Самоходная артиллерийская установка повышенной мощности «Объект 261». СССР
Не смотря, на неудачи с предыдущими САУ повышенной мощности, идея поставить сверхмощные пушки на самоходные шасси, не покидала советское руководство, и после войны.
Я уже писал, о первых попытках. Когда, были созданы проекты, и даже опытные образцы таких САУ, как Су-14 и САУ «Объект 212А». Одной из причин неудачи этих проектов была высокая ненадёжность 152-мм пушки Бр-2. С её модернизации наши конструкторы и решили начать.
Глубоко модернизированная пушка Бр-2 получила новое название — М-31. Модернизация была проведена настолько глубоко, что от Бр-2 мало что осталось. Проектные работы осуществляло КБ завода № 172. Основные отличия от Бр-2 были следующие: не поршневой, а горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор, мощный щелевой дульный тормоз, который поглощал до 70% энергии отката. Ствол пушки снабжался массивным казенником для получения необходимого веса откатных частей и для лучшего уравновешивания качающейся части. Заряжание у нового орудия было раздельно-гильзовое. Досылка снаряда производилась с помощью пружины досылателя, взводящегося автоматически при откате. Механизм продувания канала ствола работал так же автоматически. В нём использовался сжатый воздух из отдельного баллона. Тормоз отката сделали гидравлическим, а накатник пневматический. Два цилиндра тормоза отката и два цилиндра накатника сделали жестко связанными со стволом. Таким образом, за счет казенника и противооткатных устройств существенно увеличен вес откатывающихся частей, что вместе с дульным тормозом дал очень малый откат для пушки с такой баллистикой (520-мм против 1400-мм у Бр-2). Подъемный и поворотный механизмы пушки были секторного типа с червячным самотормозящим звеном. Подъемный механизм имел только ручной привод, так как требование электропривода ГАУ сняло (довольно странное решение). Пушка М-31 имела прицел ТП-47А для прямой наводки и прицел ЗИС-3 для стрельбы с закрытых позиций. Ну и последнее, эту пушку изначально проектировали унифицированной со 152-мм танковой пушкой М-51, имевшей те же баллистические данные.
Доработанный и согласованный с Челябинским заводом технический проект пушки М-31 был выслан для рассмотрения и заключения в Артком ГАУ в конце 1947 года. У пушки получились просто уникальные данные. Дальность стрельбы орудия была почти 28 км (27800 метров) при начальной скорости снаряда в 880 м/с.
Однако, представленный Челябинским заводом проект самохода объект 715 (впоследствии он получил известность как танк ИС-7) не был утвержден, и его возвратили заводу на доработку. В связи с этим потребовался коренной пересмотр всей компоновки пушки, хотя при рассмотрении ее технического проекта существенных замечаний не возникло.
Учитывая первый опят проектирования, заводу № 172 было предложено согласовать проект пушки с проектом САУ на базе танка ИС-7 (об. 261), разработанного в Ленинграде. Эта работа выполнена заводом № 172, и 23 августа 1948 года на рассмотрение ГАУ представили переработанный проект пушки М-31, применительно уже к боевому отделению САУ на базе ИС-7. Однако проект и этой САУ (объект 261) был так же отклонен. И опять НТК БТ предложил Ленинградскому Кировскому заводу переделать компоновку всей самоходки. Заводу № 172 снова пришлось изменить проект пушки, а точнее, ее станка, поскольку качающиеся части пушки ни разу не менялись.
Кстати, говоря, из этого можно сделать вывод насколько ИС-7 был близок к конвейеру. На базе опытных неутверждённых шасси наши конструкторы САУ не разрабатывали. Но коснёмся немного проекта самой САУ в целом, как я уже сказал выше, она должна была производиться на шасси ИС-7. На ней должен был быть установлен доработанный корабельный дизель М-50 мощностью, аж, 1050 л.с. (такой же как и на ИС-7). С таким мотором по расчёту конструкторов САУ должна была развивать скорость в 55 км/час и имела запас хода в 300 км. Что касается боекомплекта, то в проекте САУ он ещё не был утверждён.
Пушка и расчёт должны были размещаться в легкобронированной открытой рубке. Это говорит о том, что конструкторы этой САУ не планировали её участия в танковых дуэлях. Зато базу САУ оставили хорошо бронированной (видимо в угоду унификации с ИС-7) и она имела броню от 215 до 150 мм (кстати говоря, в каком месте на САУ планировали установить броневые листы в 215 мм мне осталось непонятным, ведь, на ИС-7 такую толщину брони имела только башня, а на САУ её нет. Но таковы данные официальных ТТХ самоходки).
Как не трудно догадаться, с такими данными самоходка получилась более чем тяжёлой. Её масса должна была быть где-то в районе 68 тонн. Правда, и у её донора ИС-7, масса была приблизительно такой же.
Так же, необходимо отметить, что переделка шасси танка ИС-7, предполагалась достаточно глубокой. САУ должна была базироваться на, как бы, задом на перёд развёрнутом шасси. То есть, двигатель, и ведущее колесо, должно было располагаться в передней части самоходки.
Эта САУ так же не увидела свет даже в опытном исполнение. После того как было принято решение отказаться от производства ИС-7, этот проект, естественно, так же был отклонён.
ТТХ:
Длинна, мм — 7380
Ширина, мм – 3400
Клиренс, мм – 450
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 – 0,9
Двигатель дизельный, мощность, л.с. – 1050
Удельная мощность л.с./тонна – 15,4
Максимальная скорость, км/час – 55
Запас хода, км – 300
Преодолеваемые препятствия:
Подъём, град – 30
Брод, м – 1,5