Самоходная артиллерия России и США. Часть 3. Царство буксируемых систем

13

Предыдущие части цикла

В третьей части вернёмся обратно в СССР 1945-1965 годов. Этот период для артиллерии, с одной стороны, положителен созданием целого ряда новых образцов вооружения, их насыщением войск и началом решения проблемы подвижности орудий механизированных соединений, с другой — нерешённые проблемы с количеством систем калибра 152 мм и выше и отсутствие современных САУ (тягач это хорошо, но самоходка всё же лучше) тянули назад. Огромные людские и материальные потери, понесённые в войне, не дали возможности быстро решить эти вопросы. И всё усугубилось в 50-е верой руководства во всемогущество ракет.

После 45-го года Советский Союз продолжил активно строить танки. За 20 лет, с 1946 по 1965, было выпущено около 41 тыс. Т-34, Т-44, Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, ИС-4, ИС-3, Т-10 и ПТ-76. При этом самоходная артиллерия, даже в виде истребителей танков и штурмовых орудий, ушла на второй план. За те же 20 лет промышленность произвела лишь около 1,7 тыс. СУ-100, ИСУ-152, АСУ-57, СУ-85 и СУ-122-54, что составляет чуть более 4% от числа танков (в ВОВ эта цифра составляла 33%). Конечно, можно добавить 850 выпущенных ЗСУ-57-2 и некоторое количество Шилок, но, во-первых, картину это сильно не меняет, во-вторых, зенитные установки слишком далеки по применению от разбираемой темы. При этом новые самоходки (АСУ-57 и СУ-85) ушли в ВДВ, тогда как сухопутные войска из новинок получили лишь ограниченное количество СУ-122-54. Потому придётся несколько отойти от темы самоходок и немного рассказать про буксируемые орудия.

  АСУ-57 на параде, 1958 год


АСУ-57 на параде, 1958 год

В середине 40-х — начале 50-х артиллерия стала обновляться на основе опыта войны. 45- и 76-мм пушки заменялись на 82-мм станковый гранатомёт СГ-82, 85-мм пушку Д-44. Корпусная артиллерия стала получать 152-мм гаубицы Д-20, 130-мм пушки М-46 и 122-мм Д-74. Важным плюсом новых систем являлось наличие клинового затвора, что повышает скорострельность и упрощает создание и эксплуатацию САУ. К 152-мм гаубицам вопросов у армии не было. Проблемным оказался калибр 85 мм. С одной стороны, это обеспечивало рост огневой мощи дивизионной артиллерии, сильно выросли противотанковые возможности. Но вот по основным целям – пехоте, огневым точкам, полевым укреплениям, Д-44 имела незначительное преимущество перед ЗиС-3. Масса снаряда выросла с 6,4 до 9,5 кг, но заряд ВВ остался примерно тот же — около 700 г (у разных моделей снарядов заряд разный), но вот Д-44 использовала только осколочные боеприпасы, которые гораздо хуже разрушают укрепления. А ведь ЗиС-3 имела почти на четверть выше скорострельность. С другой стороны, Д-44 позволила быстро обновить советскую дивизионную артиллерию.

  85-мм дивизионная пушка Д-44


85-мм дивизионная пушка Д-44

Проблему недостаточной огневой мощи решила знаменитая 122-мм гаубица Д-30. Работы над заменой устаревшей М-30 начались в 1955-ом, в 1960-ом гаубицу приняли на вооружение. Боекомплект позволял решать все имеющиеся на тот момент задачи, а большая мощность боеприпаса вкупе с приличной скорострельностью обеспечили превосходство на 105-мм гаубицами НАТО. Появившиеся (правда гораздо позднее, в 80-е) снаряды повышенного могущества ОФ24 и ОФ56 по мощности приближаются к 152-мм ОФ540. Сперва Д-30 лишь заменяла М-30, но, с течением времени, спустилась в артдивизионы полков и бригад. На сегодня в России она осталась у десантников, морпехов, на военной базе в Абхазии и в единственной нашей пулемётно-артиллерийской дивизии. Несмотря на свой возраст, и сейчас гаубица выглядит достаточно неплохо, уступая, конечно, натовским 105-мм гаубицам по средствам наведения и массе. Так что, когда в 1965-ом назрел вопрос о создании лёгкой гаубичной САУ, подобрать вооружение для неё не составляло большого труда.

