Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Про войну и про бомбёжку,
про большой линкор «Марат»…
С.В. Михалков
Сентябрь 1941 года стал самым трудным месяцем в битве за Ленинград. На юге немецкие войска подошли к самым окраинам города, на востоке — вышли к Ладожскому озеру, замкнув кольцо блокады. Вместе с частями Красной армии в ловушке оказался и Балтийский флот, в составе которого имелось два линейных корабля — «Октябрьская революция» и «Марат». Немецкое командование продолжало опасаться советских боевых кораблей и решило нанести по ним решающий удар с воздуха.
Сентябрь 41-го: Балтийский флот и Ленинград
Обычно считается, что воздушные атаки на советские корабли в Кронштадте в сентябре 1941 года проводились по настоянию командования немецкой 16-й армии. Действительно, с 5 сентября советские линкоры начали обстреливать войска противника, наступавшие на Ленинград с юга. Однако нет никаких данных, подтверждающих, что эти обстрелы так уж сильно досаждали немцам, тем более что огонь вёлся по району Кипень и Дятлицы, а затем — по району Тайцы по площадям, с предельных дистанций от 170 до 220 каб. Лишь 18 сентября, через три дня после выхода немцев к берегу Финского залива, линкор «Октябрьская революция» впервые открыл огонь на более короткую дистанцию в 90 каб по району Стрельна – посёлок Володарского.
Но командование кригсмарине было всерьёз озабочено возможностью прорыва советского Балтийского флота через Финский залив в открытую часть Балтийского моря. Не совсем понятно, чего боялись немцы, и почему их так беспокоила возможность интернирования советских кораблей в Швеции. Возможно, они опасались, что крупные корабли смогут усилить оборону Моонзундских островов, Осмуссаара и Ханко (на тот момент ещё находившихся в руках советских войск) или на время парализовать коммуникации Германии со Швецией и Финляндией.
Командование немецкого флота было настолько встревожено, что в сентябре 1941 года для противодействия советским кораблям было создано специальное формирование — Балтийский флот, в который вошли линкор «Тирпиц», тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», лёгкие крейсера «Нюрнберг», «Лейпциг», «Кёльн» и «Эмден», а также три эсминца и пять миноносцев. 23 сентября «Лейпциг» и «Эмден» прибыли в Либаву, а 24 сентября «Тирпиц» с остальными кораблями заняли позицию у Аландских островов.
В военном дневнике начальника штаба командования немецких сухопутных войск (ОКХ) Франца Гальдера нет каких-либо упоминаний о том, что группа армий «Север» или 16-я армия получали специальные указания об организации атаки на корабли Балтийского флота. Однако действовавший в интересах группы «Север» 1-й воздушный флот мог получить такие распоряжения непосредственно от руководства люфтваффе. Первый массовый воздушный налёт на Ленинград состоялся 8 сентября 1941 года — в день замыкания блокады.
Налёты повторились 9 и 10 сентября, затем после перерыва последовал массированный дневной налёт 19 сентября, в котором участвовали семь авиационных групп. Основную роль играли пикировщики 1-й и 3-й групп 2-й штурмовой эскадры «Иммельман» (StG2), немцы потеряли пять самолётов. На город сбросили более 500 фугасных и около 3000 зажигательных бомб, были полностью разрушены Гостиный Двор, госпиталь на Суворовском проспекте и 80 многоэтажных жилых домов. Серьёзно пострадали Кировский и Пролетарский заводы, а также завод «Экономайзер». Погибло 540 человек, что сравнимо с жертвами знаменитой бомбардировки Роттердама 13 мая 1940 года.
«Марат» под первым ударом
До 16 сентября советские корабли в районе Кронштадта бомбардировкам не подвергались, поэтому основные силы авиации Балтийского флота командование Ленинградского фронта направило на защиту города и противодействие немцам к югу от него. Истребительное прикрытие Кронштадта было крайне слабым — на острове Котлин располагалась единственная эскадрилья 5-го истребительного полка Балтийского флота, в августе понёсшего тяжёлые потери при немецком налёте на аэродром в Клопицах.
