Сахарские гонки 1938 года
Живописный ливийский оазис Гадамес (Gadamès) был выбран в качестве места сбора более чем 150 пилотов из разных стран, которые приняли участие в Сахарских гонках, прошедших с 18 по 28 февраля 1938 года. В те годы авиагонка в сахарской пустыне была наиболее жестким и сложным спортивным мероприятием по сравнению как с европейскими, так и с внеевропейскими авиационными соревнованиями. Организацией этой гонки занимался Королевский национальный авиационный союз (Union Nationale Aéronautique Royale — R.U.N.A.) со штаб-квартирой в Триполи и под высоким патронажем губернатора Ливии.
В соревновании должны были участвовать самолеты, двигатели которых должны были развивать мощность не менее 100 л.с.; маршрут гонки длиной 3530 км должен был проходить через Хон (Hon), Куфру (Koufra), Бенгази и Триполи.
У моменту проведения третьих по счету Сахарских гонок регламент был скорректирован. Несмотря на сложности она полностью соответствовала туристическому характеру гонки. Со стороны пилотов, принимавших участие в гонках, требовались определенные технические навыки. Таким образом, трасса могла быть преодолена без особых сложностей, даже в случае вынужденной посадки в пустыне. В 1936 году — во время вторых сахарских гонок — произошедшие с немецким пилотом Ханзецем (Hansez) драматические события заставили ввести самые высокие стандарты.
Введенные новые правила требовали от участников гонок брать на борт запас воды и пищи достаточный для определенного периода времени и оборудование для обеспечения возможности справиться с любым неожиданностям в случае вынужденной посадки в пустыне.
Еще в правила были введены серьезные испытаний по акклиматизации: претендующий на участие в гонке самолет должен был вылететь из оазиса Гадамес, пролететь по замкнутому маршруту длиной 431 км и вернуться в исходную точку после обнаружения в двух различных местах на территории, практически лишенной ориентиров, двух площадок для аварийного приземления.
Ситуация усложнялась тем, что поверхность взлетно-посадочных полос ничем не отличалась от прилегающих территорий. Единственным отдичительным знаком посадочных площадок была белая отметка, нанесенная на серый фон.
Испытания, с которыми пришлось столкнуться претендовавшим на участие в гонке пилотам, были проведены с 19 по 21 февраля и сопровождались определенной строгостью. Из 26 пилотов, подавших заявку на участие в гонках, немецкий пилот Райхель (Reichel) не явился, маркиза Карина Негроне (marquise Carina Negrone) в Триполи была вынужнена отказаться от участия в испытаниях из-за неисправности двигателя ее Nardi 305 I-CARE (!), а у М. Миланти (M. Milanti)его Caproni 310 "Libeccio" в момент старта был вычеркнут из числа участников.
22 февраля 1938 года в 7 часов утра губернатор Ливии маршал авиации Итало Бальбо дал сигнал старта 23 участникам гонки. Самолеты взлетали друг за другом с интервалом в три минуты в следующем порядке:
- I-ORSA (Ca 310 "Libeccio", пилот Джордано Киеригини (Giordano Chierighini))
- I-DRAG (De Havilland "Dragonfly", пилот граф Франко Маццотти (comte Franco Mazzotti))
- I-MANU (Ca 310 "Libeccio", пилот Иво Виттенбески (Ivo Wittenbeschi))
- I-META (Ca 310 "Libeccio", пилот Рино Корсо Фугье (Rino Corso Fougier))
- I-LIRA (Ca 310 "Libeccio", пилот Джорджио Пароди (Giorgio Parodi))
- I-LUPA (Ca 310 "Libeccio", пилот Уго Рампелли (Ugo Rampelli))
- 00-ASY (Caudron C.444 "Goéland", пилот Эдгар д'Ор (Edgar d'Hoore))
- F-A00K (Caudron C.635 "Simoun", пилот Рене Пепин (René Pépin))
- D-0AG0 ("Ago Kurier", пилот Франц Кирш (Franz Kirsch))
- J-BAKD (Heinkel 116 A, пилот Тосио Като (Toshio Kato))
- D-IDDD (Messerschmitt Bf 108 "Taifun", пилот Херманн Демпевольф (Hermann Dempewolf))
- D-IRMF (Bf 108 "Taifun", пилот Ханс Гайсслер (Hans Geissler))
- D-IHDD (Bf 108 "Taifun", пилот фон Рихтгофен (Von Richthofen))
- D-IJGB (Bf 108 "Taifun", пилот де Розенталь (de Rosenthal))
- D-IAAS (Bf 108 "Taifun", пилот Хельмут Шопке (Helmuth Schopke))
- I-ROND (Ca 309 "Ghibli", пилот д'Оттавио Фраилик (d'Ottavio Frailich))
- I-DANA (Ca 309 "Ghibli", пилот Альберто Леарди (Alberto Leardi))
- I-DALA (Ca 309 "Ghibli", пилот Манлио Лиццани (Manlio Lizzani))
- I-DAMA (Ca 309 "Ghibli", пилот Марио Турба (Mario Turba))
- I-DARA (Ca 309 "Ghibli", пилот д'Эмилио Краинц (d'Emilio Crainz))
- G-AESX (De Havilland "Dragon-fly", пилот Карло Тросси (Carlo Trossi))
- F-AMTM (De Havilland 84 "Dragon Rapide", Андре Гаррик (André Garric))
- I-LUAL (Ca 310 "Libeccio", пилот де Паоло Маддалена (de Paolo Maddalena))
У самолета де Маддалена во время перелета в Хон произошел разрыв маслопровода и необходимость ремонта отдалила его от конкурентов на 90 минут.
