«Агентство «Синьхуа» со ссылкой на источники, близкие к информированным, сообщает о потере в NACA за последнюю неделю контроля над тремя исследовательскими спутниками. По странному стечению обстоятельств в СССР над акваторией Карского моря в это же время проводились пуски геофизических ракет в интересах исследования ионосферы земли. Совпадение?»
— Высота 14700.
— Минутная готовность.
Моторы уже не ревут, воют на форсаже.
— Высота 15000.
Тяжелая двухмоторная машина краткие мгновения цепляется за предельный для себя потолок.
— Пуск!
— Есть отделение. Зажигание. Ракета сошла штатно! Пять секунд, полет нормальный. Телеметрия пошла.
Самолет, освободившись от своей ноши, с креном на левый борт заскользил вниз.
— Пятнадцать секунд, полет нормальный. Есть захват цели. Наведение. Подрыв. Цель поражена!
— По азимуту цели наблюдаю вспышку. Поражение подтверждаю.
И ехидный голос второго оператора из кормовой гермокабины:
— Я таки не знаю, шо вы и опять поразили, но спутник-мишень как полз по радару, так и ползет. А радиомаяк исправно выдаёт в эфир сигнал.
И по внутреннему каналу связи раздалось бодрое: «Биип-бип».
Комплекс перехвата воздушных целей с управляемой ракетой класса «воздух-воздух» Г-300 разрабатывался как авиационная компонента к наземной зенитной системе С-25 «Беркут». Работы велись по Постановлению СМ СССР от 23 сентября 1950 года. Разработки осуществлялись под неустанным вниманием со стороны высшего государственного руководства и велись кооперацией организаций во главе с КБ-1, в руководстве которого одну из главных должностей занимал Сергей Лаврентьевич Берия — сын одного из ближайших сподвижников Сталина. По замыслу КБ-1 воздушный компонент системы ПВО С-25 должен был стать третьим эшелоном, предназначенным для уничтожения целей, прорвавшихся через два наземных эшелона системы.
На стадии разработки в качестве самолета-носителя системы использовался бомбардировщик Ту-4, как соответствующий требованиям по длительному продолжительному барражированию. В процессе стало понятно, что носитель может иметь и более компактные размеры. К этому моменту КБ А.Н.Туполева уже имело в своем распоряжении такой самолет.
В послевоенный период в СССР, помимо разработки и освоения в серийном производстве турбореактивных двигателей на основе собственных проектов и западных трофейных и лицензионных образцов, шли интенсивные работы по созданию нескольких типов турбовинтовых двигателей. Одной из таких разработок стал ТВД типа ВК-2 КБ В.Я.Климова, имевший максимальную мощность 4200-4800 л.с. В 1948 -1949 годах в КБ А.Н.Туполева разрабатывался проект самолета-фоторазведчика. Проект получил по КБ обозначение «самолет «84». Машина была выполнена по схеме среднеплана с двухкилевым оперением и с мощным оборонительным вооружением: впереди две неподвижные пушки НР-23, назад вверх — 2 х НР-23, и кормовая установка 4 х НР-23.
С принятием на вооружение комплекса ПВО Г-300 в 1953 году машина пошла в серию под обозначением Ту-14. Находился на вооружении до 1962 года, когда был заменен самолетом Ту-128.
Часть выводящихся из боевой эксплуатации самолётов была передана в лётные училища, в качестве учебных машин, поскольку изначально имели дублированное управление и кабину второго пилота. Небольшая часть парка была переоборудована в буксировщики мишеней и в таком качестве прослужила до начала 1980-х годов. Небольшое количество Ту-14 были демилитаризованы и окрашены под стандарт «Аэрофлота». Под обозначением Ту-14Б использовались для перевозки почты и матриц печати из Москвы, а также в качестве научно-исследовательских летающих лабораторий и самолетов ледовой разведки. Отдельные машины сохранили пусковые комплексы и были использованы в качестве летающих стартов для геофизических ракет.
Основные проектные данные самолета Ту-14 2ВК-2
— длина самолета- 21,5 м;
— размах крыла — 26,0 м;
— максимальная скорость на высоте 6000 м — 725 км/ч;
— практический потолок — 13100 м;
— дальность полета — 5600 — 5800 км;
— оборонительное вооружение — 8 х НР-23.
— экипаж — 4 чел.
Источники:
Самолет «84» (https://raigap.livejournal.com/196215.html)
Управляемая ракета большой дальности Г-300