Сахарские гонки 1938 года

1

Живописный ливийский оазис Гадамес (Gadamès) был выбран в качестве места сбора более чем 150 пилотов из разных стран, которые приняли участие в Сахарских гонках, прошедших с 18 по 28 февраля 1938 года. В те годы авиагонка в сахарской пустыне была наиболее жестким и сложным спортивным мероприятием по сравнению как с европейскими, так и с внеевропейскими авиационными соревнованиями. Организацией этой гонки занимался Королевский национальный авиационный союз (Union Nationale Aéronautique Royale — R.U.N.A.) со штаб-квартирой в Триполи и под высоким патронажем губернатора Ливии.

В соревновании должны были участвовать самолеты, двигатели которых должны были развивать мощность не менее 100 л.с.; маршрут гонки длиной 3530 км должен был проходить через Хон (Hon), Куфру (Koufra), Бенгази и Триполи.

У моменту проведения третьих по счету Сахарских гонок регламент был скорректирован. Несмотря на сложности она полностью соответствовала туристическому характеру гонки. Со стороны пилотов, принимавших участие в гонках, требовались определенные технические навыки. Таким образом, трасса могла быть преодолена без особых сложностей, даже в случае вынужденной посадки в пустыне. В 1936 году — во время вторых сахарских гонок — произошедшие с немецким пилотом Ханзецем (Hansez) драматические события заставили ввести самые высокие стандарты.

Введенные новые правила требовали от участников гонок брать на борт запас воды и пищи достаточный для определенного периода времени и оборудование для обеспечения возможности справиться с любым неожиданностям в случае вынужденной посадки в пустыне.

Еще в правила были введены серьезные испытаний по акклиматизации: претендующий на участие в гонке самолет должен был вылететь из оазиса Гадамес, пролететь по замкнутому маршруту длиной 431 км и вернуться в исходную точку после обнаружения в двух различных местах на территории, практически лишенной ориентиров, двух площадок для аварийного приземления. 

Ситуация усложнялась тем, что поверхность взлетно-посадочных полос ничем не отличалась от прилегающих территорий. Единственным отдичительным знаком посадочных площадок была белая отметка, нанесенная на серый фон.

Испытания, с которыми пришлось столкнуться претендовавшим на участие в гонке пилотам, были проведены с 19 по 21 февраля и сопровождались определенной строгостью. Из 26 пилотов, подавших заявку на участие в гонках, немецкий пилот Райхель (Reichel) не явился, маркиза Карина Негроне (marquise Carina Negrone) в Триполи была вынужнена отказаться от участия в испытаниях из-за неисправности двигателя ее Nardi 305 I-CARE (!), а у М. Миланти (M. Milanti)его Caproni 310 "Libeccio" в момент старта был вычеркнут из числа участников.

22 февраля 1938 года в 7 часов утра губернатор Ливии маршал авиации Итало Бальбо дал сигнал старта 23 участникам гонки. Самолеты взлетали друг за другом с интервалом в три минуты в следующем порядке:

  1. I-ORSA (Ca 310 "Libeccio", пилот Джордано Киеригини (Giordano Chierighini))
  2. I-DRAG (De Havilland "Dragonfly", пилот граф Франко Маццотти (comte Franco Mazzotti))
  3. I-MANU (Ca 310 "Libeccio", пилот Иво Виттенбески (Ivo Wittenbeschi))
  4. I-META (Ca 310 "Libeccio", пилот Рино Корсо Фугье (Rino Corso Fougier))
  5. I-LIRA (Ca 310 "Libeccio", пилот Джорджио Пароди (Giorgio Parodi))
  6. I-LUPA (Ca 310 "Libeccio", пилот Уго Рампелли (Ugo Rampelli))
  7. 00-ASY (Caudron C.444 "Goéland", пилот Эдгар д'Ор (Edgar d'Hoore))
  8. F-A00K (Caudron C.635 "Simoun", пилот Рене Пепин (René Pépin))
  9. D-0AG0 ("Ago Kurier", пилот Франц Кирш (Franz Kirsch))
  10. J-BAKD (Heinkel 116 A, пилот Тосио Като (Toshio Kato))
  11. D-IDDD (Messerschmitt Bf 108 "Taifun", пилот Херманн Демпевольф (Hermann Dempewolf))
  12. D-IRMF (Bf 108 "Taifun", пилот Ханс Гайсслер (Hans Geissler))
  13. D-IHDD (Bf 108 "Taifun", пилот фон Рихтгофен (Von Richthofen)) 
  14. D-IJGB (Bf 108 "Taifun", пилот де Розенталь (de Rosenthal))
  15. D-IAAS (Bf 108 "Taifun", пилот Хельмут Шопке (Helmuth Schopke))
  16. I-ROND (Ca 309 "Ghibli", пилот д'Оттавио Фраилик (d'Ottavio Frailich))
  17. I-DANA (Ca 309 "Ghibli", пилот Альберто Леарди (Alberto Leardi))
  18. I-DALA (Ca 309 "Ghibli", пилот Манлио Лиццани (Manlio Lizzani))
  19. I-DAMA (Ca 309 "Ghibli", пилот Марио Турба (Mario Turba))
  20. I-DARA (Ca 309 "Ghibli", пилот д'Эмилио Краинц (d'Emilio Crainz))
  21. G-AESX (De Havilland "Dragon-fly", пилот Карло Тросси (Carlo Trossi))
  22. F-AMTM (De Havilland 84 "Dragon Rapide", Андре Гаррик (André Garric))
  23. I-LUAL (Ca 310 "Libeccio", пилот де Паоло Маддалена (de Paolo Maddalena))

У самолета де Маддалена во время перелета в Хон произошел разрыв маслопровода и необходимость ремонта отдалила его от конкурентов на 90 минут.

