Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VI

15

Другие части цикла

Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VI

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

129-й истребительный авиационный полк был сформирован в мае 1940 года в Белорусском Особом военном округе на базе 123-го ИАП в составе четырех эскадрилий на самолетах И-153. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).

6 декабря 1941 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР 129-й ИАП был преобразован в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, было выполнено 15 464 боевых вылета, в воздушных боях сбито 657 самолетов противника. Таким образом, 5-й Гв.ИАП стал самым результативным из всех советских авиационных полков, принимавших участие в войне. Свои безвозвратные потери составили 320 самолетов и 83 летчика (из них 74 машины и 23 пилота – небоевые потери).

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

Поврежденный И-153, предположительно из состава 129-го ИАП, захваченный противником на аэродроме летом 1941 г. (фото предоставлено Михаилом Тиминым)

Поврежденный И-153, предположительно из состава 129-го ИАП, захваченный противником на аэродроме летом 1941 г. (фото предоставлено Михаилом Тиминым)

Замаскированный МиГ-3 из состава 129-го ИАП на полевом аэродроме, Западный фронт, осень 1941 г. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Замаскированный МиГ-3 из состава 129-го ИАП на полевом аэродроме, Западный фронт, осень 1941 г. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

И-153 и МиГ-3. На этих самолетах, находясь в стадии переучивания и перевооружения и имея двойной комплект материальной части, 129-й ИАП вступил в боевые действия 22 июня 1941 г. Провоевав до конца июня, полк передал все оставшиеся бипланы в другие части, и к середине июля на аэродроме г. Орел был переформирован по трехэскадрильному штату и полностью перевооружен на МиГ-3. Безвозвратные потери И-153 по всем причинам составили 32 машины, большинство которых было уничтожено (либо повреждено и брошено за невозможностью эвакуации) на аэродромах в первые дни войны. «МиГи» находились на вооружении части до 20 октября 1941 г., после чего 129-й ИАП был выведен в тыл на доукомплектование. Всего за период эксплуатации по всем причинам полком было потеряно 67 МиГ-3.

ЛаГГ-3 из состава 5-го Гв.ИАП, вооруженный реактивными снарядами РС-82, выруливает на взлетную полосу. Калининский фронт, зима 1941–42 гг. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

ЛаГГ-3 из состава 5-го Гв.ИАП, вооруженный реактивными снарядами РС-82, выруливает на взлетную полосу. Калининский фронт, зима 1941–42 гг. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Летчик 5-го Гв.ИАП И. П. Лавейкин (второй справа) со своим наземным экипажем перед полковым ЛаГГ-3 с окрашенным в белый цвет коком воздушного винта. Калининский фронт, зима 1941–42 гг. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Летчик 5-го Гв.ИАП И. П. Лавейкин (второй справа) со своим наземным экипажем перед полковым ЛаГГ-3 с окрашенным в белый цвет коком воздушного винта. Калининский фронт, зима 1941–42 гг. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

ЛаГГ-3. Самолетами данного типа 129 иап был полностью оснащен в октябре 1941 г. в 1 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (г. Арзамас), где переформирован по 2-эскадрильному штату. Истребители Лавочкина-Горбунова-Гудкова находились на вооружении полка ровно год – до конца октября 1942 г. За этот период в боях и летных происшествиях было потеряно 79 ЛаГГ-3.

Группа летчиков 5-го Гв.ИАП обсуждает обстоятельства воздушного боя на фоне ЛаГГ-3 (бортовой № 67) с интересной индивидуальной эмблемой на борту. Справа налево: П. Радченко, П. Песков, Н. Макаренко, Д. Штоколов, В. Попков. Калининский фронт, май 1942 г. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Группа летчиков 5-го Гв.ИАП обсуждает обстоятельства воздушного боя на фоне ЛаГГ-3 (бортовой № 67) с интересной индивидуальной эмблемой на борту. Справа налево: П. Радченко, П. Песков, Н. Макаренко, Д. Штоколов, В. Попков. Калининский фронт, май 1942 г. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Ла-5. В период с ноября по декабрь 1942 г. во 2-м ЗИАП Московского ВО (ст. Сейма Горьковской области) летный состав 5-го Гв.ИАП освоил истребители Ла-5. К боевой работе на новой матчасти полк приступил в 20-х числах декабря на Юго-Западном фронте и действовал на различных вариантах этого типа (Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН) до окончания войны. Безвозвратные потери истребителей Лавочкина 5-й модели всех модификаций за весь период эксплуатации в 5-м Гв.ИАП составили 125 самолетов.

