История Ju.89 началась с выдачи спецификаций на дальний тяжелый бомбардировщик. Именно она во многих источниках именуется как программа «Уралбомбер». Тогда, летом 1935 года, заказ на строительство самолетов выдали фирмам «Junkers» и «Dornier». При этом в «Dornier» проект получает обозначение Do.19.
Содержание:
Описание проекта Junkers Ju.89
Работы по проекту возглавил Эрнст Циндель. В конструкции Ju.89 он широко использовал дюраль. Узлы же подверженные большим нагрузкам изготавливали из хромо-молибденовой стали. Фюзеляж представлял собой монокок квадратного сечения, набор которого состоял из шпангоутов, стрингеров и гладкой дюралевой обшивки.
Низкорасположенное крыло состояло из пяти частей. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем и имел пять ферменных лонжеронов, изготовленных из труб. К нему крепились средние и боковые отъемные части. При этом средние состояли из пяти основных и двух добавочных лонжеронов. Боковые же части крыла были снабжены четырьмя основными ферменными и тремя добавочными лонжеронами. Все основные лонжероны консольных частей крыла изготавливались из листового дюралюминия. Как и фюзеляж крыло обшивалось листами дюралюминия. Механизация крыла включала подвесные элероны и закрылки.
Хвостовое оперение выполнялось разнесенным. На концах 11-и метрового стабилизатора крепилось вертикальное оперение. Трехстоечное колесное шасси являлось убирающимся. Основные его стойки убирались назад в обтекатели средних моторных установок, а хвостовое колесо — в фюзеляж. При этом задействовали гидравлическую систему.
В качестве силовой установки применили четыре двигателя «Даймлер-Бенц» DB 600А — 12-цилиндровые, жидкостного охлаждения. Их мощность составляла 960 л.с. каждый. Сам конструктор считал, что для самолета весом 28 тонн суммарной мощности двигателей явно недостаточной.
Строительство и испытания Ju.89
Первый опытный самолет Ju.89V1 (D-AFIT) поднялся в воздух 7 декабря 1936 года. Он был оснащен четырьмя двигателями Jumo 211А мощностью 1075 л.с. Первые полеты выявили некоторую курсовую неустойчивость. С целью исправления недостатка решили на третьем прототипе изменить вертикальное оперение.
В начале 1937 года в воздух поднялся Ju.89V2 (D-ALAT). Он отличался установкой четырех двигателей DB 600А. И хотя фирмой «Junkers» основные требования задания, касавшиеся дальности полета оказались выполнены, скорость полета прототипа не воодушевляла. Максимальная скорость полета составляла всего лишь 387 км/час, а крейсерская — 312 км/час. Конечно, технически исправить этот недостаток вполне было реально, если бы…
Идеолог программы «Уралбомбер» к моменту испытаний не дожил — погиб в авиакатастрофе. А вместе с его гибелью пропал и интерес к его идее. Как следствие, 29 апреля 1937 года все конструкторские работы над проектом Ju.89 RLM велело прекратить.
Жизнь проекта после завершения работ
Однако, на момент закрытия проекта большая часть агрегатов для сборки Ju.89V3 были готовы. Третий прототип должен был получить макеты двухместных башен «Маузера», и их монтаж на самолете уже завершили. Вот только RLM решило использовать крылья, двигатели, шасси и оперение для выпуска пассажирского Ju.90V1.
Два построенных прототипа Ju.89 не остались без дела. Их использовали в качестве летающих лабораторий при работах над Ju.90. Летом 1938 года на Ju.89 V1 были установлены два рекорда по поднятию грузов на высоту (5000 кг на 9318 м и 10000 кг на 7246 м). А с начала военных действий в 1939 году оба самолета переделали в транспортные. Уже в таком виде их использовали во время высадки в Норвегии.
И все же к программе дальних тяжелых бомбардировщиков в Люфтваффе вернулись несколько позже. В 1941 году началась разработка самолета фирмой «Мессершмитт». Им стал Ме.264.
Ну и в заключение, немного альтернативы. Представляю вашему вниманию Ju.89 в составе ВВС уцелевшего Кайзеррейха: