Давным-давно, когда трава была зеленее, а мировая революция ещё представлялась теоретически возможной, в истребительной авиации царили маневренные бипланы. В начале 30-х в местный филиал этого сонного царства ворвались две кардинально новые машины – И-14 и И-16. По объективным причинам «… остался только один»(с). К 1939 году И-16, казалось бы, исчерпал все возможности к модернизации. Его изначально несомненное достоинство в виде сверхманевренности уже не вызывало прежних восторгов. А чрезмерно задняя центровка стала создавать проблемы. Работы над модификациями, способными кардинально изменить характеристики уже летающей машины, шли медленно и печально. Руководство ВВС и НКАП вроде бы совершенно индифферентно отнеслось к вариантам основного истребителя РККА с отечественными вариантами «мажора» и «циклона».
И на этом бы и закончилась история первого советского крупносирийного скоростного истребителя, если бы до мотора М-62 не дотянулись очумелые ручки технических специалистов 1-й армейской группы в Монголии. Так появился И-16 тип 24 и последующие.
В общем замечательный пример влияние случая на историю. А если бы в руки фронтовых инженеров попал двигатель М-87?
На текущий момент его мощность несколько уступает М-62/63. Однако перспективы его развития более актуальны и «кровный родственник» в лице «Мистраль Мажора» тому реальное подтверждение. А его развитие в виде М-88 выбрано в качестве «сердца» для перспективного И-180. В реальности под такую модификацию И-16 с мотором М-88 техническую базу и финансирование получил А.В. Сильванский. И благополучно убил эту возможность.
Ну и собственно вариант «бис».
В руки технических специалистов 1-й армейской группы в Монголии попадает двигатель М-87. Мотор устанавливают на И-16 тип 5 с глубоко задней центровкой в 35% САХ. И этот аппарат не просто летает, а летает более устойчиво чем оригинал, благодаря сместившейся вперед центровке. «… Герой Советского Союза Н. Герасимов докладывал начальнику НИИ ВВС: — Самолету этому не хватало скорости и мощности. Многочисленные модификации лишь утяжеляют прекрасную машину. Добавят пулемет — лишний вес, поставят кислородный баллон — самолет «висит на ручке». Мотор слабоват. А вот теперь, после модернизации, мы ходим на этом истребителе, чтобы подраться с врагом, — и душа радуется. Дашь газ — сразу чувствуется!».
В отличии от РИ заводская модернизация не пускается на самотек и жестко контролируется НИИ ВВС и НКАП. В результате в серию идет И-16 тип 24 (М-87Б) с фанерной обшивкой крыла, закрылками по типу И-180 и крупнокалиберными пулеметами БС.
В конце 1940 года завершается эпопея с М-88 и при плановой замене двигателей им начинают оснащать И-16 в строевых частях и вновь построенные самолеты.
ЛТХ:
Модификация: И-16 тип 28
Масса, кг
- пустого: 1684
- взлетная: 2130
Тип двигателя: 1 х ПД М-88
- мощность, л.с.: 1 х 1100
Максимальная скорость, км/ч
- -у земли: 445
- -на высоте: 555
Практическая дальность, км: 485
Скороподъемность, м/мин: 1034
Практический потолок, м: 11000
Экипаж: 1
Вооружение: 4 х 20-мм пушки ШВАК