Лишь утром 16 сентября в расположение 2-й штурмовой эскадры «Иммельман» на аэродром Турово лично прибыл командующий 8-м воздушным корпусом Вольфрам фон Рихтгофен. Он распорядился силами пикирующих бомбардировщиков эскадры организовать атаку на советские корабли — в первую очередь на линкор «Марат», стоявший в Морском канале и ведший огонь по южному берегу Финского залива.
Атака была проведена в тот же день силами 27 пикировщиков 3-й группы 2-й эскадры под командованием гауптмана Э.-З. Штеена. Главной целью удара был линкор «Марат», стоявший в Морском канале между Кронштадтом и устьем Невы, — он вёл огонь по противнику, накануне вышедшему на южный берег Финского залива у завода «Пишмаш» к востоку от Стрельны.
Немецкие самолёты разделились на две группы, атаковавшие корабль с носа и кормы. Атака кормовой группы успехом не увенчалась — по самолётам открыла огонь кормовая батарея 37-автоматов (три ствола). А вот носовая батарея утром этого же дня была выведена из строя удачным попаданием немецкого 150-мм снаряда, поэтому здесь атаке ничего не мешало: пикировщики положили в линкор сразу четыре бомбы. Считается, что две из них принадлежали командиру 7‑й эскадрильи StG2 гауптману Эрнсту Купферу и ведомому командира 3-й группы Гансу-Ульриху Руделю. По советским данным, самолёты пикировали под углом около 60°.
Уже на отходе бомбардировщики и прикрывавшие их истребители Bf.109F из 54-й истребительной группы были атакованы шестёркой советских истребителей (два Як-1 и четыре ЛаГГ-3), которые умудрились ценой одной повреждённой машины сбить один «Мессершмитт» и один «Юнкерс» (советские пилоты заявили о четырёх сбитых «Юнкерсах»).
Две из четырёх бомб, попавших в «Марат», легли недалеко от кормовой рубки (на 110-114-м шпангоутах) ближе к правому борту. Они пробили 37-мм верхнюю бронепалубу и взорвались на 25-мм средней бронепалубе, сделав в ней вмятину диаметром 30 см. Третья бомба разорвалась под верхней палубой на юте (на 127-м шпангоуте), вызвав обширный пожар и уничтожив кормовую группу зениток. Пламя от пожара на палубе стало затягивать через воздухозаборники в кормовые погреба — положение спасли два матроса, буквально своими телами закрывшие раструб вентиляционной трубы. Осколками и взрывной волной были выведены из строя кормовые дизель-генераторы, четвёртая башня испытала сильное сотрясение, но не прекратила стрельбу. Четвёртая бомба, сброшенная на несколько секунд позже третьей, упала у борта в кормовой части, срезав ствол 120-мм орудия №13.
На линкоре погибло 15 (по другим данным — 25) моряков и было ранено 30, однако бронепалуба пробита не была, жизненно важные механизмы корабля не пострадали. Для устранения повреждений «Марат» ушёл в Кронштадт, а утром 18 сентября был переведён с Большого рейда к стенке Усть-Рогатки.
Калибр бомб, попавших в линкор, до сих пор неясен: советские источники оценивали их как 250-кг, немецкие пишут о 500-кг. Однако сразу по возвращении на аэродром немецкие лётчики говорили и о тех, и о других, заявляя, что их в любом случае недостаточно для поражения линкора. Судя по всему, 500-кг была лишь бомба, попавшая в район четвёртой башни. Отметим, что 250-кг бомбы брали только пилоты с небольшим опытом. Таким образом, из опытных лётчиков в корабль попал кто-то один — либо Рудель, либо Купфер. Выслушав их доклады, Рихтгофен распорядился доставить из Германии 1000-кг бронебойные бомбы.
Люфтваффе против Кронштадта
19 сентября гавань Кронштадта впервые атаковали горизонтальные бомбардировщики He 111 из 5-й эскадрильи 4-й бомбардировочной группы, однако попаданий в корабли им добиться не удалось. Лишь на следующий день в Кронштадте погибли первые суда: пароход «Мария», буксир «Красный флот» и портовая баржа КП-15. В тот же день на Неве был потоплен тральщик ТЩ-36, и одной бомбой повреждена канонерская лодка «Селемджа». После этого немцы решили бомбить корабли с пикирования, используя как пикировщики не только Ju 87, но и более вместительные двухмоторные Ju 88.
