Самые быстрые самолеты в мире. Часть 52 Достигнут ли предел возможностей?

15

Другие части цикла

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 52 Достигнут ли предел возможностей?

В последние годы много говорится о глобальной экономической рецессии, которая затрагивает все сферы человеческой деятельности, даже в тех сферах, над которыми

«простерлась рука Господа».

Однако, похоже, это явление пока лишь слегка коснулось одного события, а именно гонок скоростных самолетов, ежегодно проходящих в Рино, штат Невада. По-прежнему было достаточно предпринимателей, которые смогли профинансировать разработку специальных машин для своих гоночных «конюшен» и стартовать вместе с пилотами с надеждой на успех, славу и возврат вложенных средств.

Фактически в гонках в Рино принимают участие бесконечно модифицированные (очень изобретательно с технической точки зрения и очень затратно с финансовой) самолеты времен Второй мировой войны. В основном используются американские «мустанги», «биркеты», «аэрокобры» и британские «фьюри»; другие типы, как правило, являются исключением. Элегантный истребитель North American P-51 Mustang оставался, пожалуй, самой большой надеждой для многих модификаторов и гонщиков, и его варианты поражают тем, насколько мощные характеристики были скрыты в этом мастерски разработанном планере.

Гонки в Рино чрезвычайно интересны, но в рамках данного цикла статей наибольший интерес представляют попытки машин, участвующих в этих гонках, установить новый абсолютный рекорд скорости поршневых самолетов. Было множество заявлений конструкторов и владельцев этих машин, но на выполнение рекордных полетов решились единицы из них. Как мы знаем из предыдущих статей, это были попеременно Grumman Bearcat (Conquest I и Rare Bear) и P-51 Mustang (Red Baron и Dago Red).

Если модифицированные боевые самолеты по-прежнему побеждают в гонках Рино, то в области установления рекордов все обстоит гораздо хуже. Кажется, что последний рекорд, установленный самолетом Rare Bear, показал пределы возможностей машин такого происхождения. Для достижения более высоких скоростей требуются специально разработанные для этого самолеты. Американский бизнесмен и энтузиаст авиации Джон Р. Сандберг (John R.Sandberg), специализирующийся на модификациях двигателей, в 1985 году поручил конструктору Брюсу Боланду (Bruce Boland) разработать и построить рекордную машину. Брюсом Боландом был создан самолет BB-1, формы которого были вдохновлены «мустангом», но сам самолет был меньше, легче и имел ряд аэродинамических улучшений. Даже остался подфюзеляжный воздухозаборник системы охлаждения двигателя, но получивший гораздо более совершенную конструкцию. Размах крыла был уменьшен до 8,9 метров, площадь крыла до 13,8 м², а масса – до 3175 кг. Помимо аэродинамики планера увеличению скорости способствовала силовая установка, состоявшая из двигателя Packard N-1650 Merlin 224, мощность которого была увеличена принадлежавшей Сандербергу компанией JRS Enterprises до 3350 л.с. (2462 кВт), и воздушного винта, который был заимствован у учебного самолета T-28 Trojan. Октановое число топлива постепенно увеличивалось со 140 до 160 и даже до 200.

схема рекордного самолета BB-1 Tsunami

схема рекордного самолета BB-1 Tsunami

Однако Сандберг не использовал скромное обозначение BB-1, а переименовал самолет в Tsunami, что является английской транскрипцией японского слова «цунами» (津波) – разрушительной морской волны. Первый полет «цунами» состоялся 17 августа 1987 года, а в следующем году машина приняла участие в гонках в Рино. Однако до финиша Tsunami (номер гражданской регистрации NX39JR) не дошел; двигатель перегрелся, и машина совершила вынужденную посадку, к счастью с небольшими повреждениями. Двигатель вышел из строя даже после доработок, выполненных в 1988 году. В 1989 году Сандберг установил рекорд скорости в полете над базой в Уэндовере (Wendover), штат Невада. Однако тем временем рекорд был установлен самолетом Rare Bear, что означало, что для превышения на один процент его достижения 850 км/ч требуется пролететь со скоростью на 9 км/ч больше. 5 сентября 1989 года во время первого пролета над мерной трассой машина попала во внезапно возникшую турбулентность, и Сандберг принял решение приземлиться. Через день все выглядело многообещающе, но во время третьего пролета над мерной трассой поршневые кольца сломались. После ночного ремонта 7 сентября 1989 года самолет снова поднялся в воздух на этот раз в пробный полет. Однако во время посадки сломалось шасси, и все было кончено. Во время испытаний самая высокая измеренная скорость составила 837 км/ч.

