Семейство пассажирских самолетов Duo-4, Duo-6 и Alcor C-6-1. США
В 1929 году Lockheed Aircraft Corporation была приобретена корпорацией Detroit Aircraft Corporation, владевшей активами многих авиастроительных компаний. Основатель Lockheed Aircraft Аллан Х. Локхид (Lockheed; изначально фамилия была Loughead) был недоволен данным поглощением и проголосовал против него. Аллан покинул Lockheed Aircraft и в 1930 году – в 1920-е годы интересы братьев Локхид разделились – совместно с братом Малькольмом основал новую компанию, получившую название Lockheed Brothers Aircraft Corporation.
Их первым самолетом стал Duo-4 Olympic, фюзеляж которого очень сильно смахивал на Lockheed Vega 5. Однако на месте одного радиального двигателя самолета Vega в новой машине были установлены два рядных четырехцилиндровых мотора воздушного охлаждения Menasco C4 Pirate, развивавших мощность 125 л.с. (92 кВт). Эти двигатели были размещены в носу Duo-4 так, чтобы расстояние между законцовками их винтов составляло около трех дюймов (76 мм). Двигатели были установлены на бок и их головки находились близко друг к другу; коленвалы находились дальше друг от друга [1]. Достоинствами подобной компоновки силовой установки Duo-4 были:
- • меньшее лобовое сопротивление, чем у обычного двухдвигательного самолета;
- • в случае отказа одного из двигателей возможность выполнения полета подобно обычному одномоторному самолету.
В своем фюзеляже свободнонесущий высокоплан Duo-4 мог перевозить от четырех до шести пассажиров. Монококовый фюзеляж имел деревянную конструкцию и был покрыт фанерной обшивкой, форма которой была получена после прессования. Крылья также имели деревянный силовой набор и фанерную обшивку.
Duo-4 с надписью «Olympic» на носу. Обратите внимание на прорези системы охлаждения двигателей Menasco Pirate
Флоренс «Панчо» Бернс (Florence “Pancho” Barnes) на фоне Duo-4 Olympic; сухое озеро Мюрок (нфне известно как сухое озеро Роджерс). Обратите внимание на небольшой зазор «Olympic» между законцовками винтов
Самолет, получивший номер гражданской регистрации NX962Y, впервые поднялся в небо в 1930 году под управлением Фрэнка Кларка (Frank Clarke). В марте 1931 года Duo-4 был поврежден, когда во время посадки на сухое озеро Мюрок (ныне авиабаза ВВС США Эдвардс [Edwards Air Force Base]), штат Калифорния, внезапный порыв ветра привел к капотированию и последующему столкновению с автомобилем. К сожалению, эта катастрофа отвратила инвесторов от идеи вкладывать средства в Lockheed Brothers Aircraft Corporation, и Duo-4 не мог быть быстро восстановлен.
В течение нескольких последующих лет Duo-4 медленно ремонтировался и модифицировался. Четырехцилиндровые двигатели Pirate были заменены шестицилиндровыми Menasco B6S Buccaneer. Эти оснащенные наддувом рядные двигатели воздушного охлаждения развивали мощность 230 л.с. (171 кВт) и вращали металлические винты диаметром 7 футов 6 дюймов (2,29 м). После доработок самолет был переименован в Duo-6 (некоторые источники называют его Loughead Alcor). В начале 1934 году машина вновь поднялась в небо.
схемы пассажирского самолета Duo-6
В феврале 1934 года Аллан официально сменил фамилию с Loughead на Lockheed. Также в 1934 году компания Lockheed Brothers Aircraft Corporation обанкротилась, но Аллан продолжил работать над Duo-6. в мае 1934 году был удален один винт для определения летных характеристик Duo-6 с одним двигателем. С аэродрома Майнс-Филд (Mines Field), ныне международный аэропорт Лос-Анджелеса (Los Angeles International Airport), самолет с одним работающим двигателем взлетел после разбега длиной 1200 футов (366 м) и развил максимальную скорость 130 миль/ч (209 км/ч). Как сообщалось, с одним отключенным двигателем Duo-6 управлялся как обычный одномоторный самолет за исключением возникновения небольшого рыскания. В мае Аллан вылетел на Duo-6 обратно на восточное побережье для демонстрации самолета представителям армии и флота, но из этого показа ничего не вышло – военных машина не заинтересовала.
