Сага о пикирующем бомбардировщике. Опытные французские пикирующие бомбардировщики Nieuport 140. Часть 1
Интересная статья из августовского выпуска 1985 года журнала «Le Fana de L’Aviation»», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Nieuport 140 или сага о пикирующем бомбардировщике
В Германии придавали большое значение пикирующим бомбардировщикам, во Франции сомневались в их эффективности
Содержание:
Подняв глаза к небу и переговариваясь, несколько инженеров из авиационной технической службы (Service technique aéronautique – STAé) и несколько морских офицеров слушали ровный и глубокий гул работающего на полную мощность двигателя Hispano-Suiza, в то время как их глаза уже несколько минут как потеряли из виду крошечный силуэт машины, поднимающийся все выше и выше в лазурном средиземноморском небе. С аэродрома Фрежюс доносились знакомые звуки военно-морской авиабазы даже когда гул сначала стих, а затем и вовсе исчез: там наверху на высоте пять тысяч метров Nieuport, наконец, перешел в горизонтальный полет…
Внезапно группа инженеров STAé и морских офицеров ощутила гнетущую тишину, и в пустом, казалось бы, небе стал слышен все возрастающий звук. Двигатель Hispano разогнался до максимальной мощности, и в зените появилось крохотное черное пятнышко! Вой пропеллера, который быстро стал пронзительным, безжалостно разрывал барабанные перепонки зрителей, заливая в их вены ледяной холод, похожий на предвкушение страха! Самолет устойчиво мчался к земной поверхности подобно болиду по почти вертикальной траектории. Увеличиваясь прямо на глазах, его силуэт становится четче и отчетливее. W-образное крыло придавало самолету характерный вид хищной птицы. Было очевидно, что «Ньюпор» должен перейти в горизонтальный полёт! Эти бесконечные секунды тоски казалось длились целую вечность… Словно метеор, бомбардировщик мчался к спокойной и мерцающей глади моря. Он находился на высоте менее пятисот метров над уровнем моря… Все были уверены, что самолету не удастся выйти из пикирования! Еще несколько смертоносных секунд и «Ньюпор», вызвав огромный столб брызг, рухнул в зеленые воды бухты Сен-Рафаэль, унося с собой на глубину более ста метров в поврежденной кабине труп своего пилота, несчастного Жака Деко (Jean Decaux)… Самолетом, второй экземпляр которого коварная судьба сразила менее чем за год, был пикирующий бомбардировщик Nieuport 140, на который командование авиации французских ВМС (Aéronavale) возлагало свои самые большие надежды.
Сага о пикирующем бомбардировщике
Зарождение тактики штурмовой авиации восходит к 1916 году. В том же году отдельные авиаторы впервые обстреляли из пулеметов окопы и артиллерийские батареи на западном фронте в районе Соммы. Немецкие наблюдатели быстро заметили, что психологические последствия таких атак намного превышали материальные последствия, которые, тем не менее, также были очень значительными. Первую Мировую войну Германия завершила с тридцатью восемью сильными боевыми эскадрильями, каждая из которых состоит из шести — девяти двухместных штурмовиков Halberstadt или Hannover. С французской стороны первая воздушная дивизия, созданная в мае 1918 года под командованием генерала Дюваля (Général Duval), часто атаковала наземные цели, особенно в бреющем полете. С другой стороны, еще в 1917 году на другом конце Западного фронта, в Дюнкерке, летчик-медик Ла Бурт (La Burthe) на одноместном истребителе Hanriot экспериментировал с атаками по наземным целям в пикировании под большим углом, но материальная часть того времени не позволяла многого добиться с этой тактикой.
