Самые быстрые самолеты в мире. Часть 25 Рекордный самолет Messerschmitt Bf 109V-13, Германия 1937

18
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 25 Рекордный самолет Messerschmitt Bf 109V-13, Германия 1937

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 25 Рекордный самолет Messerschmitt Bf 109V-13, Германия 1937

До сих пор в статьях данного цикла среди его героев не было немецких самолетов. Причиной исключения немецких самолетов из числа потенциальных участников авиационных гонок были условия мирного договора, заключенного в Версале 28 июня 1919 года. В соответствии со статьями данного договора Германии строго запрещалось содержать военно-воздушные силы и вообще разрабатывать или строить самолеты. Тысячи немецких самолетов были уничтожены при непосредственном участии межсоюзнической авиационной контрольной комиссии (I.A.A.C.C.), специалисты которой по всей Германии искали и находили подлежащие ликвидации летательные аппараты. В свою очередь немцы придумали и применили большое количество уловок, как обойти статьи договора. Количество этих уловок было настолько большим, что их перечисление потребует отдельной статьи. На небольшие гражданские самолеты запрет не распространялся, но в 1922 году союзники установили ограничения на их размеры и характеристики. Перелом произошел в 1926 году, когда в Париже было подписано соглашение, позволявшее Германии разрабатывать и строить гражданские самолеты без каких-либо ограничений. Само собой разумеется, что боевые самолеты различных типов были скрыты под обозначениями, указывающими на коммерческое применение, и когда в 1933 году Адольф Гитлер пришел к власти, в Германии все было готово к созданию полноценных военно-воздушных сил.

Заявление о существовании военно-воздушных сил и утверждение в качестве самостоятельного вида вооруженных сил произошло в марте 1935 года. 28 марта на аэродроме Дёбериц (Döberitz) состоялась первая официальная церемония с участием ВВС, в которой приняли учатие Адольф Гитлер, Герман Геринг и его заместитель Эрхард Мильх. На тот момент на вооружении немецких ВВС было около 2500 самолетов, из которых около 800 можно было считать боеспособными. В июне 196 года Эрнст Удет был назначен руководителем технического управления Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM); знаменитый и чрезвычайно одаренный пилот Первой Мировой войны вел слишком богемный образ жизни, чтобы полноценно работать на столь важном посту.

Уже в 1934 году техническое управление RLM выдало спецификацию на разработку нового единого самолета-истребителя для будущих немецких ВВС. В числе обязательных требований спецификации к истребителю была его компоновка: это должен был быть моноплан с рядным двигателем жидкостного охлаждения. Спецификация была передана компаниям Arado, Focke-Wulf и Heinkel. Доктор технических наук Вилли Мессершмитт – в те годы технический директор авиастроительной компании Bayerische Flugzeugwerke A.G.(BFW) – был в натянутых отношениях с Эрхардом Мильхом и получил спецификацию окольными путями. Тем не менее, Вилли Мессершмитт вместе с главным конструктором Робертом Люссером начал разработку нового истребителя; позднее к компании BFW присоединился перешедший из компании Arado инженер Вальтер Ретель. Следует сказать, что сама компания BFW в 1920-30-х годах несколько раз создавалась, в ходе различных перипетий исчезала, пока в мае 1933 года не появилась вновь. Компания BFW заслужила хорошую репутацию благодаря спортивному самолету Bf 108 Taifun, отличавшемуся изысканной аэродинамикой и нетрадиционной цельнометаллической конструкцией с однолонжеронным крылом, но в целом компания занималась лицензионным производством чужих разработок.

Подробная история развития истребителей Bf 109, начиная с первого прототипа V-1 в сентябре 1935 года и заканчивая победой над фаворитом конкурса Heinkel Не 112 и моментом окончательного утверждения в качестве основного истребителя германских ВВС, выходит за рамки тематики данного цикла статей. Простая и технологичная конструкция и отличные летные характеристики (отчасти благодаря автоматическим предкрылкам) заставили смолкнуть критиков, утверждавших о высокой удельной нагрузке на крыло, узкой колее, плохом обзоре во время рулежки и т.д.. Перед Рождеством 1936 года «мессеры» опытной партии были доставлены в Испанию, где сразу же показали себя опасными противниками советских И-16. Затем последовало производство вариантов Bf 109В и Bf 109С с двигателями Jumo 210Da или Jumo 210Ga, развивавшими 680-700 л.с. (500-515 кВт).

Когда существование немецких военно-воздушных сил было объявлено официально, то сразу же вокруг истребителя возникла странная атмосфера смеси полной секретности и рекламной шумихи, нагонявшей страх на весь остальной мир. Одним из примеров рекламны нового истребителя стало участие «мессеров» в IV международные авиационные соревнования, проходившие летом 1937 года в Цюрихе на аэродроме Дюбендорф. Об этих состязания было написано много, особенно в Чехословакии, истребители Avia B-534 и воздушные акробаты которой заняли второе место. Однако весь мир устремил свой взор на самые современные немецкие истребители Messerschmitt Bf 109, которые за исключением высшего пилотажа с большим отрывом завоевали первые места в других категориях. Это уже были машины не BFW, а компании Messerschmitt A.G. (Messerschmitt), которая была образована летом 1936 года. Немцы заявили, что участвовавшие в состязаниях самолеты являются лишенными вооружения серийными истребителями, однако на самом деле это были прототипы Bf 109V-8, V-9, V-10 и V-13. Все представленные машины были аэродинамически усовершенствованы, и последние два прототипа соответствовали истребителям будущей модификации Bf 109D. Прототипы Bf 109V-10 и V-13 были оснащены 986-сильными (725 кВт) двигателями Daimler-Benz DB 600Aa и отличались измененной системой охлаждения: вместо большого подфюзеляжного радиатора были установлены два небольших подкрыльевых, и под двигателем оставался лишь небольшой маслорадиатор.

