Семейство неудачников. Палубный самолет-разведчик Nakajima C3N1. Япония
Выпущенная в конце 1935 года штабом Императорского флота техническая спецификация 10-Shi требовала от авиапромышленности создания двух палубных машин: ударного самолета (бомбардировщика-торпедоносца) и дальнего разведчика.
Компания Накадзима (中島飛行機株式会社 — Nakajima Hikoki Kabushiki Kaisha) вступила в борьбу за производство самолетов про этой спецификации. Проект, имевший внутрифирменное обозначение «К» и впоследствии ставший B5N1, разрабатывался группой конструкторов под руководством Кацуми Накамура (Katsumi Nakamura). Вторая конструкторская группа, возглавлявшаяся Ясуда Фукуда (Yasuda Fukuda), работала над имевшим внутрифирменное обозначение «S» проектом самолета-разведчика.
Технические требования спецификации 10-Shi на самолет-разведчик включали максимальный размах крыла не более 14 м, длину не более 10 м; экипаж должен был состоять из трех человек, что было необходимо для навигации на обширных территориях океана. Максимальная скорость должна была превышать 200 узлов (370 км/ч), минимальная скорость — менее 60 узлов (111 км/ч), а дальность должна была быть более 1200 морских миль (2222 км). Также в требованиях были отличный обзор и способность выполнять ночные полеты. Требования технической спецификации 10-Shi позволяли конструкторам выбрать один из двух типов двигателей — Nakajima Hikari или Mitsubishi Kinsei.
Обе конструкторские группы начали работать в начале 1936 года, и проект «S», представлявший собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, вскоре перехватил инициативу — Ясуда Фукуда взял за основу уже существовавший, но отвергнутый Армией проект легкого бомбардировщика Nakajima Ki-31. К чести компании Накадзима можно сказать, что группы инженеров тесно сотрудничали между собой и регулярно обменивались различными конструкторскими решениями и унифицируя различные узлы и детали, тем самым упрощая процессы производства и последующего ремонта в полевых условиях (в частности, силовая установка на обоих самолетах была идентичной: в качестве силовой установки был выбран «родной» двигатель Hikari).
В октябре 1936 года первый прототип самолета-разведчика был завершен. Второй самолет этой серии вскоре также был готов, после чего обе машины были переданы флоту для испытаний. Испытания с периодическими изменениями продолжалось около года, пока в сентябре 1937 года машина не была принята на вооружение как палубный самолет-разведчик тип 97 (C3N1).
Вскоре после поставки Флоту палубного ударного самолета и завершения обеими машинами палубных испытаний они были отправлены в центральный Китай для оценки с точки зрения тактического применения. После двух месяцев работы бомбардировщик был официально принят на вооружение и стал палубным ударным самолетом тип 97 (B5N1). Его вспомогательным назначением стало выполнение разведывательных полетов, таким образом он мог выполнять функции палубного разведывательного самолета тип 97, и как следствие C3N1 в серийное производство запущен не был.
Два же C3N1 с 1937 по 1940 год в качестве разведчиков наземного базирования применялись в районе Шанхая и Ханькоу.
С 1937 по 1940 год оба C3N1 в качестве разведчиков наземного базирования применялись в районе Шанхая и Ханькоу.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: одномоторный самолет-разведчик
Описание конструкции: цельнометаллическая конструкция; консоли крыла складываются вверх; экипаж в закрытой кабине
Экипаж: три человека (пилот, наблюдатель, радист)
Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Nakajima Hikari 2 мощностью 840 л.с. на взлете, 800 л.с. на высоте 3500 метров, номинальной мощностью 700 л.с. и приводящий в движение трехлопастный метллический винт постоянного шага
Размеры:
размах крыла 13,95 м
длина 10 м
площадь крыла 30 м²
удельная нагрузка на крыло 100 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 3,57 л.с./кг
Вес:
пустого 1805 кг
с полной нагрузкой 3000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 387 км/ч
крейсерская скорость 300 км/ч
практический потолок 6670 м
дальность 2278 км
Вооружение:
один стреляющий вперед 7,7-мм пулемет Typе 97 с боезапасом 500 патронов и один стреляющий назад подвижный 7,7-мм пулемет Typе 92 с боезапасом 485 патронов
Производство: в 1936 году построены два прототипа
источники:
- Robert C Mikesh & Shorzoe Abe «Japanese Aircraft 1910-1941»
- http://en.valka.cz/viewtopic.php/t/28963