Во время боевых действий командование военно-морского флота быстро поняло, что корабли являются очень трудными целями для поражения с воздуха из-за их формы, небольших размеров, а также из-за их подвижности. Кроме того, все более развитая корабельная зенитная артиллерия делала окружающее такие цели воздушное пространство практически непроницаемым для самолета, атакующего корабли в горизонтальном полете на малой высоте. Пилот и бывший командир эскадрильи гидросамолетов (в 1917 году) капитан-лейтенант Поль Тест (Lieutenant de Vaisseau Teste), известный тем, что в 1920 году совершил первую посадку на французский авианосец «Беарн», стоявший на якоре в Тулонской гавани, перенял идеи Ла Бурта и попытался применить их на практике. В 1921 году во время маневров Поль Тест в пологом пикировании атаковал линкор «Бретань»; сброшенная им учебная бомба попала в воду в двадцати метрах от кормы линкора. Однако самолет Теста разбился во время выхода из пикирования и, к счастью, пилот не пострадал. Эксперименты продолжились в Сен-Рафаэле, в ходе которых последовательно разрабатывалась прочная установка для сброса бомб в пикировании, а также довольно примитивное прицельное приспособление. До 1931 года проводимые во Франции испытания не смогли продвинуться достаточно далеко из-за отсутствия летательных аппаратов достаточно прочной конструкции…
Ситуация в Германии была совершенно иной. Эта страна, лишенная по версальскому договору своей военной авиации, не имела права строить и приобретать все типы боевых самолетов. В 1922 году по указанию генерального штаба рейхсвера немецкие производители авиационной техники начали реализацию плана по рассредоточения за границей филиалов своих головных предприятий: Dornier в Швейцарии, Италии и в Нидерландах, Fokker – в Нидерландах, Rohrbach – в Дании и Турции, Junkers – в СССР и Швеции. Благодаря этой уловке стало возможным без какого-либо контроля со стороны союзников выполнять разработку и производство самолетов с высокими летными характеристиками, которые можно использовать в военных целях. В 1929 году на расположенном в Мальмё-Лиммхэме (Malmoe-Limmham), Швеция, заводе дочерней компании Junkers Flugindustrie, Дессау, была изготовлена замечательная машина – двухместный одномоторный цельнометаллический боевой самолет K-47. В 1931 году две машины данного типа были отправлены в липецкую авиабазу, которую рейхсвер арендовал у СССР для испытаний своей военной техники. Вероятно, именно на территории Советского Союза этими двумя самолетами были проведены первые систематические эксперименты по бомбометанию с пикирования250-кг бомбами, поскольку на тот момент K-47 был единственным самолетом, конструкция которого
«была способна противостоять ускорениям, создаваемым при пикировании»,
и обладали конструкцией, способной выдержать эти нагрузки.
В поисках доктрины
В то время штабные доктрины еще не были сформулированы, а командование военно-воздушных сил Франции, находящихся в то время в процессе полной реорганизации, вряд ли было доступно слишком новым идеям. В авиации французских ВМС некоторые офицеры пытались избежать как споров по пустякам, так и всеобщей апатии. Этой небольшой группе энтузиастов удалось заинтересовать своими планами авиастроительную компанию Goudou-Leseurre.
26 октября 1931 года в воздух впервые поднялся прототип палубного пикирующего бомбардировщика GL 430, созданный на базе одноместного истребителя GL.32. От своего предшественника этот одномоторный самолет унаследовал цельнометаллическую конструкцию с полотняной обшивкой и крыло-парасоль, соединявшееся с фюзеляжем четырьмя мощными профилированными стойками и короткими кабанными стойками, которые были значительно усилены, чтобы противостоять разрушительным нагрузкам при выходе из пикирования. Радиальный двигатель Gnome-Rhône 9 Ady мощностью 420 л.с. позволял пикирующему бомбардировщику развивать скорость 280 км/ч на высоте 3000 метров. Первые испытания, проведенные без вооружения, оказались безрезультатными; между основными стойками GL 430 был установлен телескопический вильчатый захват, который должен был облегчить сброс в пикировании 50-кг бомбы морского типа, выводя ее за зону ометания воздушного винта. Плоское стекло, на котором были выгравированы сети градуированных линий, было врезано в нижнюю поверхность фюзеляжа на одной линии с креслом пилота и позволяло последнему не только непосредственно видеть свою цель, но и прицеливаться с учетом угла пикирования. В январе 1933 года GL 430 был передан комиссии по прикладным исследования в авиации (Commission d’etudes pratiques d’aviation – CEPA), Сен-Рафаэль, где был подвергнут интенсивным испытаниям летчиками морской авиации. Так. Например, капитан-лейтенанты Жозан, Ле Блан и Теденат (lieutenants de Vaisseau Jozan, Le Blanc et Thedenat) доказали, что хорошо переносит ускорения, возникавшие во время пикирования и перехода в горизонтальный полет, а точность нанесения ударов очень хорошая. В командовании военно-воздушных сил Франции, по-прежнему были очень привержены к «священной корове» – бомбардировке с горизонтального полета. Командование французских ВВС не верило в эффективность атаки с пикирования и тратило средства на усовершенствование прицелов, позволявших действовать с больших высот, поскольку с увеличением высоты эффективность зенитных орудий все больше снижалась.