23 февраля в 7:10 был дан старт второму этапу гонки Хон — Куфра. Из-за остановки двигателя немец Шопке на Bf 108 был вынужден совершить посадку в Тазебо (Tazebo). "Dragonfly" I-DRAG графа Маццотти пропал без вести в Джебель Нерасто (Djebel Nerastro), но был обнаружен 25 февраля маршалом Бальбо, который лично принимал участие в поисках.  

25 февраля участники гонки вылетели из Куфры, взяв курс на Бенгази и начав, тем самым, третий этап гонки. Из вылетевших из Куфры 16 самолетов в Бенгази прибыли 13. Отсутствующими были:

  • — I-LUPA пилота Рампелли, машина которого из-за перебоев питания разбилась недалеко от аэропорта Бенгази,
  • — D-0AG0 "Ago Kurier" немецкого пилота Кирша был поврежден при посадке на площадку управления в оазисе Джало (Djalo),
  • — Heinkel 116 A (четырехмоторный самолет дальнего радиуса действия, первоначально зарегистрированный как J-BAKD) японского пилота Като повредил один из своих винтов и также был вынужден приземлиться в Джало. 

27 февраля этапом Бенгази-Триполи завершились (без каких-либо аварий) третьи сахарские гонки, и маршал Бальбо устроил роскошный прием в честь участников гонки. 

Финальный рейтинг участвовавших пилотов был следующим:

  1. де Виттенбески (Италия) — 1484,4 очка
  2. Маддалена (Италия) — 1423,3 очка
  3. Пароди (Италия) — 1139 очков
  4. Краинц (Италия) — 1025 очков
  5. Фуджер (Италия) — 968,2 очков
  6. Киеригини (Италия) — 902,3 очка
  7. д'Ор (Бельгия) — 728,1 очков
  8. Пепин (Франция) — 434,5 очков
  9. Розенталь (Германия) — 428,3 очков
  10. Гайсслер (Германия) — 423,6 очка
  11. Гаррик (Франция) — 284,2 очка
  12. фон Рихтгофен (Германия) — 250,13 очков
  13. Тросси (Италия) — 218,2 очков

Эти гонки принесли шумный успех как компании Ali d'Italia, так и компании-авиапроизводителю Caproni.

Первые шесть мест были заняты трансальпийскими пилотами, летавшими на двухмоторных машинах этой марки! Большинство из них было Caproni Ca 310, которые продемонстрировали решающее превосходство в этой гонке. Неитальянские самолеты заняли места с седьмого по тринадцатое, причем первым из них был французский двухмоторник Caudron "Goéland" бельгийца д'Ора.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ-УЧАСТНИКОВ САХАРСКИХ ГОНОК 1938 ГОДА

 

DH.90 Dragonfly

Caudron Goéland

Caudron Simoun

Силовая установка

тип двигателя

2×Gipsy Major

4×Hirt HM 508

1×Renault Bengali 6Q

мощность, л.с.

2×130

4×220

1×220

общая мощность, л.с.

260

440

220

Размеры

размах крыла, м

13,11

17,59

10,40

длина, м

9,65

13,68

9,10

высота, м

2,79

3,40

2,30

площадь крыла, м²

23,78

42,00

16,00

Вес

пустого, кг

1135

2290

755

взлетный, кг

1815

3500

1380

Летные характеристики

максимальная скорость, км/ч

232

300

300

дальность, км

1000

1000

1000

 

 

Ago Kurier

Heinkel 116 A

DH.84 Dragon 1

Силовая установка

тип двигателя

1×Argus AS 10

4×Renault Bengali 6Q

2×Gipsy Major

мощность, л.с.

1×240

4×240

2×130

общая мощность, л.с.

240

960

260

Размеры

размах крыла, м

13,54

22,00

14,43

длина, м

11,34

13,70

10,52

высота, м

3,63

3,30

3,30

площадь крыла, м²

25,04

63,00

34,93

Вес

пустого, кг

1650

4220

1060

взлетный, кг

2850

7050

2040

Летные характеристики

максимальная скорость, км/ч

285

325

216

дальность, км

1100

4500

877

 

 

Caproni 309

Caproni 310

Bf 108 Taifun

Силовая установка

тип двигателя

2×Alfa Romeo 115

2×Piaggio P VIIIC

1×Argus AS 10

мощность, л.с.

2×105

2×470

1×240

общая мощность, л.с.