Эрнст Удет, который после первоначального недоверия буквально влюбился в «мессер», разбился в Цюрихе на Bf 109V-10. Однако другие «мессеры» показали себя более чем хорошо. На т.н. Альпийской трассе (370 км) победителем стал Зайдеманн (Seidemann) со средней скоростью 387,7 км/ч, а средняя скорость призовой тройки составила 375,7 км/ч. В других категориях Bf 109 также стали триумфаторами. Европе было о чем подумать!

Естественно, что размышляли и Вилли Мессершмитт, и RLM, и министерство пропаганды доктора Геббельса. Швейцарский успех должен был стать отражением других еще неизвестных широкой публике возможностей немецких ВВС и их самолетов. Прототип Bf 109V-13 (номер гражданской регистрации D-IPKY) подвергся дальнейшим изменениям, направленным на усовершенствование аэродинамики и прочности конструкции, а также на увеличение мощности силовой установки. Компания Daimler-Benz изготовила специально модернизированный рекордный вариант двигателя семейства DB 601 – R-III. Этот авиамотор имел очень маленький ресурс, но при этом развивал мощность 1700 л.с. (1250 кВт). Между тем вдоль прямого участка железнодорожной линии Аугсбург – Кауфбойрен (Kaufbeur) была аккуратно размечена трехкилометровая мерная трасса, над которой в попытке установить новый мировой рекорд скорости наземных самолетов должен был пролететь новый шеф-пилот компании Messerschmitt доктор Герман Вюрстер (Dr. Hermann Wurster).

Это произошло 11 ноября 1937 года. Вюрстер шесть раз пролетал над мерной трассой и достиг средней скорости 610,95 км/ч. Рекорд Говарда Хьюза был превзойден с большим отрывом. Следует отметить, что в ФАИ, в задачи которой входит регистрация авиационных рекордов, данное достижение было приписано самолету Messerschmitt Bf 113 с двигателем DB 600. Данная информация была передана Германией в целях дезинформации, и в годы Второй Мировой войны в ряде руководств по распознаванию самолетов 113-й присутствовал в списке немецких истребителей. Как мы покажем в следующих статьях, позднее министерство пропаганды доктора Геббельса не раз проводило подобные мистификации.

схема рекордного самолета Messerschmitt Bf 109V-13; рисунок инженера З. Одехнала

схема рекордного самолета Messerschmitt Bf 109V-13; рисунок инженера З. Одехнала

на редкой фотографии Messerschmitt Bf 109V-13 вместо рекордного оснащен «боевым» пропеллером

на редкой фотографии Messerschmitt Bf 109V-13 вместо рекордного оснащен «боевым» пропеллером

на сильно отретушированных снимках показаны части рекордного самолета Bf 109V-13. Обратите внимание на фонарь кабины самолета (слева внизу). К сожалению, сохранились только грубо обработанные фотографии, на которых не отображаются детали машины. Фотосборка Ф. К. В. Кэшмана (F.C.W.Käsmann) Примечание: Сохранились только грубо обработанные фотографии, на которых не отображаются детали

на сильно отретушированных снимках показаны части рекордного самолета Bf 109V-13. Обратите внимание на фонарь кабины самолета (слева внизу). К сожалению, сохранились только грубо обработанные фотографии, на которых не отображаются детали машины. Фотосборка Ф. К. В. Кэшмана (F.C.W.Käsmann) Примечание: Сохранились только грубо обработанные фотографии, на которых не отображаются детали

вариант окраски рекордного самолета Messerschmitt Bf 109V-13

вариант окраски рекордного самолета Messerschmitt Bf 109V-13

вариант окраски рекордного самолета Messerschmitt Bf 109V-13

вариант окраски рекордного самолета Messerschmitt Bf 109V-13

рекордный самолет Messerschmitt Bf 109V-13 на гонках в Цюрихе

рекордный самолет Messerschmitt Bf 109V-13 на гонках в Цюрихе

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Messerschmitt Bf 109V-13

Назначение: рекордный самолет

Статус: единичное производство

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601 R-III , развивавший мощность 1700 л.с. (1250 кВт) и вращавший трехлопастный автоматический воздушный винт Hamiltom Standard

Размеры:

размах крыла 9,90 м
длина 8,70 м

Масса:

пустого 1690 кг
взлетная 1900 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 620 км/ч

источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa MESSERSCHMITT Bf 109V-13 NĚMECKO 1937» «L+K» 25/92, стр.12-13/1548-1549

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account