пассажирский самолет Duo-6; вид сбоку
В октябре 1934 года в Соединенных Штатах были введены эксплуатационные ограничения для пассажирских одномоторных самолетов. Сутью этого положения был перевод обслуживания пассажирских авиалиний с одномоторных самолетов на многомоторные. Потенциально двухдвигательный Duo со своей способностью выполнять полет как в обычном режиме, так и на одном моторе (в случае выхода одного двигателя из строя), хорошо подходил под новые правила, но, к сожалению, в 1935 году Duo-6 разбился в авиакатастрофе и больше не восстанавливался.
пассажирский самолет Duo-6 перед полетом на восток; на переднем плане Аллан Локхид. Обратите внимание, что на хвостовое оперение была нанесена надпись «Alcor» и на изменения в охлаждении двигателей
В феврале 1937 года Аллан Локхид основал новую компанию – Alcor Aircraft Corporation («Alcor» являлось сокращением от Allan Lockheed Corporation). Первым официальным самолетом компании (Duo-6 был построен до ее основания) стал C-6-1 Junior Transport.
Конструкция Alcor C-6-1 Junior Transport являлась смешанной. Многослойная ель, стальные трубы и листы легкого сплава использовались там, где они могли иметь определенное преимущество. Ель использовалась в крыльевых поверхностях управления и во внешних секциях крыла, в то время как хромомолибденовые трубы используется в точках с повышенными местными нагрузками, таких как стойки шасси, корневые части крыла и моторные рамы.
схемы пассажирского самолета Alcor C-6-1 Junior Transport
Свободнонесущее крыло было двухлонжеронным и покрывалось обшивкой из трехслойной фанеры. Исключение составляли места размещения крыльевых топливных баков, где были использованы листы дюралюминия, прикрепленные с помощью винтов для обеспечения защиты и облегчения доступа при осмотре.
Отклонение закрылков выполнялось посредством гидропривода, а в элеронах Фрайза использовались шарикоподшипники. Основные стойки шасси были убирающимися. Они убирались в крыло назад в ниши, расположенные в нижней части консолей крыла, с поворотом опор на 90º.
Фюзеляж имел полумонококовую конструкцию. В носовой его части и в районе кабины пилота силовой набор состоял из стальных труб и имел легкосъемную дюралюминиевую обшивку. Основная секция фюзеляжа имела деревянный силовой набор из лонжеронов и шпангоутов и была покрыта состоявшей из двух элементов фанерной обшивкой, форма которой была получена после прессования.
Пассажирский салон предназначен для перевозки 4–6 пассажиров. В кабине самолета имелся полный комплект двойного управления для экипажа из двух человек. За пассажирским салоном размещены туалет и багажное отделение. Радиооборудование также размещено в задней части фюзеляжа и полностью закрытом помещении.
пассажирский самолет Alcor C-6-1 Junior Transport с двигателями, оснащенными втулками винтов
Хвостовое оперение также было свободнонесущим и по своей конструкции походило на крыльевые поверхности управления. Для получения аэродинамически эффективной поверхности машина покрывалась легким полотном и лаком.
На Alcor C-6-1 применена разработанная ранее неортодоксальная силовая установка, обеспечивавшая минимальное сопротивление и высокую эффективность полета на одном двигателе в случае выхода из строя другого мотора и состоявшая из двух рядных инвертированных шестицилиндровых двигателей воздушного охлаждения Menasco C6S-4 Super Buccaneer. Моторы, оснащенные наддувом и развивавшие мощность 250 л.с. каждый, были установлены на бок блоками цилиндров к центральной оси самолета. Капоты и воздухозаборники системы охлаждения имели обтекаемую форму и плавно сопрягались с носовой частью фюзеляжа и корневыми частями консолей крыла.
сделанный сверху уникальный снимок C-6-1, запечатлевший запуск двигателей и показывающий как мотогондолы расположены относительно передней части фюзеляжа и крыла самолета
Основные моторные рамы были прикреплены к переднему лонжерону крыла и удлиненные рамы из стальных труб были протянуты назад ко второму лонжерону. Свободнонесущие стопорные кронштейны удерживали каждый из двигателей в средней точке.
Характеристики Alcor C-6-1 с одним работающим двигателем были хорошими и позволяли самолету управляться в воздухе «без рук».
