копией советского МиГ-19, являлся самым массовым реактивным истребителем в ВВС НОАК.
В общей сложности построено более 3000 экземпляров J-6 в варианте фронтового истребителя, перехватчика ПВО, разведчика и двухместного УТС. В середине 1970-х было выпущено небольшое количество беспилотных сверхзвуковых мишеней, известных как Во-6.
Внешне эта модель отличается от серийных истребителей J-6, переделанных в беспилотные модификации, отсутствием фонаря кабины. В западных источниках писали, что Во-6 мог использоваться как крылатая ракета, но соответствует ли это действительности, неизвестно. По сравнению с пилотируемой модификацией, радиоуправляемая мишень, лишённая фонаря кабины, из-за меньшего лобового сопротивления имела более высокую скорость полета. Но, судя по всему, было построено всего несколько радиоуправляемых самолетов Во-6.
После того как J-6 официально сняли с вооружения, приблизительно ещё 5 лет несколько десятков самолетов эксплуатировались в летно-испытательных центрах, где на них выполняли учебно-тренировочные полеты, и использовали в исследовательских программах, сберегая ресурс современных истребителей. По западным оценкам, 700-800 истребителей J-6 законсервировали.
В годы «холодной войны» в различных районах КНР было создано примерно четыре десятка обширных подземных укрытий для авиационной техники, способных выдержать близкий ядерный взрыв. По американским данным, в рабочем состоянии до сих пор может находится до 30 укрытий.
В 1990-2000 годы в укрытиях, вырубленных в скалах, было сосредоточено несколько сотен устаревших, но всё ещё пригодных к дальнейшему использованию боевых самолетов.
Значительное количество выведенных из эксплуатации самолетов сконцентрировано на авиабазе Лушань. Здесь вместе с бомбардировщиками Н-5 (китайская копия Ил-28) хранится более 300 истребителей J-6.
Ориентировочно с 2005 года начались работы по переделке снимаемых с вооружения самолетов в разведывательно-ударные дроны.
Как и в случае с радиоуправляемыми мишенями, в процессе переоборудования с самолетов демонтировалось катапультное кресло, кислородная система, пушечное вооружение, прицельное оборудование и связная аппаратура.
Беспилотный J-6 получил систему дистанционного управления по радиоканалу, инерциальную и спутниковую навигационную аппаратуру. Программируемый автопилот способен совершать полет по заранее заданной программе в случае утраты внешнего контроля.
На первом этапе беспилотные J-6 вооружались свободнопадающими 100 и 250 кг авиабомбами общей массой до 1500 кг. При максимальной боевой нагрузке дальность полета составляет 600 км. В случае необходимости при выполнении разведывательных полетов могут быть подвешены сбрасываемые баки.
Самолет, в кабине которого больше нет летчика, после загрузки полетного задания в автопилот, способен самостоятельно выходить в точку с заданными координатами и осуществлять бомбометание.
В этом случае уязвимыми могут оказаться площадные цели, такие как крупные предприятия, военные базы, аэродромы, нефтеперерабатывающие заводы и хранилища ГСМ, склады и транспортные узлы. Сообщается, что беспилотники также способны осуществлять постановки морских мин.
В китайских источниках ничего не говорится о другом вооружении беспилотных J-6. Однако логично предположить, что с учётом стремительного прогресса НОАК в области систем радиоэлектронного противодействия и высокоточных вооружений, беспилотные реактивные истребители при выполнении миссий по прорыву вражеской ПВО могут быть оснащены аппаратурой постановки активных и пассивных помех, а также противорадиолокационными ракетами, предназначенными для уничтожения станций наведения ЗУР, наземных и морских РЛС сантиметрового и дециметрового диапазонов. Кроме того, доработанные беспилотные J-6 способны нести разведывательные контейнеры, с трансляцией информации по радиоканалу в режиме реального времени.
Дистанционное управление полетом по радиоканалу осуществляется с наземного командного пункта или с воздушного КП на базе военно-транспортного Y-8 (китайская версия Ан-12).
В 2015 году на авиабазе Аньшунь была возведена инфраструктура, необходимая для управления БПЛА по спутниковым каналам, что теоретически позволяет руководить действиями беспилотных аппаратов и практически мгновенно получать разведывательную информацию с дрона, находящегося в любой точке земного шара. Здесь имеется как стационарная, так и мобильная аппаратура управления и спутниковой связи.
Хотя выпуск J-6 и двухместной учебно-тренировочной модификации JJ-6 осуществлялся на авиазаводе в Шеньяне (сейчас Шэньянская авиастроительная корпорация), судя по спутниковым снимкам, переоборудование снятых с вооружения истребителей в беспилотники происходило на предприятии Сианьской авиапромышленной корпорации.
Есть основания полагать, что помимо откровенно устаревших самолетов J-6 в разведывательно-ударные БПЛА переделывают относительно свежие фронтовые истребители J-7C/D и перехватчики J-8IIH, J-8IIF, J-8IIDF, о чём также свидетельствуют спутниковые снимки, находящиеся в свободном доступе.
Примерно 8 лет назад в ВВС НОАК началось формирование отдельных беспилотных эскадрилий специального назначения, укомплектованных радиоуправляемыми истребителями, которые находятся в прямом подчинении командования военных округов. Основным назначением беспилотников, которые на экранах РЛС невозможно отличить от боевых истребителей, является вскрытие системы противовоздушной обороны противника и нанесение ракетно-бомбовых ударов по стационарным целям с известными координатами. В мирное время личный состав и техника беспилотных эскадрилий привлекаются для организации учебного процесса истребительной авиации и войск ПВО.
С учётом аэродромов развертывания беспилотных самолетов в провинциях Фуцзянь и Гуандун, можно с полной уверенностью констатировать, что в основном они предназначены для действий против Тайваня.
Китайские БПЛА, созданные на базе устаревших истребителей, представляют собой грозную силу. Исходя из имеющихся данных, иностранные эксперты считают, что только беспилотных J-6 в КНР развернуто не менее 300 единиц.
Впрочем, эти аппараты не лишены серьёзных недостатков. По трудоёмкости обслуживания, времени подготовки к вылету и затратам они практически не отличаются от пилотируемых самолетов, что требует наличия специфического наземного оборудования и хорошо подготовленного технического персонала. Кроме того, БПЛА J-6 не способен летать в строю, и это означает, что каждый беспилотник летит к цели по одиночке. С учётом того, что минимальный интервал запуска составляет 3 минуты, для того чтобы поднять в воздух эскадрилью из 12 машин, потребуется более получаса. Это в свою очередь не позволяет использовать беспилотные истребители в звездных налетах, и снижает их боевую эффективность.
Тем не менее боевая ценность устаревших беспилотных истребителей очевидна. Их применение позволяет сберечь самый главный невозобновляемый ресурс – жизни пилотов.
В следующей публикации мы рассмотрим, как используют списанные истребители в США, и как с этим дело обстоит у нас.