Очевидный интерес к этому новому способу бомбометания со стороны небольшой группы энтузиастов из морской авиации, а также положительные результаты прототипа GL.430 привлекли внимание другого производителя боевых самолетов, подразделение которого специализировалось на создании самолетов для ВМС, – компанию Nieuport-Delage.
Артиллерия с очень большой дальностью стрельбы
В то время компания Nieuport принадлежала обширной группе компаний Société Générale Aéronautique (SGA), в которой она сотрудничала как с моторостроительными компаниями (такими как Lorraine), так и с авиастроительными (Hanriot, Amiot и CAMS). Однако монстр SGA, созданный 11 февраля 1930 года под давлением министра авиации Лорана Эйнака и представлявший собой скорее концентрацию экономических ресурсов, нежели ресурсов технических, был очень неустойчив, поскольку каждая из его составляющих сохраняла всю свою индивидуальность и свое собственное конструкторское бюро. В то время компанию возглавлял Nieuport инженер Альбер Мари (Albert Mary), который помимо этого обеспечивал техническое руководство отделом
«военных самолетов».
Однако за разработку самолетов для авиации ВМС отвечал инженер Пийон (Pillon), который устроился на работу в компанию Nieuport в 1919 году.
После испытаний GL.430 проблемы, связанные с атакой с пикирования, стали более известными, и одновременно с ними в технической службе ВМС (Service technique de la Marine – STM) проводились различные исследования в рамках создания авианосца, предназначенного для замены «Беарна». Высший совет французских ВМС, по-видимому, скорее склонялся к более современной концепции палубной авиации как новой очень дальнобойной артиллерии. Теперь по результатам испытаний GL.430 казалось, что сложились все условия для создания революционного самолета, который перевернет военно-морскую стратегию и сделает немыслимым новое Ютландское сражение.
В 1932 году компания Nieuport-Delage получила от STAé официальный заказ на два прототипа одномоторного двухместного палубного самолета, который должен наносить бомбовые удары по боевым кораблям противника и уничтожать вражеские самолеты пушечно-пулеметным огнем. Разработка нового самолета начались в 1932 году под руководством инженеров Пийон и Шамара (Chamarat). Несмотря на то, что внешне Nieuport 140 выглядел несколько грузновато, в его конструкции был использован ряд новейших для своего времени технических решений. Это был моноплан с длинным полностью закрытым фонарем кабины и шасси с отдельными стойками. Предназначение самолета и условия его применения заставили инженера Пийона низкорасположенным крылом типа «обратная чайка», напоминавшим сильно сплющенную литеру W и позволявшим:
- освободить оперение от аэродинамических возмущений, создаваемых крылом, чтобы сохранить всю его эффективность на малых скоростях и больших углах атаки, характерных для выполнения посадки;
- укоротить основные стойки шасси и сделать их более прочными при посадке, используя при этом пропеллер большого диаметра;
- увеличить расстояние между фюзеляжем и палубой для обеспечения возможности крепления под фюзеляжем 200-кг морской бомбы;
- полностью складывать внешние части консолей крыла для облегчения размещения самолета в ангарах и самолетоподъемниках авианосцев.
источник: Michel Borget «Nieuport 140» «Le Fana de L’Aviation» 1985-08 (189), pages 38-45
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-saga-o-pikiruuschem-bombardirovschike-nieuport-140-01