Грузовики швейцарской фирмы Saurer не были распространенными, но повоевали на всех фронтах почти у всех участников этого «мероприятия». Как применялись австрийские автомобили Saurer и об их швейцарских корнях, в том числе об арттягаче Saurer AE 45hp можно прочитать ниже.
- Saurer AE/Заурер тип АЕ
- Страна: Швейцария
- Производитель: Adolf Saurer AG
- Год выпуска: 1917
- Кол-во выпущенных: 1 (?)
- Мощность: 45 л.с.
- Грузоподъемность: 3 тонн
Когда в 1853 году эмигрант из Германии Франц Заурер открывал в швейцарском городе Санкт-Галлен небольшую литейную и «машиностроительную» мастерскую, не предполагалось что из неё вырастет один из ведущих разработчиков грузовых автомобилей в мире, качество машин которого можно сравнивать со «швейцарскими» часами. Грузовики Saurer, которые начали выпускаться уже на новой площадке в заштатном швейцарском городке Арбон, на которую мастерская переехала в 1863-м году, иногда называли «грузовыми Мерседесами», что в принципе было лестью скорее относящейся к машинам фирмы Даймлер Бенц, чем наоборот. История транспортного машиностроения в Арбоне началась в 1888 году с выпуска на F. Saurer & Sohne первого ДВС, а через 10 лет и первого легкового автомобиля с собственным двигателем. Продолжателем дела Франца Заурера стал его единственный сын от первого брака Адольф Заурер (Adolphe Saurer), имя которого и получило акционерное общество.
Именно при Адольфе под руководством его сына Ипполита Заурера, талантливого механика, был выпущен первый 5-ти тонный грузовик в 1903 году, после успеха которого фирма сконцентрировалась только на коммерческих автомобилях, оставив заработки на воутюретках и легковушкам конкурентам. Уже первый 5-ти тонный грузовик фирмы имел бензиновый 4-х цилиндровый двигатель (7970 см3, 22 л.с.) с боковыми клапанами механизма газораспределения T-head, 4-х ступенчатую коробку передач и карданный привод задних колес. Одним из важных направлений в маркетинге фирмы была работа с военными. И хотя вплоть до Первой мировой очень редко шла речь о прямой покупке машин, Заурер продолжал участвовать во всех возможных конкурсах и для поставок и для субвенций в армии. Грузовики предлагались не только в свою армию, но и активно предлагая другим странам, например России. Конструкторский отдел Saurer под управлением внука основателя компании, талантливого предпринимателя и по совместительству конструктора Ипполита Заурера первым разработал унифицированный ряд грузовиков разного типоразмера.
Кроме производства на своем заводе в Швейцарии и продажи отличных грузовиков напрямую Ипполит Заурер создал целую сеть заводов по всей Европе. Первым был Österreichische Saurerwerke AG — Австрии завод начал работать в 1908, во Франции Saurer France SA — в 1910, в США Saurer Motor Truck Company начал выпускать машины в 1911. Там где не удалось построить собственный завод продавали лицензии — например M.A.N. c 1915 года собирал автомобили по лицензии в Германии, а Officine Meccaniche (OM) в Италии. В том или ином виде в «филиалах» выпускали одинаковые с главным заводом марки — Adolphe Saurer AG. В России Saurer попал не только как грузовик, но и через своего лицензиата фирму Arbenz по импортозамещению, как первый серийный российский грузовик Руссо-Балт тип М.
«Австрийский Saurer» — Österreichische Saurerwerke AG, основанный в 1908 году на базе небольшого завода Kraftfahrzeug GmbH, со своего создания активно работал с представителями k.u.k. Armee, так как военные заказы во все времена были лакомым куском. На базе унифицированной серии машин был предложен грузовик для участия в австро-венгерской государственной программе создания армейских стандартизированных машин грузоподъемностью 5 тонн, которые будут субсидироваться при заказе. Машину включили в список транспорта, к которым будут применяться субвенции, можно встретить название Saurer Subvention 5t или просто Sub.5. К примеру в конкурсе 3-х тонных грузовиков победила фирма Praga. Стоимость 5-ти тонного грузовика определялась в 26500 крон, 10 000 крон субсидировала армия, 16500 платил будущий владелец. Подразумевалось, что раз в год машину будут вызывать на смотр, и могут мобилизовать сроком на 6 лет. В 1914 все «субвенционные» грузовики были реквизированы у собственников и поступили в распоряжение Армии. Скорее всего именно такие машины Saurer Subvention 5t подразумевались и в качестве тягачей для 150-мм пушек фирмы Шкода Пльзень.