23 февраля в 7:10 был дан старт второму этапу гонки Хон — Куфра. Из-за остановки двигателя немец Шопке на Bf 108 был вынужден совершить посадку в Тазебо (Tazebo). "Dragonfly" I-DRAG графа Маццотти пропал без вести в Джебель Нерасто (Djebel Nerastro), но был обнаружен 25 февраля маршалом Бальбо, который лично принимал участие в поисках.
25 февраля участники гонки вылетели из Куфры, взяв курс на Бенгази и начав, тем самым, третий этап гонки. Из вылетевших из Куфры 16 самолетов в Бенгази прибыли 13. Отсутствующими были:
- — I-LUPA пилота Рампелли, машина которого из-за перебоев питания разбилась недалеко от аэропорта Бенгази,
- — D-0AG0 "Ago Kurier" немецкого пилота Кирша был поврежден при посадке на площадку управления в оазисе Джало (Djalo),
- — Heinkel 116 A (четырехмоторный самолет дальнего радиуса действия, первоначально зарегистрированный как J-BAKD) японского пилота Като повредил один из своих винтов и также был вынужден приземлиться в Джало.
27 февраля этапом Бенгази-Триполи завершились (без каких-либо аварий) третьи сахарские гонки, и маршал Бальбо устроил роскошный прием в честь участников гонки.
Финальный рейтинг участвовавших пилотов был следующим:
- де Виттенбески (Италия) — 1484,4 очка
- Маддалена (Италия) — 1423,3 очка
- Пароди (Италия) — 1139 очков
- Краинц (Италия) — 1025 очков
- Фуджер (Италия) — 968,2 очков
- Киеригини (Италия) — 902,3 очка
- д'Ор (Бельгия) — 728,1 очков
- Пепин (Франция) — 434,5 очков
- Розенталь (Германия) — 428,3 очков
- Гайсслер (Германия) — 423,6 очка
- Гаррик (Франция) — 284,2 очка
- фон Рихтгофен (Германия) — 250,13 очков
- Тросси (Италия) — 218,2 очков
Эти гонки принесли шумный успех как компании Ali d'Italia, так и компании-авиапроизводителю Caproni.
Первые шесть мест были заняты трансальпийскими пилотами, летавшими на двухмоторных машинах этой марки! Большинство из них было Caproni Ca 310, которые продемонстрировали решающее превосходство в этой гонке. Неитальянские самолеты заняли места с седьмого по тринадцатое, причем первым из них был французский двухмоторник Caudron "Goéland" бельгийца д'Ора.
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ-УЧАСТНИКОВ САХАРСКИХ ГОНОК 1938 ГОДА
|
DH.90 Dragonfly |
Caudron Goéland |
Caudron Simoun |
Силовая установка |
|||
тип двигателя |
2×Gipsy Major |
4×Hirt HM 508 |
1×Renault Bengali 6Q |
мощность, л.с. |
2×130 |
4×220 |
1×220 |
общая мощность, л.с. |
260 |
440 |
220 |
Размеры |
|||
размах крыла, м |
13,11 |
17,59 |
10,40 |
длина, м |
9,65 |
13,68 |
9,10 |
высота, м |
2,79 |
3,40 |
2,30 |
площадь крыла, м² |
23,78 |
42,00 |
16,00 |
Вес |
|||
пустого, кг |
1135 |
2290 |
755 |
взлетный, кг |
1815 |
3500 |
1380 |
Летные характеристики |
|||
максимальная скорость, км/ч |
232 |
300 |
300 |
дальность, км |
1000 |
1000 |
1000 |
|
Ago Kurier |
Heinkel 116 A |
DH.84 Dragon 1 |
Силовая установка |
|||
тип двигателя |
1×Argus AS 10 |
4×Renault Bengali 6Q |
2×Gipsy Major |
мощность, л.с. |
1×240 |
4×240 |
2×130 |
общая мощность, л.с. |
240 |
960 |
260 |
Размеры |
|||
размах крыла, м |
13,54 |
22,00 |
14,43 |
длина, м |
11,34 |
13,70 |
10,52 |
высота, м |
3,63 |
3,30 |
3,30 |
площадь крыла, м² |
25,04 |
63,00 |
34,93 |
Вес |
|||
пустого, кг |
1650 |
4220 |
1060 |
взлетный, кг |
2850 |
7050 |
2040 |
Летные характеристики |
|||
максимальная скорость, км/ч |
285 |
325 |
216 |
дальность, км |
1100 |
4500 |
877 |
|
Caproni 309 |
Caproni 310 |
Bf 108 Taifun |
Силовая установка |
|||
тип двигателя |
2×Alfa Romeo 115 |
2×Piaggio P VIIIC |
1×Argus AS 10 |
мощность, л.с. |
2×105 |
2×470 |
1×240 |
общая мощность, л.с. |
210 |
940 |
240 |
Размеры |
|||
размах крыла, м |
16,20 |
16,40 |
10,61 |
длина, м |
12,85 |
12,20 |
8,29 |
высота, м |
3,04 |
