Самые быстрые самолеты в мире. Часть 37 Истребитель сопровождения McDonnell F-101A Voodoo, США 1955-57

14
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 37 Истребитель сопровождения McDonnell F-101A Voodoo, США 1955-57

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 37 Истребитель сопровождения McDonnell F-101A Voodoo, США 1955-57

Американская авиастроительная компания McDonnell Aircraft Corp. (McDonnell), Сен-Луис, штате Миссури, основанная в 1939 году, была самой молодой в этой отрасли промышленности. Однако имя её основателя Джеймса С. Макдоннелла (James S. McDonnell) было хорошо известно в американской авиации, поскольку в более ранние годы он разработал несколько мощных гражданских самолетов. Макдоннелл основал свою компанию в то время, когда ожидался резкий рост численности военно-воздушных сил, и начал свою деятельность с постройки по субконтрактам учебно-тренировочных самолетов Fairchild AT-21 Gunner (30 машин) и деталей для крупных компаний. В то же время компания приобретала опыт, чтобы его можно было использовать при создании самостоятельных конструкций.

В 1943 году компания начала работать над реактивными самолётами и приглашена к участию в тендере на поставку нового самолёта для ВМФ США. Результатом стал удачный FH-1 Phantom, ставший родоначальником характерной для McDonnell компоновки с двигателями, расположенными под фюзеляжем и соплами непосредственно позади консолей крыла. После слишком футуристического опытного истребителя XF-67 компания McDonnell смогла скооперироваться с командованием ВВС США, и в 1950 году своим проектом Model 36 выиграла конкурс на дальний истребитель сопровождения. Проект был реализован в виде XF-88 Voodoo – машины, разработанной в соответствии со спецификацией на самолет сопровождения стратегических бомбардировщиков B-36. Однако на момент заключения контракта на производство истребителей F-88 Пентагон изменил свои взгляды на ведение войны в воздухе, и компания McDonnell получила сообщение: «извините, но F-88 серийно выпускаться не будут».

Это было в сентябре 1950 года. Прошло меньше полугода, и планы командования ВВС США снова изменились. Стратегическое командование ВВС США (Strategic Air Command) разработано комплекс боевых средств (Weapon System) WS-105A, предполагавший воздушные налеты реактивных стратегических бомбардировщиков B-47 и B-52, которые, однако, нуждались в гораздо более мощных истребителях сопровождения, чем созданные ранее истребители XF-88. В феврале 1951 года был объявлен новый конкурс на истребитель сопровождения, и в мае из восьми проектов, представленных пятью компаниями, был выбран основной усовершенствованный Model 36W.

Ведущий конструктор компании Э. М. Флеш (E. M. Flesh) за основу взял первоначальный планер XF-88, но заменил слабые двигатели XJ34-WE-22 с тягой по 13,2 кН (1350 кгс) на более эффективные и, конечно, более мощные Pratt & Whritney J57-P-13, развивавшие на максимальном режиме тягу по 45,3 кН (4630 кгс) и на форсаже тягу по 66,7 кН (6800 кгс). Новые двигатели и необходимость увеличения емкости топливных баков потребовали укрупнения фюзеляжа. В остальном новая машина была схожа с XF-88 и имела вооружение из четырех пушек, но была добавлена насадка для дозаправки топливом в воздухе, а горизонтальное оперение было перемещено на верхнюю часть вертикального оперения (с этим были у первых машин были проблемы).

Уже 28 мая 1953 года ВВС США выдали заказ на производство первых 29 экземпляров самолета F-101A, у которого было сохранено наименование Voodoo. 29 сентября 1954 года летчик-испытатель Боб Литтл (Bob Little) с авиабазу ВВС Эдвардс поднял в воздух первый серийный самолет 53-2418 и в полете превысил скорость звука. Новый Voodoo удивил своими высокими летными характеристиками и, несомненно, заинтересовал командование ПВО ВВС США (USA ADC [Air Defense Command]), а также тактическое авиационное командование (Tactical Air Command), которое видело F-101 в качестве носителя тактического ядерного боезапаса. В результате было изготовлено 776 экземпляров, из которых большая часть (478 машин) пришлась на двухместный ночной истребитель F-101B. Компанией McDonnell были созданы различные варианты «вуду», среди которых наилучшим образом зарекомендовали себя фоторазведчики RF-101A и C; одним из успехов фоторазведчиков RF-101 было обнаружение советских ракет, размещенных на Кубе в рамках операции «Анадырь». Большее количество самолетов типа F-101 поступило на вооружение королевских ВВС Канады (CF-101В и F), а затем ВВС Китайской республики (Тайвань). В самих Соединенных Штатах «вуду» оснащались подразделения национальной гвардии.

В 1957 году была 50-летняя годовщина создания американских военно-воздушных сил, и ВВС США решили достойно встретить юбилей серией рекордов. Первоначально в Пентагоне размышляли: кому предстоит выполнять рекордные полеты – военно-воздушным силам или авиации ВМС. К этому времени в распоряжении американских военных были скоростные самолеты новых типов, но их Пентагон не хотел представлять общественности из-за боязни, что в Советском Союзе могут получить точную картину текущего состояния американской авиации. В конечном итоге выбор пал на тактическое авиационное командование, которое для этих целей выделило два «вуду».