Ширина колеи шасси довольно широкая и составляла 13 футов 2 дюйма (4,01 м), что обеспечивало хорошие характеристики управляемости на земле.
На самолете были установлены двухлопастные винты постоянной скорости вращения Hamilton Standard, оснащенные системой управления Arens. Расстояние между законцовками винтов составляло 12 дюймов (0,3 м), и линии действия тяги по отношению к центральной линии самолета составляли 4º.
пассажирский самолет Alcor C-6-1 Junior Transport с двигателями без втулок винтов
Alcor C-6-1, получивший номер гражданской регистрации NX15544, впервые полетел 6 марта 1938 года. 27 июня 1938 года в испытательном полете над заливом Сан-Франциско C-6-1 вышел из-под контроля во время высокоскоростного пикирования. Восстановить управление было невозможно, и пилот с наблюдателем выпрыгнули из самолета, который рухнул в воды залива. C-6-1 был застрахован, но средств хватило только на то, чтобы выплатить долги компании Alcor. В связи с отсутствием средств Аллан Локхид закрыл компанию. В дальнейшем он продолжал работать в авиастроении, но уже не создавал машин собственной конструкции.
Alcor C-6-1 в полете над заливом Сан-Франциско. На заднем плане можно увидеть Толл-Бридж (ныне Сан-Матео – Хейворд Бридж [San Mateo – Hayward Bridge]). Обратите внимание на отсутствие у этого самолета обтекателей втулок винтов
Несмотря на то, что Duo-4 и Duo-6 были построены Lockheed Brothers Aircraft Corporation, их часто называли Alcor Duo-4 и Alcor Duo-6, а Alcor C-6-1 часто ошибочно называют Lockheed Alcor.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: |
Duo-4 |
Duo-6 |
C-6-1 |
Назначение: |
пассажирский самолет |
пассажирский самолет |
пассажирский самолет |
Экипаж, чел: |
2 |
2 |
2 |
Силовая установка: |
|
|
|
тип двигателя |
Menasco C4 Pirate |
Menasco B6S Buccaneer |
Menasco C6S-4 Super Buccaneer |
мощность, л.с. |
2×125 |
2×230 |
2×250 |
общая мощность л.с. |
250 |
460 |
500 |
Размеры: |
|
|
|
размах крыла, фт дйм (м) |
42 0 (12,8) |
42 0 (12,8) |
49 0 (14,94) |
длина, фт дйм (м) |
28 6 (8,69) |
28 6 (8,69) |
31 8 (9,65) |
высота, фт дйм (м) |
9 6 (8,69) |
9 6 (8,69) |
н/д |
площадь крыла, фт² (м²) |
282 (26,19) |
282 (26,19) |
318 (29,54) |
Вес: |
|
|
|
пустого, фнт (кг) |
2265 (1027) |
2885 (1309) |
4141 (1878) |
с полной нагрузкой, фнт (кг) |
н/д |
5090 (2309) |
6200 (2812) |
Летные характеристики: |
|
|
|
максимальная скорость, миль/ч (км/ч) |
140 (225) |
183 (295) |
211 (340) |
на высоте, фт (м) |
н/д |
|
5500 (1676) |
максимальная скорость с одним двигателем, миль/ч (км/ч) |
|
125 (201) |
147 (237) |
крейсерская скорость, миль/ч (км/ч) |
н/д |
157 (253) |
190 (306) |
на высоте, фт (м) |
н/д |
н/д |
5500 (1676) |
крейсерская скорость, миль/ч (км/ч) |
|
|
200 (322) |
на высоте, фт (м) |
|
|
10000 (3048) |
крейсерская скорость с одним двигателем, миль/ч (км/ч) |
|
100 (161) |
129 (208) |
посадочная скорость, миль/ч (км/ч) |
47 (76) |
57 (92) |
|
практический потолок, фт (м) |
н/д |
18500 (5639) |
24000 (7315) |
практический потолок с одним двигателем, фт (м) |
|
6400 (1951) |
12600 (3840) |
дальность полета, миль (км) |
н/д |
660 (1062) |
835 (1344) |
Пассажировместимость, чел.: |
4-6 |
4-6 |
4-6 |
- в некоторых источниках указывается, что двигатели имели небольшой наклон
источники: