Самолет ДРЛО Xian KJ-600 для ВМС НОАК

13
Самолет ДРЛО Xian KJ-600 для ВМС НОАК

Самолет ДРЛО Xian KJ-600 для ВМС НОАК

Содержание:

На протяжении нескольких лет Китай разрабатывает перспективный палубный самолет дальнего радиолокационного обзора и управления Xian KJ-600. До недавнего времени испытывалась летающая лаборатория с основными элементами такого самолета, а теперь на летные испытания вышел полноценный прототип. В последние дни в открытый доступ попало несколько фотографий этой машины на аэродроме и в воздухе.

От лаборатории к прототипу

Работы по теме самолета ДРЛОиУ стартовали в начале двухтысячных годов в рамках более крупной программы строительства авианосного флота. По результатам предварительной проработки было решено строить самолет по типу зарубежных образцов – американского E-2 или советского Як-44.

В 2001 г. на базе серийного военно-транспортного самолета Xian Y-7 построили летающую лабораторию JZY-01. Она предназначалась для натурной отработки компоновочных и иных конструктивных решений. На штатном планере устанавливалась разнообразную радиоэлектронную аппаратуру (либо ее макеты) в разной конфигурации. В частности, прорабатывались различные варианты антенны РЛС и ее обтекателя. К 2012 г. машина приобрела привычный внешний вид с грибовидным обтекателем антенны.

Опыт наземных и летных испытаний JZY-01 использовался при проектировании полноценного самолета KJ-600. Головным разработчиком машины была корпорация Xi’an Aircraft Industrial. По неизвестным причинам проектирование серьезно затянулось, и строительство будущего прототипа «Кунцзин-600» началось лишь в недавнем прошлом.

Опытный Xian JZY-01. Фото Bmpd.livejournal.com

Опытный Xian JZY-01. Фото Bmpd.livejournal.com

В 2018 г. макет этой машины был замечен на исследовательско-тренировочном комплексе вблизи г. Ухань, имитирующем реальный авианосец. Вероятно, тогда изучались особенности эксплуатации достаточно крупного самолета на ограниченном пространстве палубы.

В конце августа 2020 г. в зарубежных СМИ появились спутниковые снимки одного из китайских аэродромов, на которых присутствовал самолет характерного облика. Через несколько дней были опубликованы новые фотографии, показывавшие эту машину в воздухе в сопровождении самолета-дублера. Какие-либо официальные данные о начатых испытаниях пока отсутствуют.

Известные подробности

KJ-600 выполнен на основе серийного транспортника Y-7. Доработки базовой конструкции связаны как с установкой новой радиоэлектронной аппаратуры, так и с предполагаемым базированием на авианосце. В частности, внедрена складная конструкция крыла для размещения техники на ангарной палубе, а в хвосте установлен посадочный гак.

Новый самолет представляет собой высокоплан с двумя мотогондолами под крылом и характерным многокилевым оперением. На фюзеляже позади центроплана установлен характерный обтекатель антенны РЛС. Является ли обтекатель подвижным или закреплен стационарно – пока не ясно.

Спутниковый снимок аэродрома, где испытывается KJ-600. Фото 卫星图像发烧员 / Weibo

Спутниковый снимок аэродрома, где испытывается KJ-600. Фото 卫星图像发烧员 / Weibo

Ранее сообщалось, что KJ-600 получит два турбовинтовых двигателя WJ-6C, прошедшими модернизацию. Также предлагались шестилопастные винты изменяемого шага JL-4. С такой силовой установкой самолет не сможет самостоятельно взлетать с трамплина летной палубы. Для подъема в воздух ему понадобится помощь катапульты.

В зарубежных источниках упоминается, что «Кунцзин-600» может получить импульсно-допплеровскую РЛС с активной ФАР собственной китайской разработки. Упоминается возможность применения нескольких АФАР с обеспечением одновременного обзора по всем направлениям. В то же время, существует мнение о применении вращающейся антенны. Эту версию могут подтверждать доступные фотографии неокрашенного прототипа, на которых обтекатель РЛС имеет характерный внешний вид.

Ожидается, что новая китайская РЛС сможет засекать крупные наземные или надводные объекты на дальностях до 600 км. Для воздушных целей предельная дальность будет на уровне 450 км. Возможности станции по обнаружению стелс-объектов пока остаются неизвестными.

Размах крыла KJ-600 – не более 30 м, длина – ок. 25 м. Максимальная взлетная масса оценивается в 30 т. Самолет сможет вести патрулирование в течение 3-4 со скоростью в пределах 400-450 км/ч. Перегоночная дальность – до 2500 км. Следует учитывать, что реальные характеристики могут серьезно отличаться от существующих оценок.