подготовка к полету рекордного самолета BB-1 Tsunami

подготовка к полету рекордного самолета BB-1 Tsunami

К сожалению, неудачи продолжили сопровождать «цунами». В 1990 году в проводившихся в Рино гонках он финишировал вторым, а в августе 1991 года разбился во время испытаний. В том же году в гонках в Рино «цунами» «скатился» на третье место, и, наконец, 25 сентября 1991 года в Пирре, штат Южная Дакота, Сандберг смог выпустить только один закрылок. Результат – внезапное вращение, удар о землю и гибель пилота.

американский авиаконструктор Берт Рутан

американский авиаконструктор Берт Рутан

В последние годы было много разговоров и статей об экстраординарной конструкции гоночного и рекордного самолета Rutan Scaled Composites 21, более известного под именем своего заказчика Роберта Дж. Понда (Robert J. Pond) как Pond Racer PR-I. В 1988 году Роберт Понд заказал Бёрту Рутану создание самого быстрого в мире поршневого самолета. Бёрт Рутан принял вызов, поскольку его специализацией является поиск новых путей в развитии авиации. Композитные материалы и новые аэродинамические компоновки, включая размещение горизонтального оперения в носовой части фюзеляжа, были излюбленными техническими решениями Рутана. Несомненным успехом Рутана стал самолет Voyager, на котором в декабре 1986 года его брат Дик Рутан и Джина Йегер (Jeana Yeager) совершили беспосадочный кругосветный перелет.

схема рекордного самолета Pond Racer PR-1

схема рекордного самолета Pond Racer PR-1

Композитные материалы и необычные технические решения также характеризовали рекордный самолет PR-1. Необычной была силовая установка самолета, состоявшая из двух модифицированных автомобильных двигателей Nissan/Electramotive VG-30, развивавших мощность 1000 л.с. (735 кВт) и работавших на метаноловом топливе. Трехкорпусная концепция и крыло обратной стреловидности дополняли необычность рекордного самолета Pond Racer. Дик Рутан совершил на PR-1 первый полет в марте 1991 года, а затем в сентябре того же года пилот Рик Брикерт (Rick Brickert) на этой машине, получившей номер гражданской регистрации N221BP и стартовый номер, принял участие в гонках в Рино. Квалификационные испытания показали всего 643,7 км/ч, но и этой скорости было достаточно. Однако во время гонок в левом двигателе вспыхнул пожар, и Рик Брикерт совершил вынужденную посадку. В 1992 году после обширной реконструкции самолет вернулся в Рино. Рик Брикерт знал о серьезном недостатке самолета: поскольку постоянные проблемы с метаноловым топливом вынуждали технических специалистов довольствоваться модифицированным бензином и, следовательно, снижать мощность двигателей. Следствием этого стало падение скорости до 577,2 км/ч. Турбокомпрессор также работал неудовлетворительно. Снова переделки и вновь участие в гонках в Рино, но на этот раз судьбоносное. Во время гонок 1993 года машина внезапно встала на дыбы, и правый двигатель остановился. Пилот сообщил о проблеме по рации и должен был приземлиться на назначенной взлетно-посадочной полосе. Однако на взлетной полосе находилась другая машина, и в поисках альтернативной площадки для приземления Рик Брикерт потерял управление, его машина спикировала, разбилась и сгорела. Расчетная скорость 885 км/ч так и осталась мечтой.