210

940

240

Размеры

размах крыла, м

16,20

16,40

10,61

длина, м

12,85

12,20

8,29

высота, м

3,04

3,20

2,20

площадь крыла, м²

38,40

38,40

16,40

Вес

пустого, кг

1960

3150

880

взлетный, кг

2930

4750

1380

Летные характеристики

максимальная скорость, км/ч

250

365

303

дальность, км

1500

1050

1000

Сахарские гонки 1938 года

бельгийский участник сахарских гонок 1938 года капитан Эдгар д'Ор со своим Caudron "Goéland" C.444 n°2 (nie 7271). Этот самолет был одной из участвовавших в гонке неитальянских машин и серьезно уступал итальянским Caproni (MAE) 

Сахарские гонки 1938 года

маршал авиации Итало Бальбо (в центре с руками по бокам) прибыл в Гадамес на борту Savoia Marchetti S 81, чтобы дать сигнал анчала гонке (фотография из коллекции инженера Джузеппе Маццотти [Ing. Giuseppe Mazzotti]) 

Сахарские гонки 1938 года

Nardi FN 305 l-CARE Карины Негроне, который был вынужден остаться в Триполи из-за неисправности двигателя. В конце-концов маркиза (положение обязывает?) приняла участие в гонке в качестве члена экипажа самолета "Dragonfly" l-DRAG графа Франко Маццотти (фото из коллекции автора)

Сахарские гонки 1938 года

Сахарские гонки 1938 года

граф Джанни Капрони и генерал Фугье (последний участвовал в сахарских гонках) сфотографированы на предприятии Капрони в Талиедо (Милан) перед отравкой в Ливию самолетов Caproni CA 310 "Libeccio" l-MOTO, I-ORSA, l-MANU, l-LIRA, l-LUPA, l-LUAL и l-META. Расположенный в левой части фотографии I-MOTO разбился во время передаточного полета, экипаж самолета погиб (фотография из коллекции инженера Джузеппе Маццотти)  

Сахарские гонки 1938 года

участие немецких пилотов в гонке было значительным (6 самолетов). На фотографии показан Messerschmitt Bf 108 "Taifun" D-IMRF Ханса Гайсслера (фото из коллекции автора)

Сахарские гонки 1938 года

летчик Паоло Реторна (Paolo Retourna) перед Caudron C.635 "Simoun" F-A00K (n/c 7359) французского пилота Рене Пепина. В правой части этой фотографии немецкий Bf 108 с гоночным номером 52 (фотография из коллекции Лилианы Маццотта [Liliana Mazzotta])

Сахарские гонки 1938 года

француз Андре Гаррик участвовал в гонке на биплане De Havilland DH.84 "Dragon 1" (n/c 6040) F-AMTM. Перед гонкой самолет нес британский гражданский регистрационный номер G-ACJH (фотография из коллекции Лилианы Маццотта)

Сахарские гонки 1938 года

"Ago Kurier" D-0AG0 немецкого участника Ханса Хаеслима (Hans Haeslim). За ним три Bf 108 и He 116 A (фото из коллекции автора)

Сахарские гонки 1938 года

оазис Гадамес: механики отлаживают силовую установку четырехмоторного Heinkel 116 A япоского пилота Тосио Като. Этот самолет, получивший номер гражданской регистрации J-BAKD, нес гоночный номер 36. На заднем плане Caproni Ca 310 l-LIRA пилота Джорджио Пароди, занявшего в гонке третье место (фотография из коллекции инженера Джузеппе Маццотти)

Сахарские гонки 1938 года

оазис Хон, 22/23 февраля 1938 года;  "Libeccio" l-LUAL пилота Паоло Маддалена, занявшего второе место в гонке, несет на задней части фюзеляжа гоночный номер 34. Следует отметить, что экипажи Ca 309 и 310 были летчиками Regia Aeronautica (фото из коллекции автора)

Сахарские гонки 1938 года

Caproni CA 309 "Ghibli" l-DARA, гоночный номер 40, пилота Эмилио Краинца. Нанесенные на крыло красные полосы впоследствии использовались размещенной в колониях итальянской военной авиацией (фотография из коллекции Лилианы Маццотта)

Сахарские гонки 1938 года

две фотографии Caproni CA 310 "Libeccio" l-ORSA пилота Джордано Киеригини со своим экипажем и маркизой Кариной Негроне (фотография из коллекции инженера Джузеппе Маццотти)

Сахарские гонки 1938 года

Caudron C.444 "Goéland" 00-ASY бельгийского пилота Эдгара д'Ора во время прохождения испытаний (фотография из коллекции Лилианы Маццотта)

Сахарские гонки 1938 года

полный маршрут смахарских гонок 1938 года: Рим — Катания — Триполи — Гадамес — Хон — Куфра — Бенгази — Триполи — Сфакс — Тунис — Катания — Рим

Сахарские гонки 1938 года

крушение Ca 310 l-LUPA пилота де Рампели после отключения питания; 25 февраля, Бенгази (фотография из коллекции Лилианы Маццотта)

источник: Carlo Lucchini (traduit de l'italien par George Kunzle) "LE MEETING SAHARIEN DE 1938" Avion 073

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account