В начале октября 1957 года начались приготовления, и на авиабазе Онтарио (USAF Ontario), штат Калифорния, подготовлены четыре RF-101C, которые 27 ноября 1957 года совершили замечательные трансконтинентальные рекордные полеты. Лейтенант Густав Клатт (Gustav Klatt) преодолел расстояние в 3936 километров между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком за 3 часа 7 минут 44 секунды, показав среднюю скорость 1258,1 км/ч. Капитан Роберт Свит (Robert Sweet) пролетел в противоположном направлении за 3 часа 36 минут 33 секунды со средней скоростью 1091 км/ч. Тот же пилот за 6 часов 46 минут 36 секунд выполнил беспосадочный перелет по маршруту Лос-Анджелес – Нью-Йорк – Лос-Анджелес со средней скоростью 1161,7 км/ч. Во время этих перелетов, получивших официальное обозначение «операция Сан Ран» (Operation Sun Run), дозаправку в воздухе обеспечивали воздушные танкеры КС-135.

два из четырех RF-101C, которые побили рекорды скорости полетов на дальние расстояния

два из четырех RF-101C, которые побили рекорды скорости полетов на дальние расстояния

два из четырех RF-101C, которые побили рекорды скорости полетов на дальние расстояния

два из четырех RF-101C, которые побили рекорды скорости полетов на дальние расстояния

самолеты-фоторазведчики RF-101C, принявшие участие в операции «Сан Ран»

самолеты-фоторазведчики RF-101C, принявшие участие в операции «Сан Ран»

члены экипажей самолетов-фоторазведчиков RF-101C, принявших участие в операции «Сан Ран»

члены экипажей самолетов-фоторазведчиков RF-101C, принявших участие в операции «Сан Ран»

Еще одной акцией, в которой приняли участие «вуду» тактического авиационного командования, была операция «Файр вол» (Operation Fire Wall) – попытка установления абсолютного рекорда скорости самолетом F-101A-5 на 16-километровой мерной базе, проложенной на авиабазе Эдвардс. Выполнение рекордного полета было возложено на майора Адриана Э. Дрю (Adrian E. Drew) и его самолет F-101A-5 (54-2426). В начале декабря машина майора Дрю показала скорость 1930 км/ч. Затем на 10 декабря был назначен рекордный полет, во время которого произошел технический сбой: Адриан Дрю дважды пролетел над мерной базой, но наземная аппаратура не работала. Попытка была повторена 12 декабря, и на этот раз она оказалась успешной: 54-2426 показал среднюю скорость 1943,50 км/ч, что значительно превышало достижение британского FD-2. Рекорд скорости вновь стал американским.

схема рекордного самолета F-101A-5 (серийный номер 54-2426); рисунок инженера З. Одехнала

схема рекордного самолета F-101A-5 (серийный номер 54-2426); рисунок инженера З. Одехнала

майор Адриан Э. Дрю (слева) из состава 27-го истребительно-бомбардировочного крыла; 12 декабря 1957 года

майор Адриан Э. Дрю (слева) из состава 27-го истребительно-бомбардировочного крыла; 12 декабря 1957 года

одно из немногих существующих изображений рекордного F-101A майора Адриана Дрю

одно из немногих существующих изображений рекордного F-101A майора Адриана Дрю

«Вуду» продолжили устанавливать новые рекорды. В декабре RF-101A вылетел с базы, расположенной в Японии у города Тачикава, и спустя 6 часов 3 минуты 22 секунды приземлился на авиабазе Хикам (Hickam), Гавайи. 22 мая 1958 года два F-101С взлетели с авиабазы Бергстром (Bergstrom), выполнили полет по замкнутому маршруту (9012 километров; продолжительность 11 часов 35 минут) и вновь приземлились на свою базу. 28 июня 1958 года F-101С вылетел с авиабазы Эндрюс, штат Мэриленд, и через 6 часов 12 минут приземлился в Льеже, Бельгия. 10 августа 1958 года группа из семи F-101С совершил длившийся 11 часов 2 минуты перелет с авиабазы Бергстром на авиабазу Королевских ВВС Бетвотерс (RAF Bethwaters). И, наконец, 25 сентября 1958 года F-101A пролетел без дозаправки 3051 километр, что было рекордом для самолетов «сотой» серии. Закрывали серию достижений рекорды скорости на дистанциях 1000 и 500 километров. Первый – 1126,62 км/ч был установлен 8 апреля 1959 года на RF-101C, а второй – 1313,68 км/ч – 15 апреля того же года.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: McDonnell F-101A Voodoo

Назначение: истребитель-перехватчик

Статус: серийное производство

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: два ТРДФ Pratt Whitney J57-P-13 с тягой по 6750 кгс

Размеры:

размах крыла 12,09 м
длина 20,54 м
высота 5,9 м
площадь крыла 34.19 м²

Масса:

взлетная 19050 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
• рекордный полет 1960 км/ч
• боевого самолета на высоте 10700 метров 1624 км/ч

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account