«Самобеглая коляска» спорит с самолетом. Гоночный автомобиль ХАДИ-7. СССР

19

«Самобеглая коляска» спорит с самолетом. Гоночный автомобиль ХАДИ-7. СССР

Небольшая винтажная заметка, которая, думаю, заинтересует коллег.

Любой вид транспорта рано или поздно переживает кризис: безнадежно устаревает паровой двигатель локомотива и уступает место дизелю или электромотору, на смену воздушному винту самолета приходит реактивный «движок»… Автомобилю пока живется спокойно – бензиновый мотор внутреннего сгорания, благословленный еще отцами «самобеглой коляски», вполне устраивает автомобилистов. И, хотя поговаривают о ядовитом выхлопе, о загрязнении атмосферы, классический двигатель совсем не скоро сдаст свои позиции. Иное дело – автомобили «штучного» изготовления: гоночные и рекордные. Экономичность, удобство обслуживания, простота конструкции – качества, столь ценимые владельцами массовых машин, – не так важны для яппарата, который ездит не каждый День, и не по улицам и шоссе, а на специальных скоростных трассах. Ведь главное свойство этих «болидов» – быстрота, которой серийные авто достигнут лишь в отдаленном будущем. Именно поэтому, проектируя рекордно-гоночную машину, студенты Харьковского автомобильно-дорожного института (ХАДИ) остановили выбор на двигателе нового типа – газотурбинном. ХАДИ-7 – таково официальное название новинки – предназначен для рекордных заездов на короткие дистанции и для стартов на 50, 100 и более километров.

«Самобеглая коляска» спорит с самолетом. Гоночный автомобиль ХАДИ-7. СССР

Автомобиль весит всего 1000 кг. В его обтекаемом, «зализанном» теле скрывается 400-сильный двигатель. В кабине, покрытой прямо-таки самолетным «фонарем», нет традиционных педали сцепления и рычага переключения передач. Они стали ненужными, как и сама коробка скоростей. Тяговая турбина связана с компрессором двигателя не жестко, а газодинамически. Передаточное отношение трансмиссии на ХАДИ-7 меняется плавно, непрерывно, в то время как на обыкновенных машинах скачкообразно, переключением передачи.

«Самобеглая коляска» спорит с самолетом. Гоночный автомобиль ХАДИ-7. СССР

«Сработав» на турбине, раскаленные газы могли бы создать дополнительную тягу на выхлопе, прибавив к рекордным километрам в час несколько лишних, так сказать, бесплатных. Но это запрещено правилами. Выхлопные трубы конструкторы расположили строго перпендикулярно раме – чтобы исключить хоть и малую, но незаконную подмогу. В. К. Никитин, заслуженный мастер спорта, руководивший созданием суперавтомобиля, дважды участвовал в соревнованиях на ХАДИ-7 и оба раза показывал хорошие результаты. Гонщик установил два всесоюзных рекорда скорости: на дистанциях 0,5 и 1 км. Стремительностью детище харьковских студентов не уступит самолету: ХАДИ-7 удалось разогнать до скорости 360 км/ч.

источник: ««Самобеглая коляска» спорит с самолетом» «Техника-молодежи» 1972-07, стр. 16-17

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account