  122-мм гаубица Д-30


122-мм гаубица Д-30

Как бы там ни шли дела с буксируемыми орудиями, конструктора и военные понимали перспективы самоходной артиллерии. В июле 46-го ГАБТУ создало план работ по созданию самоходок массой 15, 20 и 36 т, несущих орудия калибра 100, 122 и 152 мм, приспособленных как для стрельбы прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Таким образом выходила замена серий СУ-76, СУ-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. К интересуемому типу САУ, ведущих огонь преимущественно с закрытой позиции, относится проект 1947-го года объект 261. Эта машина создавалась на базе танка ИС-7. Первоначальный вариант объект 261-1 имел расположенную в передней части машины закрытую рубку со 152-мм пушкой М-31. Чуть позже появились объект 261-2 и объект 261-3 со 152-мм пушкой М-48 и 180-мм МУ-1. Здесь компоновка изменилась – вооружение поместили в открытую рубку в кормовой части САУ. Как показали опыты с пушками большой мощности для ИСУ-152, расположение пушки с большой длиной ствола в передней части самоходки крайне осложняет движение машины. Проект САУ на базе ИС-7, как и сам танк, развития не получил и дальше деревянных моделей дело не пошло.

  Макет 180-мм САУ объект 261-3


Макет 180-мм САУ объект 261-3

9 апреля 1947 года стартовала ОКР на 100-мм самоходку объект 105, предназначенную для замены СУ-76. За дело взялся Уралмашзавод. Созданная на оригинальном шасси, СУ-100П, так назвали новую САУ, несла 100-мм пушку Д-50, основанную на Д-10Т. При стрельбе с закрытых позиций дальность стрельбы составляла 14,8 км. Расположили вооружение в тумбовой установке на корме. Из-за нехватки опытных кадров, работы затянулись и на вооружение СУ-100П была принята в 55-ом году. Но, выпустив небольшую серию, производство закрыли решением Совета Министров СССР, как и все работы по САУ. Главным наследием СУ-100П осталось шасси, позже использованное при создании Акации и успешно служащее до сих пор.

  100-мм САУ СУ-100П в Кубинке


100-мм САУ СУ-100П в Кубинке

Во время разработки СУ-100П был создан ряд САУ на её основе – модернизированная СУ-100ПМ со 100-мм пушкой Д-50М, СУ-152П со 152-мм пушкой М-63 и СУ-152Г со 152-мм гаубицей Д-1. Нас, естественно, интересует последняя. Опытный образец СУ-152Г (объект 108) был собран весной 1949 года и уже в июле прошёл заводские испытания, выявившие ряд недостатков шасси. Гаубица Д-1 устанавливалась в такой же тумбовой установке, как и Д-50 в СУ-100П, с сектором горизонтальной наводки 143 град. Дальность стрельбы составляла 12,4 км. Для облегчения работы экипажа бортовые листы откидывались, образуя платформу для расчёта. Подобная конструкция устарела для машин с такой дальностью стрельбы, которые могли легко попасть под ответный огонь, к 50-м годам самоходки уже требовали полностью закрытые башни. Доработанное шасси СУ-152П с установкой полностью закрытой вращающейся башни было применено на тяжёлом истребителе танков объект 120. Но, так или иначе, работы по СУ-152Г дальше опытного образца не зашли.

  152-мм САУ СУ-152Г в Кубинке


152-мм САУ СУ-152Г в Кубинке

Как видим, работы по новым САУ шли, военные хотели современные самоходки. Но тут всплывает целый ряд проблем, тянущихся ещё с начала века. Первое, это нехватка современных дальнобойных орудий большого калибра, которые ещё и понесли существенные потери в 41-ом. Дело в дошло до того, что батареи тяжёлой артиллерии иногда приходилось делать двухорудийными (например, во время битвы под Москвой), а даже армии иногда не имели ничего мощнее 76-мм дивизионок. Много оставалось модернизированных образцов ещё царских времён. Второе, это недостаточная мощность 57- и 76-мм пушек, применявшихся для противотанковой обороны. Их тоже требовалось заменить. Третье, это разрушенная войной промышленность, на которую ложилась нагрузка гонки создания атомного оружия и средств его доставки, современных подводных лодок, реактивной авиации. Четвёртое, это специфический опыт Восточного фронта, по результатам которого наши САУ вели огонь зачастую только прямой наводкой. В то же время, опыта использования немецких, американских или английских гаубичных САУ не было. Возможно, эти условия породили бы удачные образцы, ведь до сих пор пехота часто нуждается в тяжелобронированной и хорошо вооружённой машине огневой поддержки, но вмешательство Хрущёва положило конец всем работам.

Автор — Алексей Борзенков

Источник — https://vk.com/@artillery333-samohodnaya-artilleriya-rossii-i-ssha-chast-3-carstvo-buksir

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account