В комментариях к статье посвящённой альтернативной машине Т-34-107, упоминалась эта самоходка. Которая, по моему мнению, является достаточно малоизвестным образцом отечественной бронетанковой техники известной только истинным знатокам. Поэтому, думаю, рассказ о ней будет более чем уместен.
Эта самоходка появилась в ходе разработки знаменитой САУ Су-100. Дело в том, что весной 1944 корпус новой самоходки был уже полностью готов к серийному производству а вот разработчики орудия, Д-10С, явно запаздывали, и орудие всё ещё не было готово. Тогда то, и родилась идея устанавливать в уже готовые корпуса имеющиеся орудия. Прежде всего, стали ставить, хорошо отработанную на самоходке Су-85, 85 мм пушку Д-5С. Получилась самоходка Су-85М, внешне, практически ни чем не отличавшаяся от старой доброй Су-85. То есть задача получения более мощной противотанковой САУ, Су-85М, естественно, не решала.
Тогда на заводе «Уралмаш» в инициативном порядке решили попробовать установить в корпус Су-100 122 мм пушку Д-25С, прекрасно зарекомендовавшую себя на танках ИС-2. Новая самоходка получила обозначение Су-122П. Главную роль в том что такая САУ была так быстро создана сыграло то что пушка Д-25С имела точно такие же посадочные места и габаритные размеры как пушка Д-10С. Уже в мае 1944 года были собраны первые опытные САУ Су-122П, которые и поступили на государственные испытания. Не смотря на то что самоходка с честью их прошла на вооружение она всё же принята не была. Причины отказа в серийном производстве были следующими:
— прежде всего, по бронепробиваемости Д-25С уступала Д-10С примерно 4-5 мм, зато эффект от действия осколочно-фугасного снаряда был почти вдвое выше (собственно это и являлось причиной создания Су-100, ведь пушки Д-25С уже массово применялись на танках ИС-2);
— боезапас сократился до 26 выстрелов;
— скорострельность, из-за раздельного заряжания орудия, сократилась до 3-4 выстрелов в минуту;
— отдача орудия была выше чем у СУ-100, что при выстреле "с хода" негативно сказывалось на выносливости ходовой части;
— остались нерешенными прежние проблемы с теснотой боевого отделения.
Собственно, всё логично, тем более что к моменту окончания испытаний в сентябре 1944 года, 100 мм Д-10С уже была полностью готова и необходимость в таком эрзаце уже полностью отпала.
ТТХ:
Масса – 32 тонны
Экипаж – 4 чел.
Длина корпуса, мм — 5920
Ширина корпуса, мм — 3000
Высота, мм – 2245
Бронирование;
Лоб корпуса, мм/град. 75
Борт корпуса, мм/град. 45
Корма корпуса, мм/град. 45
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Маска орудия, мм/град. 110
Вооружение;
Калибр и марка пушки — 122-мм пушка Д-25С
Боекомплект пушки – 26 снарядов
Силовая установка;
Двигатель — дизельный В-2-34М, 12-цилиндровый
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 300
Показатели проходимости;
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1