Ла-5Ф из состава 5-го Гв.ИАП, на котором летал Герой Советского Союза ст. лейтенант И. Н. Сытов. Юго-Западный фронт, осень 1943 г. Самолет построен на средства, собранные трудящимися Горьковской области (рисунок автора)

Ла-5Ф из состава 5-го Гв.ИАП, на котором летал Герой Советского Союза ст. лейтенант И. Н. Сытов. Юго-Западный фронт, осень 1943 г. Самолет построен на средства, собранные трудящимися Горьковской области (рисунок автора)

Один из двух самолетов Ла-5Ф, приобретенных для 5-го Гв.ИАП коллективом джаз-оркестра Леонида Утесова, 1944 г. Самолет назван в честь известного кинофильма, в котором снимался артист вместе со своим коллективом. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Один из двух самолетов Ла-5Ф, приобретенных для 5-го Гв.ИАП коллективом джаз-оркестра Леонида Утесова, 1944 г. Самолет назван в честь известного кинофильма, в котором снимался артист вместе со своим коллективом. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Летчик Игорь Глазков у одного из подаренных Ла-5Ф, 1944 г.(фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Летчик Игорь Глазков у одного из подаренных Ла-5Ф, 1944 г. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Летчики 5-го Гв.ИАП у одного из полковых Ла-5ФН, осень 1944 г. Слева направо: Г. Баевский, В. Попков и Е. Яременко. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Летчики 5-го Гв.ИАП у одного из полковых Ла-5ФН, осень 1944 г. Слева направо: Г. Баевский, В. Попков и Е. Яременко. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Лучший ас 5-го Гв.ИАП дважды Герой Советского Союза Виталий Попков у своего истребителя Ла-5ФН, осень 1944 г. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Лучший ас 5-го Гв.ИАП дважды Герой Советского Союза Виталий Попков у своего истребителя Ла-5ФН, осень 1944 г. (фото предоставлено Артемом Драбкиным)

Ла-5ФН из состава 5-го Гв.ИАП, 1-й Украинский фронт, осень 1944 г. (рисунок автора)

Ла-5ФН из состава 5-го Гв.ИАП, 1-й Украинский фронт, осень 1944 г. (рисунок автора)

Ла-7. Единичные экземпляры новейшего и наиболее совершенного на тот момент отечественного истребителя стали поступать в боевой состав полка в январе 1945 г. и эксплуатировались (параллельно с Ла-5ФН) на завершающем этапе войны, но целиком 5-й Гв.ИАП на «семерки» перевооружен не был. Всего полк получил не более 10 Ла-7, из которых было потеряно две машины.

Як-9У из состава 5-го Гв.ИАП, на котором летал Герой Советского Союза Георгий Баевский, весна 1945 г. (рисунок автора)

Як-9У из состава 5-го Гв.ИАП, на котором летал Герой Советского Союза Георгий Баевский, весна 1945 г. (рисунок автора)

Як-9У. 28 апреля 1945 г. полк получил 12 истребителей Як-9У и, не прерывая боевой работы на Ла-5 и Ла-7, начал их освоение с целью унификации самолетного парка с двумя другими полками 11-й Гв.ИАД, которые летали на истребителях Яковлева. Решение вскоре было отменено, а самолеты переданы в другие части дивизии. В боевых действиях самолеты Яковлева летным составом 5-го Гв.ИАП не применялись, потерь данной матчасти не было.

источник: https://warspot.ru/918-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-vi

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account