Первый действительно массовый налёт на Кронштадт состоялся 21 сентября — в нём приняли участие 40 бомбардировщиков Ju 87 и Ju 88, а также 22 истребителя-бомбардировщика Me 109 из 3-й группы 27-й истребительной эскадры. Все они за день сделали по несколько вылетов. Две 500-кг бомбы легли рядом с эсминцем «Стерегущий» — корабль перевернулся и затонул прямо у пирса (был поднят и введён в строй только в 1944 году). Ещё две 250-кг бомбы с «Мессершмиттов» попали в эсминец «Гордый», но он удержался на плаву. Одной бомбой был поражён стоявший в сухом доке эсминец «Грозящий».
Три 500-кг бомбы кучно легли в носовую часть стоявшего на Петергофском рейде линкора «Октябрьская революция» (между 14-м и 29-м шпангоутами). Они прошили 37-мм верхнюю бронепалубу, но вновь не смогли пробить главную и взорвались на ней, хотя её толщина составляла всего 25 мм. Силой взрывов верхнюю палубу корабля оторвало от бортов и завернуло на полубак. Были уничтожены шпилевые устройства, кабельные трассы и трубопроводы, стали рваться зенитные снаряды в кранцах первых выстрелов, в каютах носовой части корабля начался пожар. Через разошедшиеся листы обшивки и повреждённые клапаны пожарных магистралей в подводные отсеки, форпик и трюмы начала просачиваться вода. Пожар удалось быстро погасить, линкор своим ходом перешёл на Малый Кронштадтский рейд.
Кроме того, были потоплены транспорты «Леваневский» и «Берта», а также несколько портовых судов, получили повреждения крейсер «Киров», эсминцы «Сильный» и «Славный», канонерская лодка «Пионер». Большой урон понесли строения в гавани и завод артиллерийских приборов, на Морском заводе был разрушен механический цех. Всего в городе и на кораблях погибло 135 человек, ещё 95 получили ранения.
При отражении налёта кронштадтские лётчики потеряли сразу половину своих машин (3 истребителя); погиб лейтенант Л.С. Копылов. Немцы потеряли два «Мессершмитта» — один из них, видимо, от зенитного огня с кораблей. При этом командир 7-й эскадрильи пикировщиков гауптман Купфер умудрился в этот день лично разбить два Ju 87: на одном он дотянул до Гатчины и сел в поле, а второй вечером посадил у самой линии фронта. Третий «Юнкерс» Купфер разбил 28 сентября, и лишь этот самолёт числится в списке безвозвратных потерь.
К середине дня 21 сентября для отражения налётов к Кронштадту была направлена 61-я истребительная авиабригада ВВС Балтийского флота (19 машин), но она прибыла слишком поздно.
Чёрный день советского флота
На следующий день налёт повторился силами 38 бомбардировщиков Ju 88 из 4-й группы 77-й бомбардировочной эскадры, атаковавших как Кронштадт, так и Торговый порт Ленинграда. В последнем был потоплен сторожевой корабль «Вихрь», повреждены эсминец «Сильный» и плавбаза «Смольный», в Кронштадте был нанесён серьёзный ущерб территории Морского завода. Тем временем 21 сентября в Лугу прибыли доставленные из Германии 1000-кг бронебойные бомбы PC1000RS (в общей сложности около 10 штук). Каждая такая бомба 1,5 м в длину (с оперением — 2,17 м), 0,5 м в диаметре и несла 160 кг взрывчатого вещества. Корпус был изготовлен из кованой стали, его толщина составляла 38 мм, а в носовой части достигала 340 мм.
Проблема состояла в том, что самолётами Ju 87 такие бомбы в боевой обстановке ещё не использовались — эксперименты по их сбрасыванию с пикирования проводились лишь на полигоне. Тем не менее два пилота эскадры «Иммельман» всё же решились подняться с ними в небо — это были командир 3-й бомбардировочной группы гауптман Штеен и его ведомый обер-лейтенант Рудель.
