Сегодня Кент, а завтра мент (из истории Добровольческого флота)
Продолжение и развитие серии «Решим войну снарядами»
С приемом в 1898 году новой кораблестроительной программы для Тихого океана роль крейсеров в ней была пересмотрена, во многом благодаря деятельному участию в совещании «Короля пушек» Барановского.
Согласно новой концепции, основой действий флота по нарушению вражеской торговли должна стать деятельность значительного числа слабовооруженных дешевых пароходов, чью деятельность должна обеспечивать сильная броненосная крейсерская эскадра, способная длительное время крейсировать вдали от транспортных коммуникаций, чтобы в неожиданное время напасть на слабозащищенный конвой. Но основным предназначением броненосной крейсерской эскадры должно стать сопровождение в бою основной ударной силы флота — броненосной эскадры.
Длительные автономные действия эскадры, по замыслам разработчиков новой концепции, должны быть обеспечены специальными скоростными судами обеспечения.
Таскать все необходимые запасы на боевых кораблях — значит резко сокращать их боевые возможности.
Концепция предусматривала развертывание большого числа вспомогательных крейсеров и судов обеспечения. Финансовой основой этого должна была стать их самоокупаемость. Крейсера разоружались или заранее строились безоружными, только с подкреплениями под орудийные установки, и передавались Добровольческому флоту, который в мирное время должен был эксплуатировать их, извлекая прибыль, направляемую на постройку новых вспомогательных крейсеров.
Неудачи прежних попыток вывести Добровольческий флот на самоокупаемость не смущали авторов новой концепции. Для обеспечения загруженности пассажирами суда должны были начать ходить по наиболее востребованным направлениям — из Европы в Америку. А для обеспечения высоких цен на билеты на этих пароходах, а значит и высоких прибылей от этих перевозок, они должны стать самыми быстрыми, завоевав и прочно удерживая «Голубую ленту Атлантики».
Кораблестроители Адмиралтейства составили проект крейсера водоизмещением в 10 000 тонн, вооруженного восемью тяжелыми пушками в двухорудийных башнях, а затем убрали с чертежей вооружение и разместили в освободившихся помещениях каюты и трюмы для грузов.
Получился стремительный красивый пассажирский пароход, который мог бы очень быстро быть превращен в боевой корабль. Снижению себестоимости и, следовательно, повышению рентабельности должно было также послужить строительство кораблей/судов широкой серией со значительным применением стандартизации и унификации.
Дополнительной мерой сокращения себестоимости программы должно было послужить размещение артиллерии по линейно-возвышенной схеме, обеспечивающей максимальный бортовой залп при минимальном числе пушек на борту.
На стандартных подкреплениях могли размещаться орудия как на платформах, так и в бронебашнях, калибрами от 107 до 203мм — возможна установка того, что окажется под рукой.
Бронезащита, кроме карапасной палубы, не устанавливалась, но при мобилизации могли быть установлены бронированные рубки и щиты по ватерлинии.
Характеристики, в пассажирском (вооруженном) вариантах: водоизмещение 10,3 (14,2) тыс.тонн, ЭУ 20 тыс.л.с., котлы Бельвиля, вертикальные паровые машины тройного расширения, скорость 23,5 … 24,6 (21…22,8) узла, адмиралтейский коэффициент 352. Длина 179,8 м., ширина 20,9м., осадка до 6,3м. Бронепалуба 37мм. Автономность, при полной загрузке трюмов углем (2 + 4 тыс.тонн) — 12 тыс.миль на 8 узлах, при нормальной загрузке — 3,2 тыс.миль.
Корабли/суда могли служить вспомогательными крейсерами, плавучими госпиталями, транспортами боеприпасов, угольщиками, плавучими мастерскими.
Корабли/суда получили имена: «Друг», «Знакомый», «Товарищ», «Френд», «Кент», «Кореш», «Братан». Добровольческий пароход «Знакомый» на линии Санкт-Петербург — Ливерпуль — Нью-Йорк в 1901 году показал среднюю (!) скорость 23,9 узла и как самое быстроходное судно завоевал знаменитый приз «Голубая лента Атлантики», потеснив шикарный пароход «Дойчланд», с его жалкими 22,1 узла. Рекорд «Знакомого» был побит только «Луизитанией», показавшей 25,8 узлов в 1909 году.
Прибыльным Добровольческий флот, разумеется, все равно не стал, но благодаря высоким доходам от трансатлантической линии Добровольческий флот значительно расширился, на те же государственные средства удалось содержать значительно больше вспомогательных крейсеров.
Во время Русско-Японской войны большая часть судов Добровольческого флота мобилизована не была, поскольку новая концепция крейсерской войны предусматривала действия против Японии вести короткими набегами быстроходных отрядов миноносцев и легких крейсеров.
«Кент» и «Кореш» были привлечены в качестве угольщиков для Второй Тихоокеанской Эскадры, а «Знакомый» для нее же был мобилизован как плавучий госпиталь.
Также, в соответствии с этой программой броненосный крейсер «Рюрик» 1890 года закладки признавался не соответствующим требованиям, предъявляемым к боевым крейсерам броненосной крейсерской эскадры, разоружался и передавался Добровольческому флоту. Первоначально планировали даже снять бортовую броню,но, подсчитав стоимость работ, приняли решение просто субсидировать для Добровольческого флота перерасход угля на перевозку этого железа. Крейсер «Россия» и строившийся крейсер «Громобой» были переквалифицированы в крейсера 2го ранга.
Во главе линии баталии должны были встать другие крейсера, хорошо бронированные, хорошо вооруженные, быстроходные, такие, чтобы сразу Пиза, и всем. https://alternathistory.ru/averovu-prishla-pisa/
Совершенно не вижу, почему бы тяжелому крейсеру «Кент» не стать пассажирским пароходом для Добровольческого флота (с)