1

  Самый маленький авианосец

Началась эта история в 1974 году, на волне очередных перетрясок в американском военном бюджете и мрачных прогнозов о роли авианосцев в глобальной ядерной войне. Огромные суперавианосцы класса "Форрестол", "Киттихок" и "Энтерпрайз" были всем хороши — но дороги, и немногочисленны. Появление самолетов вертикального взлета и посадки, казалось, создало им надежную альтернативу в виде танк называемых SCS — Sea Control Ship, кораблей контроля моря. Предполагалось, что многочисленные и небольшие SCS в условиях тотальной войны с применением атомного оружия будут более устойчивы, чем огромные суперавианосцы — просто за счет того, что их будет БОЛЬШЕ.

И на волне увлечения СВВП и авианосцами небольших размеров, у кого-то зародилась идея: а что если сделать авианосец ЕЩЕ меньше? Например… в корпусе катера?

Ошеломляющая идея имела и ошеломляющее обоснование. Катера были тем классом кораблей, которые легко было производить и эксплуатировать. Огромный рой катеров, каждый несущий по 1-2 самолета вертикального взлдета и посадки мог, в теории, конкурировать с "настоящим" авианосцем! В случае же тотального ядерного конфликта, катера было легко рассредоточить и спрятать у своих берегов.

Перспективы СВВП тогда смотрелись хорошо. В ВМФ вовсю шли работы над сверхзвуковым истребителем вертикального взлета и посадки Rockwell XFV-12, характеристики которого обещали быть великолепными. Оригинального вида истребитель должен был развивать скорость 2,4 МаХа, что делало его великолепной кандидатурой на роль основной палубной единицы. Правда, он еще ни разу не летал, но перспективы воодушевляли.

Самый маленький авианосец

Первый проект авианосного катера представила фирма "Боинг" в 1975 году. Корабль на подводных крыльях — явно сказывалось влияние построенных "Боингом" первых и единсвтенных американских ракетных катеров на подводных крыльях "Пегас" — должен был нести 1 самолет довольно оригинальной компоновки. "Тэйлситтер", т.е. самолет, "стоящий на хвосте", предложенный в эскизе "Боинга" скорее, напоминал старый проект X-13 фирмы Ryan.

Самый маленький авианосец

Интересной особенностью стал "ломающийся" фюзеляж этого концептуального аппарата "Боинг". При посадке, нос самолета должен был опускаться, так что пилот всегда оставался в горизонтальном положении, и мог хоть минимально видеть, что творится внизу. Самолет должен был базироваться на поднимающейся рампе. При взлете, рампа поднималась вертикально вместе с самолетом, и обеспечивала вертикальный старт. При посадке, самолет подлетал к вертикальной рампе, зависал вертикально, и "цеплялся" специальным носовым крюком. Идея, хотя и абсурдная тем не менее, была опробована на X-13, и признана рабочей — в некоторых случаях

Впрочем, так как ничего подобного в активе фирмы "Боинг" не было, ясно, что фирма не особо серъезно подошла к проекту.

В отличие от "Боинг", флот подошел к проекту тщательно. Созданный флотом эскиз предполагал уже более серъезную машину — катер для базирования 2-х самолетов Rockwell XFV-12.

Самый маленький авианосец

В отличие от преокта "Боинг", здесь СВВП должны были базироваться горизонтально. Катер предназначался для поддержки более крупных авианосцев как элемент передового дозора и для действий вблизи побережий. По рассчетам ВМФ США, несколько сотен таких катеров, сконцентрированых в северном и средиземном морях, могли бы полностью парализовать советские операции.

Проект был признан перспективным… но к власти пришел Рейган и бюджетные проблемы ВМФ США кончились. Казавшийся перспективным Rockwell XVF-12 так никогда и не полетел — слишком тяжелыми для разработчиков оказались требования. Постройка серии суперавианосцев класса "Нимиц" и сокращение ядерных арсеналов сделали идею авианесущего катера чуть больше чем историей.

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account