Первый налёт состоялся 23 сентября в 10 часов утра, в нём участвовали около тридцати Ju 88 из 77-й бомбардировочной эскадры. Зенитная артиллерия Кронштадта открыла огонь, но воздушное прикрытие главной базы Балтийского флота было чрезвычайно слабым — всего шесть истребителей (основные силы авиации находились на защите Ленинграда). Основной целью атаки стал Морской завод, подвергшийся новым разрушениям.
Около 11 часов налёт повторился — теперь это были 30 пикировщиков Ju 87 из эскадры «Иммельман» под прикрытием «Мессершмиттов» из 54-й истребительной эскадры, шедшие со стороны Петергофа. Четвёртая башня «Марата» дала по ним залп шрапнельными снарядами, после чего группа немецких самолётов разделилась и с разных сторон атаковала линкор, начав пикирование с высоты около 3000 м. Обычно пикировщики сбрасывали бомбы с полутора километров, но Штеен и Рудель, обрушившись на «Марат», выпустили свои бомбы с высоты менее полукилометра.
Считается, что Штеен промахнулся, а в «Марат» попала бомба Руделя. Она угодила в палубу линкора между первой башней и носовой пагодообразной мачтой-надстройкой, пробила обе бронепалубы и взорвалась в артиллерийском погребе главного калибра. Раздался страшной силы взрыв, облако дыма поднялось на высоту более километра. П.Д. Грищенко, командир стоявшей неподалёку подлодки Л-3, вспоминал:
«Сплошной огонь охватил корабль в несколько секунд. Вслед за этим — оглушительные взрывы, один, второй. Огромные клубы дыма и огня окутали носовую часть линкора, снова два взрыва. Отчётливо видно, как массивная металлическая фок-мачта со всеми надстройками, мостиками и площадками, сплошь заполненными фигурами в белых матросских робах и синих командирских кителях, медленно отделяется от линкора и, на лету разваливаясь, с грохотом падает в воду. Полностью исчезла носовая часть корабля, а с ней и орудийная башня с тремя 12-дюймовыми орудиями».
Сила взрыва была такова, что вторая башня, развёрнутая на правый борт, подскочила, а затем рухнула на прежнее место, сорвав верхнюю часть погона и заклинившись. Её 8-метровый дальномер оказался заброшен на крышу четвёртой башни.
Интересно, что Грищенко пишет о попадании одной 1000-кг бомбы, хотя большинство советских послевоенных исследователей считало, что в линкор попало две 500-кг бомбы — эта версия возникла ещё во время войны. «В корабль попало не менее двух бомб, причём одна из них проникла в район 1 котельного отделения, а вторая около 1 башни», — отмечал второй выпуск «Бюллетеня борьба за живучесть на кораблях эскадры КБФ» 1943 года. В третьем выпуске «Бюллетеня военного кораблестроения НК ВМФ» за 1946 год одна бомба предположительно оценивалась в 500 кг, другая — в 1000 кг. Но немцы сбрасывали только 1000-кг бомбы и на два попадания никогда не претендовали.
В ходе этого и следующих налётов одной бомбой с Ju 88 был опять повреждён стоявший в доке эсминец «Грозящий». В линкор «Октябрьская революция» попали две 250-кг бомбы: одна — в палубу центральной части корабля по левому борту (над казематом №10), вторая — в крышу третьей башни. Однако буквально накануне на палубе поверх деревянного настила был уложен новый слой бронеплит толщиной 75–90 мм, и бомба не пробила его. В месте стыка 152-мм крыши башни с левой стенкой образовалась небольшая пробоина (60 на 70 см), а сама стенка сдвинулась на 3 см. Вышло из строя левое 305-мм орудие, был разрушен башенный дальномер и сорван броневой колпак горизонтального наводчика, но сама башня продолжала действовать.
