Этот самолет является самым массовым бипланом в мире. Его выпуск на разных заводах и в разных модификациях составил более 33 000 штук. 16 января 1928 года он впервые поднялся в небо и строился серийно до 1953 года. А ещё на нем воевали 60 Героев Советского Союза и практически половина из них женщины. Последние боевые действия в которых участвовал легендарный биплан- Корейская война.
Самолет получил обозначение при создании и разработке У-2, позже, после смерти его конструктора и в его честь, был переименован в По-2. С это названиями у нас в памяти всплывают «небесные тихоходы» и ночные бомбардировщики. Однако это не всё на что был способен биплан. За весь период использования он имел более девяти модификаций. И так начнем: У-2 ВОМ-1
Этот самолет стал первой модификацией У-2, специально приспособленной в стационарных условиях для ведения войны. В качестве подвесного вооружения использовались мешки емкостью по 30 л из клеенчатой, бензостойкой ткани, заполненные особой вязкой огневой смесью. Сбрасывать их предполагалось с высоты 50-60 метров, на высоте нескольких метров происходил взрыв смеси, и она накрывала цель.
Самолет получил обозначение ВОМ-1 (воздушный огнемет), его основным отличием от учебного У-2 стали две транспортно-боевые кассеты: хвостовая и нижняя.
Содержание:
У-2 BC завода № 387
Используя наработки по самолету ВОМ-l, на авиазаводе №387 в 1942 г. подготовили существенную модернизацию У-2 BC(бомбардировщик). Самолет вооружили курсовым пулеметом ШКАС, смонтированным поверх правого крыла. Питание осуществлялось из патронного ящика емкостью 300 патронов, установленного в фюзеляже. У второго члена экипажа на шкворневой установке установили пулемет ДА (с 4 запасными магазинами).
За кабиной штурмана оборудовали отсек для двух вертикальных цилиндрических кассет, загружаемых мелкими авиабомбами. Кассеты вмещали до 68 осколочных бомб АО-2,5, или 48 зажигательных бомб ЗАБ-2,5, или 16 осколочных АО-8, или ЮАО-Ю, или 8 АО-15. Еще две кассеты АБКП-100 для мелких авиабомб подвешивались под крылом самолета.
Полигонные испытания этого самолета, проведенные в июне 1942 г., показали полную возможность его эффективного практического использования.
У-2ГН («Голос неба»)
Ведение агитационных и пропагандистских передач в ходе ведения боевых действий на советско-германском фронте широко использовалось обеими сторонами. В декабре 1943 г. использовали на Ленинградском фронте. Несколько У-2, действующих в составе эскадрильи, базирующейся в районе Великих Лук, оборудовали для этой цели специальной радиотрансляционной аппаратурой. Среди прочих пропагандистов в небо поднимался диктор Ленинградского радио Владимир Герцик, который из второй кабины вел радиопередачи с самолета.
В 1944 г. на заводе Nq 51 для ведения радиопередач с воздуха особым образом доработали два У-2ВС постройки завода №494. Вооружение не ставилось, взамен в задней кабине смонтировали звуковещательную станцию СГУ-43 с громкоговорителем, направленным вниз, и генератор ГС-1000 с ременным приводом от М-ll. В кабине штурмана на приборной доске смонтировали элементы управления звуковой станцией.
После доводок и испытаний У-2ГН направили на фронт, где их использовали с высокой эффективностью.
По-2М завода № 51
Однопоплавковый По-2М авиазавода № 51, построенный в Москве в 1944 г. спроектировали по инициативе и под руководством Николая Поликарпова. Основываясь на опыте войны, конструктор решил создать специальный боевой самолет для ведения боевых действий в речных и озерных районах. Свой выбор он остановил на варианте с одним основным поплавком и двумя небольшими поплавками для обеспечения устойчивости на воде. Основной причиной такого решения бьта необходимость подвески под крыльями бомбовой нагрузки.
Для увеличения дальности полета на однопоплавковой машине установили увеличенный топливный бак емкостью около 200 литров, оборудовали генератором ГС- 350, приемопередающей радиостанцией РСИ-4. Вооружение включало 100 кг бомб — 4 ФАБ-25 на под- крыльевых держателях и пулемет ДТ на шкворневой установке.
