Сарматская теория на Украине

1

Сармати́зм (польск. Sarmatyzm) — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVI-XIX веках. Сарматизм возводил польскую шляхту к древним сарматам, которые по воззрениям того времени считались кочевым германским народом; тем самым шляхтичи отделяли себя от массы простолюдинов.

героический магнат Дмитрий Иванович Вишневецкий. Байда - любимый вождь запорожских казаков. гроза турок и татар. успел послужить и Ивану Грозному. Как видно-бритая голова и чуб,кк отличитильный признак настоящего сармата.

Героический магнат Дмитрий Иванович Вишневецкий. Байда — любимый вождь запорожских казаков. гроза турок и татар. успел послужить и Ивану Грозному. Как видно-бритая голова и чуб, отличитильный признак настоящего сармата.

Существовали четкие правила изображения на портрете сарматского типа:

— на изображаемом всегда национальная одежда типа кафтана (кунтуш или жупан),

— чаще всего эта одежда или ее элементы красного цвета,

— на голове волосы острижены максимально коротко.

— на лице обязательны длинные усы,

— широкий кушак,

— на поясе обязательна сабля, возможны лук и стрелы.

остальные детали могли меняться в зависимости от времени и места написания портрета.

Польская шляхта возводила себя напрямую к древним кочевникам — сарматам, когда-то завоевавшим местные территории. И считая, что от них унаследовала врожденные качества, ставящие ее выше всех остальных — любовь к свободе, гостеприимство, веселый нрав, храбрость и мужество. толчок идеологии сарматизма дал видный польский историк Ян Длугош (1415— 1480), автор Истории Польши в 12 томах. поляки у Длугоша – нация сплошных героев, а вся история Польши – беспрерывный акт героизма. Мысль понравилась и была закреплена астрологом Мацеем (Матвеем) Карпигой из Мехова (1457—1523). широкую известность получил его трактат О двух Сарматиях (1517), который выдержал 14 изданий в Польше в 16 веке.

Но данная философия проникла и на Украину. Хотя, вероятнее, сначала она пришла в Польшу с территории Северщины (Слобожанщины), входившую в состав Речи Посполитой с 14в по 16вв, пока эта область не присоединились к Московскому Царству.

В Северщине проживали севрюки и саяны, потомки еще гуннов,поголовно служилое сословие Московского царства,однодворцы или городовые казаки. Северяне-северцы-это племя часть гуннов,еще согласно Иордану( гунны состоят из двух племен-савиров (северян) и акациров). А так как самоназвание сармат-имено гунны,согласно боспорским монетам

Надпись ГАNТI, то есть ганты. подлинное имя гуннов.Гантами назвали воинов Шивы.Монета 3в.

Надпись ГАNТI, то есть ганты. подлинное имя гуннов.Гантами назвали воинов Шивы.Монета 3в.

Сарматы состояли из двух племен-ардараганты и лимиганты,согласно Аммиану Марцеллину.

Этноним сайи(саяны)встречается еще с 4в.дон.э.

Асайи (ασάιοι) — сарматское племя, обитавшее в Причерноморье незадолго до нашествия кельтского племени галатов. Из сайев наиболее известен царь Сайтафарн. О Цайях(сайях) сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» Сайтаферн (ЦАРьТАФЕРН)– Σαιταφαρνης – царь скифов или сайев. Это имя известно из декрета, выбитого жителями Ольвии на мраморной стеле в честь Протогена. «…когда царь Сайтаферн прибыл в Конкит и потребовал даров по случаю приезда, Протоген по просьбе народа дал 400 золотых…»(IOSPE I2 №32.)

Саяны — субэтническая группа русских в Курской губернии, в Посемье (Курский, Щигровский, Фатежский, Льговский, Белгородский, Корочанский уезды). Существовали до начала XX века, после чего слились с основным массивом русского населения. К концу XIX века численность саянов составляла порядка 25—30 тысяч человек. Саяны отличались от других русских Курской губернии (в том числе от соседних однодворцев) рядом антропологических, диалектных и культурных особенностей, отличия проявлялись в антропологическом типе. Саяны характеризовались светлым цветом волос и глаз, долихокефалией.

Один из портретов Богдана Хмельницкого. Ещё один "типичный сармат"

Один из портретов Богдана Хмельницкого. Ещё один «типичный сармат»

Свою ставку Хмельницкий из Чигирина перенес в Немиров и принял титул князя сарматского. Все гетманские универсалы он подписывал сложным именем Гедеон — Георгий — Венжик Хмельницкий, величая себя князем сарматским и гетманом запорожским. Что касается имени «Венжик», то оно объясняется, по-видимому, тем, что в это время бытовало мнение (возможно инспирированное самим Юрием), будто его дед был женат на дочери запорожского гетмана Венжика Хмельницкого. Однако, исторической науке такой гетман не известен, а упоминание о его деятельности в «Истории руссов» полностью противоречит общепризнанным историческим фактам. Булава, как на портрете, кстати, тоже считалась традиционным сарматским оружием.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/historyrus/sarmatskaia-teoriia-na-ukraine-5e982e32f1710d606e93989e

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account