Пострадали и другие корабли. Шесть пикировщиков с нескольких сторон одновременно атаковали только что закончивший ремонт лидер «Минск». В кормовую часть корабля попали две 50-кг бомбы, а 250-кг бомба ударилась о висящую с левого борта шлюпку и взорвалась в воде у 3-го котельного отделения. Были повреждены котел №3 и турбина №2. Корабль оказался обесточен, потерял ход и начал заполняться водой. Его удалось отбуксировать в Военную гавань, но уже на закате в ходе последней атаки «Минск» получил новые повреждения от близкого разрыва 250-кг бомбы и в ночь на 24 сентября затонул у Южной стенки. На лидере погибло 7 моряков. Кроме того, в ходе налётов были потоплены подлодка М-74 и тральщик ТЩ-31. Во время второго налёта две 50-кг бомбы попали в крейсер «Киров», но одна из них не взорвалась.
Затем произошло символическое событие. Отбомбившись по «Марату», командир 3-й группы 2-й штурмовой эскадры гауптман Штеен вернулся на аэродром и вновь приказал подвесить под свой самолёт 1000-кг бомбу. Однако взлетать с таким грузом всё-таки было трудно: на разбеге самолёт скапотировал и перевернулся. Тогда Штеен приказал Руделю уступить место в кабине его машины. Пересев на самолёт Руделя, Штеен взлетел с бомбой и возглавил следующую атаку своей группы. На этот раз целью стал крейсер «Киров». Однако во время атаки уже вошедший в пикирование самолёт Штеена на высоте 2000 м был подбит прямым попаданием снаряда в хвостовое оперение и упал недалеко от борта крейсера. Позднее немцы создали легенду о том, что Штеен до последнего момента пытался протаранить корабль, хотя вряд ли кто-то мог знать, что делал и о чём думал гибнувший пилот.
Всего за 23 сентября немецкие самолёты 1-го воздушного флота совершили 747 самолётовылетов, из них 416 пришлось на бомбардировщики. Основной целью ударов стал Кронштадт. Советские лётчики в этот день заявили 21 победу (в том числе 12 над Кронштадтом), в действительности же безвозвратные потери 1-го воздушного флота составили 6 самолётов: два Ju 88, два Ju 87, по одному Bf 109 и Bf 110. В свою очередь, немцы заявили о сбитии 21 советского самолёта (в том числе 9 истребителей), тогда как вся авиация Ленинградского фронта потеряла в этот день 13 машин (в том числе флотская — 6).
Следующий налёт на Кронштадт состоялся 27 сентября: 42 бомбардировщика Ju 87 и Ju 88 под прикрытием 18 истребителей атаковали линкор «Октябрьская революция» и крейсер «Максим Горький». Они смогли добиться одного попадания: 500-кг бомба наискось прошла жилую палубу линкора, ударилась о барбет второй башни и взорвалась. Кусок 150-мм брони верхнего кольца барбета вдавило внутрь и загнуло под прямым углом, заклинив башню. В этот день на корабле погибло 26 человек.
Этот налёт был последним: значительная часть сил 1-го воздушного флота (в том числе 8-й авиационный корпус) перебрасывалась на новое направление — под Москву. Следующую попытку уничтожить Балтийский флот немецкая авиация предприняла в апреле 1942 года, в преддверии нового наступления на Ленинград. Однако результаты операций «Айсштосс» и «Гёц фон Берлихинген» оказались гораздо более скромными — были потоплены лишь три вспомогательных судна и повреждён крейсер «Киров» (отремонтирован через три месяца). Впрочем, основной ударной силой Балтийского флота в кампании 1942 года стали не крупные надводные корабли, а подлодки.
Источники и литература
- Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1. С 22 июня по 31 декабря 1941 г.
- Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР. М.-Л., 1945
- Д. Хазанов. Битва за небо. 1941. От Днепра до Финского залива
- А. В. Платонов. Трагедии Финского залива. М.: Вече, 2010
- М. В. Зефиров, Н. Н. Баженов, Д. М. Дегтев. Цель – корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота. М.: АСТ; Хранитель,
2008 - И. Ф. Цветков. Линкор «Октябрьская революция». Л.: Судостроение, 1983
- П. Д. Грищенко. Схватка под водой. М.: Молодая гвардия, 1983
- И. А. Каберов. В прицеле свастика. Л.: Воениздат, 1975
- А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота. М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2008
- А. М. Васильев. Линейный корабль «Марат» // Гангут, №30 (2002)
источник: https://warspot.ru/11694-samaya-krupnaya-zhertva-lyuftvaffe-na-vostoke