Самоходный артиллерийский дивизион «Крейсер» 1941 год. Для о бороны Крыма по vasia23.
Некий полководец прошлого как-то заметил, что одна пушка на берегу стоит десятка палубных. Спорить не приходится, ведь на точность стрельбы корабельных орудий сильно влияет хотя бы бортовая и килевая качка, которой канониры на сухопутной батарее не подвержены.
Обычно береговые батареи размещают вблизи военно-морских баз, например, Севастополя и Владивостока, крупных портов, на подходах к стратегически важным проливам, вроде Ла-Манша, каналов, подобных Панамскому, на островах и мысах. Орудия устанавливают в открытых сверху двориках, мощных каменных фортах и казематах либо во вращающихся бронированных башнях. Это, как правило, дальнобойные морские пушки калибром до 406 мм, наводимые на движущиеся, маневрирующие цели с помощью принятых на флоте дальномеров и прицелов.
С середины XIX в., в некоторых странах, вдоль побережья, стали прокладывать железнодорожные ветки, по которым ходили специальные платформы со смонтированными на них орудиями. Перед Великой Отечественной войной, в советской береговой обороне, стали применяться железнодорожные артсистемы калибром 100, 130 и 305 мм. Однако всем им были присущи недостатки — в частности, привязанные к рельсам. Они были ограничены в маневре, кроме того, колею могла обнаружить вражеская разведка со всеми вытекавшими последствиями.
В связи с этим инженерно-технической службой Черноморского флота был спроектирован и построен артиллерийский комплекс "Крейсер", предназначенный для поражения надводных кораблей всех классов, отражения десантов и ведения огня по наземным целям. "Крейсер" должен был скрытно перемещаться по суше, незаметно для неприятеля выдвигаясь на угрожаемые направления, и столь же скоро выходить из-под вероятного удара.
"Крейсер" проектировали по корабельному принципу — автономным, с централизованным управлением огнем четырех 203-мм орудий (как у броненосного крейсера «Рюрик» периода Первой мировой войны). Все его машины выполнены на одинаковых, самоходных, 10-колесных шасси повышенной проходимости с колесной формулой 8х10. Высокая проходимость, установленная на них приемо-передающая аппаратура, позволяют производить быструю смену огневых позиций после выполнения боевой задачи и рассредоточение выдвигаться в новые позиционные районы. Техническая маневренность, высокая эффективность стрельбы и полная автономность берегового самоходного артиллерийского комплекса "Крейсер" делали его надежным средством решения оборонительных задач по защите побережья проливных зон и шхерных районов. Такая подвижная батареи обладала неоспоримыми преимуществами по сравнению со стационарными артиллерийскими комплексами, поскольку обеспечивала оборону значительно большего участка, а также позволяла выдвигаться в различные районы скрытно от противника.
Артиллерийский комплекс «Крейсер» представляет собой самоходный дивизион двухбатарейного состава. Каждая батарея имеет на вооружении два морских орудия калибра 203-мм (8"/50 образца 1905г.) разработанного фирмой Виккерса. Ранее эти орудия стояли на броненосцах «Евстафий» и «Иоан Златоуст».
Затвор поршневой – системы Обуховского СЗ. Длина ствола — 10160 мм, длина нарезной части — 8167 мм, длина хода нарезов 29,89 клб. Вес затвора 256,8 кг, вес ствола с затвором — 14397 кг. Модернизированный станок Морского завода на центральном штыре, механизм вертикальной наводки — винтовой. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Накатник пружинный. Длина отката 560 мм. Высота линии огня от палубы 1499 мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 2159 мм. Все действия на установке производились вручную. Вес откатывающихся частей (с пушкой) 23 553 кг. Максимальная скорость наведения, град/с: вертикальная 3, горизонтальная 3. Скорострельность, выстр./мин : 3-4. Масса снаряда, кг 112,2. Начальная скорость снаряда, м/с – 807. Дальность стрельбы, м -17920.
Вес буксируемой четырехосной артиллерийской платформы вместе с орудием — 27 985 кг.
Имевшиеся на тот момент тягачи «Коминтерн» и «Ворошиловец» не могли обеспечить нормальную буксировку такой системы. Проектированием нового тягача занялся Харьковский паровозный завод. Рассматривались варианты гусеничной и колесной базы. За основу приняли второй вариант. Применение колесных шасси позволяло повысить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза — пробег машин комплекса по сравнению с гусеничными шасси. Тягач собирался на мощной стальной раме с использованием узлов и агрегатов автомашин серий «ЯГ» и ЗиС-6, дизельного мотора В-2 и трансмиссии
Для внешней связи использовалась дуплексная радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной, для внутренней связи —
Один из тягачей в батарее оборудовался командно-дальномерным постом КДП-2 аналогичным устанавливаемым на эсминцах серии «7», но не бронированным и несколько меньшего размера, с баллистическим вычислителем.
Второй тягач имел тентованый грузовой кузов.
На том же шасси изготавливалась и транспортно-заряжающая машина.
В качестве мобильного средства ПВО использовалась ЗСУ-12,7-2 на шасси
Самоходный артиллерийский дивизион «Крейсер» Севастопольской ВМБ: четыре тягача с буксируемыми 203-мм морскими орудиями, шесть транспортно-заряжающих машин, шесть ЗСУ-12,7-2.