«…9 марта 1937 г. итальянский моторизованный корпус начал наступление на Гвадалахару. Со стороны мятежников в операции участвовало 60 000 солдат, 222 орудия, 108 танков и 32 бронеавтомобиля. 12-я дивизия республиканцев, прикрывавшая этот участок, насчитывала не более 4300 человек и двух десятков орудий. В помощь отходящим войскам выделили пять танков Т-24 из состава роты капитана А.Войновского, только что прибывшей на гвадалахарский участок Мадридского фронта. Но из-за постоянных дождей к месту назначения прибыло только две машины (остальные застряли в пути), которым была поставлена задача во чтобы-то ни стало задержать итальянцев…
До вечера 10 марта продолжался бой двух республиканских Т-24 против дивизии итальянской пехоты, поддерживаемой 20 танкетками CV3. Когда один танк был подбит, другой взял его на буксир с целью использовать пушку последнего. Спаренные таким образом машины продолжали вести боевые действия и задержали наступление противника на несколько часов. …»
М.Коломиец, И.Мощанский «Советские танки в Испании. 1937 год.»
Вопреки распространенному мнению о том, что танк Т-24 представлял собой улучшенный вариант опытного танка Т-12, его развитие проходило практически параллельно, хотя многие узлы и агрегаты были у них идентичны.
Уже в конце 1929 г. стало ясно, что Т-12 останется только на уровне прототипа и будет, так сказать, отладочной машиной. Кроме многочисленных технических проблем, с которыми позднее столкнулись на испытаниях, первый советский средний танк обладал малым запасом хода при достаточно высокой стоимости, что для того времени было непозволительной роскошью. На смену ему предстояло разработать новую боевую машину, лишенную этих недостатков.
Танк Т-24 должен был стать ударным средством мобильных подразделений РККА в условиях современного маневренного боя. Главными требованиями к нему стали:
- способность преодолевать большинство полевых фортификационных сооружений (окопов) и проволочных заграждений без помощи "хвоста" и на максимально возможной скорости;
- огневая мощь, обеспечивающая превосходство на поле боя перед всеми известными боевыми машинами сходной массы;
- бронирование, защищающее его экипаж от винтовочных и пулеметных пуль на всех дистанциях, а от огня 37-мм пушек на дальности 1000 м.
УММ РККА рекомендовало инженерам поработать над уменьшением массы танка до 17500 кг, уменьшив его бортовое бронирование до 20 мм, а днища и крыши до 8 мм. Это позволило бы увеличить запас хода и вооружение. Соответственно, предлагалось спроектировать новый корпус, сборку которого поручили Ижорскому заводу.
Новый корпус отличался двумя характерными чертами. Была выбрана схема бронирования, предложенная конструкторами М.И.Таршиновым и С.А.Гинзбургом. Идея улучшения бронестойкости кузова заключалась в том, чтобы изготавливать его с большими углами наклона броневых листов, которое будет сказываться на склонности пуль и снарядов к рикошету.
И в передней части корпуса, справа от водителя, вместо пулеметной башни второго яруса был установлен курсовой пулемет, что повлекло за собой увеличение экипажа ещё на одного человека, а командир машины мог заняться своими непосредственными обязанностями – руководить боем.
Военные потребовали установить и новую башню с 76-мм орудием ПС-3 конструкции П. Сячентова.
В МТО обосновался мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства. Ходовая часть была унифицирована с артиллерийским тягачом "Коминтерн" и применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, четырёх сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков, ленивца и ведущего колеса заднего расположения. Подвеска опорных катков — сблокированная во взаимозаменяемых тележках по три, с пружинным подрессориванием. Наружный диаметр опорного катка — 530 мм.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки перемены передач (пять передач вперёд, одна назад), многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач с ленточными тормозами. Коробка передач имела блокировочное устройство, предотвращавшее переключение передач при невыключенном главном фрикционе.
На совещании 27 марта 1929 г., УММ РККА распорядилось изготовить на УВЗ опытную партию из 15 танков Т-24. Для производства Т-24 за отсутствием альтернатив был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Позднее предполагалось подключить к производству и достраивавшиеся Сталинградский тракторный завод и «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Рассматривался и Челябинский тракторный завод, тоже находившийся в процессе строительства. Проектными работами по подготовке производства, а впоследствии и модернизации танка, руководил С. Гинзбург. Первые три Т-24 были изготовлены к концу июля 1930 года. А в августе 1931 года началось изготовление первой серийной партии.
Танк Т-24.
Масса 17 500 кг
Экипаж 5 человек.
Длина 5300 мм
Ширина 2310 мм
Высота 2450мм
Вооружение: 76,2-мм танковая пушка ПС-3 и два 7,62-мм пулемета ДТ
Танк Т-24А обр. 1938/1939 годов – 76,2-мм танковая пушка Л-10/Л-11, спаренный пулемет 76,2-мм ДТ и пулемет ДТ на универсальной щитовой установке люка заражающего.
Танк Т-24Б обр. 1938/1940 годов – танковая 45-мм пушка обр. 1938 г. 20К/ 45-мм пушка обр. 1940 года 20К-БМ с длиной ствола увеличенной до 68 калибров.
Бронирование: до 20 мм
Двигатель: М-6 танковый
Мощность двигателя: 300 л.с.
Скорость по шоссе — до 42 км/ч
Запас хода по шоссе — 140 км