3,20 |
2,20 |
площадь крыла, м² |
38,40 |
38,40 |
16,40 |
Вес |
|||
пустого, кг |
1960 |
3150 |
880 |
взлетный, кг |
2930 |
4750 |
1380 |
Летные характеристики |
|||
максимальная скорость, км/ч |
250 |
365 |
303 |
дальность, км |
1500 |
1050 |
1000 |
бельгийский участник сахарских гонок 1938 года капитан Эдгар д'Ор со своим Caudron "Goéland" C.444 n°2 (nie 7271). Этот самолет был одной из участвовавших в гонке неитальянских машин и серьезно уступал итальянским Caproni (MAE)
маршал авиации Итало Бальбо (в центре с руками по бокам) прибыл в Гадамес на борту Savoia Marchetti S 81, чтобы дать сигнал анчала гонке (фотография из коллекции инженера Джузеппе Маццотти [Ing. Giuseppe Mazzotti])
Nardi FN 305 l-CARE Карины Негроне, который был вынужден остаться в Триполи из-за неисправности двигателя. В конце-концов маркиза (положение обязывает?) приняла участие в гонке в качестве члена экипажа самолета "Dragonfly" l-DRAG графа Франко Маццотти (фото из коллекции автора)
граф Джанни Капрони и генерал Фугье (последний участвовал в сахарских гонках) сфотографированы на предприятии Капрони в Талиедо (Милан) перед отравкой в Ливию самолетов Caproni CA 310 "Libeccio" l-MOTO, I-ORSA, l-MANU, l-LIRA, l-LUPA, l-LUAL и l-META. Расположенный в левой части фотографии I-MOTO разбился во время передаточного полета, экипаж самолета погиб (фотография из коллекции инженера Джузеппе Маццотти)
участие немецких пилотов в гонке было значительным (6 самолетов). На фотографии показан Messerschmitt Bf 108 "Taifun" D-IMRF Ханса Гайсслера (фото из коллекции автора)
летчик Паоло Реторна (Paolo Retourna) перед Caudron C.635 "Simoun" F-A00K (n/c 7359) французского пилота Рене Пепина. В правой части этой фотографии немецкий Bf 108 с гоночным номером 52 (фотография из коллекции Лилианы Маццотта [Liliana Mazzotta])
француз Андре Гаррик участвовал в гонке на биплане De Havilland DH.84 "Dragon 1" (n/c 6040) F-AMTM. Перед гонкой самолет нес британский гражданский регистрационный номер G-ACJH (фотография из коллекции Лилианы Маццотта)
"Ago Kurier" D-0AG0 немецкого участника Ханса Хаеслима (Hans Haeslim). За ним три Bf 108 и He 116 A (фото из коллекции автора)
оазис Гадамес: механики отлаживают силовую установку четырехмоторного Heinkel 116 A япоского пилота Тосио Като. Этот самолет, получивший номер гражданской регистрации J-BAKD, нес гоночный номер 36. На заднем плане Caproni Ca 310 l-LIRA пилота Джорджио Пароди, занявшего в гонке третье место (фотография из коллекции инженера Джузеппе Маццотти)
оазис Хон, 22/23 февраля 1938 года; "Libeccio" l-LUAL пилота Паоло Маддалена, занявшего второе место в гонке, несет на задней части фюзеляжа гоночный номер 34. Следует отметить, что экипажи Ca 309 и 310 были летчиками Regia Aeronautica (фото из коллекции автора)
Caproni CA 309 "Ghibli" l-DARA, гоночный номер 40, пилота Эмилио Краинца. Нанесенные на крыло красные полосы впоследствии использовались размещенной в колониях итальянской военной авиацией (фотография из коллекции Лилианы Маццотта)
две фотографии Caproni CA 310 "Libeccio" l-ORSA пилота Джордано Киеригини со своим экипажем и маркизой Кариной Негроне (фотография из коллекции инженера Джузеппе Маццотти)
Caudron C.444 "Goéland" 00-ASY бельгийского пилота Эдгара д'Ора во время прохождения испытаний (фотография из коллекции Лилианы Маццотта)
полный маршрут смахарских гонок 1938 года: Рим — Катания — Триполи — Гадамес — Хон — Куфра — Бенгази — Триполи — Сфакс — Тунис — Катания — Рим
крушение Ca 310 l-LUPA пилота де Рампели после отключения питания; 25 февраля, Бенгази (фотография из коллекции Лилианы Маццотта)
источник: Carlo Lucchini (traduit de l'italien par George Kunzle) "LE MEETING SAHARIEN DE 1938" Avion 073