подготовка к полету рекордного самолета Pond Racer PR-1

подготовка к полету рекордного самолета Pond Racer PR-1

Эти два несчастных случая со смертельным исходом и неспособность следующего обещанного рекордного самолета Mach Buster I достичь хотя бы части обещанных характеристик подтверждают уверенность автора в том, что поршневые машины с воздушными винтами достигли пика своего развития.

Согласно утверждениям конструктора Билла Монтеня (Bill Montagne), штат Калифорния, оснащённый 2130-сильным (1566 кВт) двигателем General Motors рекордный самолет Mach Buster I должен был развить фантастическую скорость 1200 км/ч! Mach Buster I с расположенным в задней оконечности фюзеляжа толкающим винтом, который в сверхзвуковом полете должен был находиться в состоянии покоя, так и остался дорогостоящей и безрезультатной попыткой.

схема рекордного самолета Mach Buster I

схема рекордного самолета Mach Buster I

Конечно, примечательно, что при проектировании рекордных самолетов начинают применяться автомобильные двигатели, что в условиях полного отсутствия мощных авиационных поршневых двигателей не может быть сюрпризом. Для смеха стоит привести один из многих проектов эксцентричного берлинского промышленного дизайнера Луиджи Колани (Luigi Colaniho), который в середине 1980-х годов шокировал своими футуристическими проектами высокоскоростных самолетов с роторно-поршневыми двигателями Mazda и скоростью от 890 до 940 км/ч. Данные скорости являются результатом расчетов, но точнее мечтаний. Впрочем, кто может догадаться о том, что еще может случиться в авиации!

Еще несколько слов в заключение. Цикл статей вызвал интерес за пределами Чешской республики. Среди прочих с автором цикла статей связался г-н Фердинанд К. В. Кэсманн (Ferdinand C. W. Käsmann), который специализируется на истории рекордных самолетов и автомобилей. Его самоотверженная и буквально жертвенная помощь позволила мне сделать статьи данного цикла именно такими, какими они были. Я еще не знал многих подробностей и благодарен ему за предоставленную информацию.

Один читатель из Брно, чье имя я забыл (и прошу прощения за это) прислал мне копию чертежа (см. ниже) летающей лодки Savoia S-51 с другой компоновкой подкосов крыла и хвостового оперения. Я допускаю, что этот чертеж выглядит более вероятным. Наш рисунок был сделан по содержащей редкую информацию итальянской книге, специально посвященной компании Savoia Marchetti. Название Curtiss Golden Flyer, которое использовалось в Реймсе, звучало якобы как Reims Machine, и Кёртисс специально построил для этих соревнований. Технически он полностью соответствовал самолету Golden Flyer. Во время рекордного полета F-106 окрашен в красный цвет только от носовой оконечности до воздухозаборников, на внешних частях консолей крыла и нижней половине вертикального оперения. Полностью в красный цвет он был окрашен только после установления рекорда. Вот и все необходимые изменения.

чертеж летающей лодки Savoia S-51, который по мнению нашего читателя из Брно отличается от чертежа из книги «Aeroplani S.I.A.I. 1915-1935» авторов Дж. Бигноцци (G. Bignozzi) и Р. Джентили (R. Gentili) (Edlzioni Aeronautiche Italiane s.r.i., Firenza 1982)

чертеж летающей лодки Savoia S-51, который по мнению нашего читателя из Брно отличается от чертежа из книги «Aeroplani S.I.A.I. 1915-1935» авторов Дж. Бигноцци (G. Bignozzi) и Р. Джентили (R. Gentili) (Edlzioni Aeronautiche Italiane s.r.i., Firenza 1982)

источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa BYLO DOSAZENO HRANICE MOŽNOSTÍ?» «L+K» 26/93, стр.13-14/1713-1714

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samye-bystrye-samolety-v-mire-52

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account