Перед войной головное предприятие в Швейцарии возглавил Ипполит Заурер (Hippolyte Saurer), сын основателя автомобильного производства Адольфа Заурера, под руководством которого была разработана Хейнрихом Майером широкоунифицированная новая серия “А” — Saurer – Typ A, запущенная в серийное производство в 1915 году и предназначенная для армии. В серию грузовиков Saurer – Typ A входили унифицированные модели “АВ”, “AC”, “AD” и “АЕ” с полезной нагрузкой 2-5 т., оборудованные тремя типами 4-х цилиндровых моноблочных двигателей мощностью 40-60 л.с отлаженной за 10 лет конструкции. Легкосплавный картер и блок цилиндров были цельнолитыми вместе впускно-выпускными и водяными каналами, двигатели имели
циркуляционную смазку с дозируемой подачей масла и кованный коленчатый вал из хромоникелевой стали установленный на шарикоподшипниках. Топливная система оборудовалась запатентованным двухкамерным карбюратором, регулятором скорости и специальным тормозом двигателя, особенно удачным для движения в горах. Машина типа А не стали очень популярными, но швейцарцам им хватало. Всего было выпущено Saurer – Typ A около 2700 автомобилей.
Тип АЕ в 1916-1917 годах был предложен швейцарским военным как специальный армейский автомобиль, который мог использоваться в качестве артиллерийского тягача. Особенностью конструкции артиллерийского трактора — Saurer Typ AE были задние тракторные огромные ведущие колеса диаметром около 2-х метров
Судя по всему артиллерийский тягач был построен с использованием решений от 3-х тонного грузового автомобиля Saurer – Typ AС с 45-ти сильным двигателем. Так как ведущие колёса имели высокую ось, мост был расположен над рамой, а между рамой и кузовом для расчета и амуниции установили кабестан, трос от которого мог выводится и спереди машины для самовытаскивания и сзади для для подтаскивания к тягачу прицепов и артиллерийских орудий.
Тягач Saurer Typ AE предлагали только швейцарской армии и испытывали его в самых сложных условиях, которые знает каждый советский и российский школьник, который изучал историю в школе — на перевале Сен-Готард (Gotthardpass, Passo del San Gottardo), по которому в 1799 году Суворов проводил русские войска на соединение с с русско-австрийским корпусом под командованием генерал-лейтенанта Алексанлра Римского-Корсакова и фельдмаршал-лейтенанта Фридриха фон Готце, находившимся в Цюрихе. Причеём испытания проводились в зимнее время на заснеженном перевале длиной в 48 км и с максимальной высотой 2108 м.
Так как тягач был артиллерийский то и одной из нагрузок, которая использовалась при его испытаниях была использована гаубица (15 cm sFH 13) с передком. Перемещение орудия испытывалось и на заснеженном склоне и на горных серпантинах.
Нет информации об испытаниях тягача, а так как в серию эта машина явно не пошла, можно предположить, что её характеристики не удовлетворили военных до той степени, что бы заказать партию машин. Поэтому в общем представляя конструкцию можно предположить с какими проблемами столкнулись на испытаниях Saurer Typ AE, которые особенно ярко должны были проявится на скользких заснеженных склонах Альп. Самое главное — плохая управляемость. Большой размер задних колёс и нагрузка на прицепное приспособление приводило к перегрузу задней оси, даже если хватало её надежности, и соответственно разгрузка передней управляемой дела машину неповоротливой, даже при повернутых передних колесах мощные колеса подпираемые прицепом толкали машину примо, что было крайне опасно в особенности на зимних горных серпантинах.
Другим фактором, который не зависел напрямую от машины, хотя её конструктивное решение с тракторными большими колесами, тоже накладывало свои ограничения, была скорость движения. Практически все орудия, с которыми европейские страны ввались в первую мировую войны были ориентированы на конскую тягу со скоростью пешехода. Конструкция лафетов категорически не предусматривала перевозки их за прицепом к автомобилю хотя бы со скоростью 10 км/час. Именно по этой причине к концу войны артиллерия так и не стала с механизированной тягой, этим занимались в межвоенный период, а например во Франции стала возимой, возимой в кузовах грузовиков. Поэтому в любом случае для швейцарской армии тактическая скорость артиллерии при использовании не изменилась.
Вариант компоновки трансмиссии, как у Saurer Typ AE в прямо виде ни до, ни после швейцарского тягача не применялся. Германские конструктора дорабатывали грузовые машины с использованием гусеничного движителя или наоборот делали мощные тягачи-трактора с большими колёсами с нуля. Наиболее близким к Зауреру был тягач Horch 33/55PS с мощной рамой и тракторными цельнометаллическими передними и задними колёсами. Но и итогом развития германской программы стал отказ от такого типа тракторов и переход к полноприводным машинам, как у французов и американцев. Для Заурер Typ AE стал боковой попыткой сделать специальную машину, которая в принципе не получилась, но всё же дала фирме необходимый опыт.
Количество изготовленных тягачей на Adolf Saurer AG, или как их называли Traktor не известно, так как фактически сейчас доступны фотографии только одной машины, возможно только экспериментальным образцом всё и ограничилось. К концу войны военные стали склонятся к вариантам тягачей или с полным приводом, как французы и немцы, или с гусеничным ходом, как британцы и те же французы. Колесные неполноприводные с колесами большого диаметра продолжали использовать только в Чехословакии, которой достались основные наработки по таким типам машин в Австро-Венгерской империи, после того, как Skoda Austro-Daimler были объединены в один концерн.
Источник — https://dzen.ru/a/ZIqnJZUGVw-HbAPP