У-2НАК
Удачные эпизоды применения У-2 для ночной разведки и корректирования огня артиллерийских батарей привели к появлению отдельной модификации самолета — У-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик). Первый такой самолет оборудовали из серийного образца в начале 1943 года на заводе No.51 в Москве. На нем установили радиостанцию РСИ-4, генератор ГС-350М, переговорное устройство СПУ-Ф-2, ультрафиолетовое освещение приборных досок и плафонное освещение для работы с картой в темноте. Двигатель М-11Д оснастили кольцевым выхлопным коллектором с глушителем-пламегасителем МАКФ-4
У-2СП
Доработанный для перевозки особо важной персоны У-2 стали называть самолетом «для спецприменения» или сокращенно СП (У-2СП). В пассажирской кабине установили мягкое кресло и откидной столик, увеличили козырек кабины. В годы Великой Отечественной войны СП широко применялся в качестве связного и легкого транспортного самолета в тылу и на фронте. СП использовался в качестве штабной машины. На нем летали и к партизанам.
У-2 «Лимузин»
В 1943 г. инженер-капитан Зусман предложил переоборудовать несколько стандартных У-2 в комфортабельные 2- и 3-местные «Лимузины» для перевозки высшего командного состава и офицеров связи. Известно, что в том же году два самолета подверглись переделкам в стационарных мастерских 3-й Воздушной армии. Основные изменения коснулись центральной части фюзеляжа — здесь в районе второй кабины по левому борту вырезали верхний лонжерон и оборудовали дверную раму с соответствующими усилениями. Обе кабины закрыли обтекаемым прозрачным фонарем, установленным на каркасе из стальных труб. В задней пассажирской кабине сняли приборную доску и управление, проводку разместили под полом. Саму кабину выполнили по типу салона с мягким креслом, мягкой обивкой бортов и плафоном освещения.
У-2ШС
«Штабной лимузин» У-2ШС разработанный в конце 1943 г. в конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова, предназначался для перевозки пяти пассажиров. Самолет испытывался в НИИ ВВС с 16 по 21 сентября 1944 г. уже под обозначением По-2ШС. Особо отмечалось, что после доработок, при съемном фонаре пассажирской кабины, очень удобно производить погрузку раненых. Указывалось, что переоборудование из штабного в санитарный вариант осуществляется одним человеком в течение 3-4 минут. Положительным моментом оценивалось снижение шума мотора при закрытом фонаре, что позволяло общение сопровождающего с ранеными при помощи громкой речи. У-2
По-2 С-1 (СС); -2; -3.
В 1934 году на авиазаводе No.23 начали выпускать санитарные У-2, обозначаемые как СС (санитарный самолет) или С-1. Основное конструктивное изменение — увеличенный по высоте верхний гаргрот, начинавшийся сразу за кабиной пилота. Под этим открываемым на земле колпаком мог разместиться один больной на носилках и сопровождающий врач. Всего в 1934-36 годах в Ленинграде изготовили 99 С-1, которые широко использовались в санитарной авиации.
Конструкцию улучшенного варианта, построенного в 1940 году и обозначенного С-2, отличал еще более увеличенный верхний гаргрот с прорезанными бортовыми иллюминаторами. Всего до конца первого года производства авиазавод No.23 построил 365 санитарных С-2, оснащаемых двигателем М-11Д мощностью 115 л.с..
Потребность в санитарных летательных аппаратах в военное время частично удовлетворялась использованием съемных кабин Бакшаева и Щербакова, переоборудованием У-2 СП в вариант С-3. Эта модификация, построенная по предложению техника Филатова (иногда называлась СКФ — санитарная кабина Филатова), отличалась простотой и оригинальностью. Практически на любую разновидность У-2 сверху фюзеляжа взамен стандартного гаргрота устанавливался новый коробчатый обтекатель с центральной перегородкой. В таком выступавшем за боковые габариты фюзеляжа фанерном контейнере можно было разместить не одного, а двоих раненых.
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.
Источник: Книга»«Король истребителей» Боевые самолеты Поликарпова»
Автор Михаил Александрович Маслов