Более крупное изображение техники. Фото 卫星图像发烧员 / Weibo

Более крупное изображение техники. Фото 卫星图像发烧员 / Weibo

Цели и задачи

KJ-600 предназначается для длительного патрулирования на удалении от авианосной ударной группы и отслеживания воздушной и надводной обстановки. Данные должны обрабатываться и выдаваться различным пунктам управления, в первую очередь корабельным. Возможно, KJ-600 сможет самостоятельно управлять действиями палубной авиации.

Самолет с РЛС сможет значительно повысить ситуационную осведомленность АУГ. С его помощью рубежи обнаружения кораблей или самолетов противника можно вынести как минимум на 500-600 км от авианосца. Силами 3-4 подобных самолетов авианосец сможет организовать постоянное дежурство с обзором заданного района и своевременным выявлением всех возможных угроз на больших дальностях.

Перспективный KJ-600 станет первым палубным самолетом ДРЛОиУ в военно-морских силах НОАК. Сейчас эти задачи решаются при помощи вертолетов Ка-31 российского производства с дальностью обнаружения надводных целей до 250 км и продолжительностью патрулирования до 2-2,5 ч.

KJ-600 в полете. Фото Twitter.com/RupprechtDeino

KJ-600 в полете. Фото Twitter.com/RupprechtDeino

По своим характеристикам и целевым возможностями KJ-600 должен будет в разы превосходить наличные вертолеты – с понятными последствиями для боеспособности флота. Серийные «Кунцзин-600» возьмут на себя все основные задачи радиолокационного дозора, но вряд ли полностью вытеснят вертолетную технику.

Будущее проекта

Ранее в зарубежных источниках упоминалось, что первый опытный KJ-600 сможет подняться в воздух в 2019-20 гг. В целом эти прогнозы оправдались – летные испытания начались в августе 2020-го или ранее. В ближайшее время будет продолжаться первый этап испытаний и доводки с использованием сухопутных аэродромов.

Палубные испытания удастся начать только в отдаленном будущем. Для взлета «Кунцзин-600» нуждается в катапульте, но строевые авианосцы ВМС НОАК не имеют такого оснащения. Первым носителем электромагнитной катапульты станет перспективный корабль «Тип 003», пока остающийся на стадии строительства. К приему самолетов он будет готов не ранее 2022-23 гг.

Палубные испытания тоже займут некоторое время, и только после этого KJ-600 получит рекомендацию к принятию на вооружение. Начало серийного производства и службы ожидается в середине десятилетия. В течение нескольких лет после этого ВМС смогут получить потребное количество самолетов.

Американский самолет ДРЛО E-2C Hawkeye. Фото US Navy

Американский самолет ДРЛО E-2C Hawkeye. Фото US Navy

По разным оценкам, одному авианосцу «Тип 003» требуется до четырех самолетов ДРЛОиУ по типу нового KJ-600. Пока известно о строительстве только одного подобного корабля, и потому «Кунцзин-600» не пойдет в крупную серию. В будущем возможен запуск строительства новых авианосцев – и в их авиационную группу, вероятно, тоже войдут самолеты радиолокационного обзора. Впрочем, и в этом случае общая численность такой техники не будет большой.

В числе лидеров

К настоящему времени НОАК сумела построить достаточно многочисленную и работоспособную группировку самолетов ДРЛОиУ, включающую технику нескольких типов и поколений. Однако пока речь идет только об авиации сухопутного базирования. Первый проект палубного самолета подобного класса уже дошел до летных испытаний полноценного прототипа, хотя еще и далек от запуска эксплуатации.

Следует напомнить, что авианосный флот имеется лишь у нескольких развитых государств. При этом палубные самолеты ДРЛОиУ являются еще большей редкостью. Техника этого класса имеется только у США и Франции – они используют американские самолеты E-2C/D Hawkeye. Завершив работы по своему KJ-600, Китай войдет в узкий круг обладателей уникальной и полезной авиационной техники.

Предполагаемый облик самолета KJ-600 в неофициальной инфографике. Фото Twitter.com/RupprechtDeino

Предполагаемый облик самолета KJ-600 в неофициальной инфографике. Фото Twitter.com/RupprechtDeino

Таким образом, в контексте проекта «Кунцзин-600» речь идет не только о повышении боеспособности авианосного флота, но и о национальном престиже. Китай уже показал свою способность строить авианосцы и стремится подтвердить ее при помощи новых кораблей. Те же процессы наблюдаются в сфере палубных истребителей и вертолетов. А в обозримом будущем ключевым достижением промышленности в этой сфере станет самолет дальнего радиолокационного обзора. Впрочем, до практических результатов проектов «003» и KJ-600 еще достаточно далеко, и китайским специалистам предстоит серьезно поработать.

источник: https://topwar.ru/174675-samolet-drlo-xian-kj-600-dlja-vms-noak.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account