2

Интересная статья из жж уважаемого Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует коллег.

Аннотация автора: В свое время регулярное появление фото "новых" иранских истребителей вызывали нешуточные волны, расходящиеся по "эфиру" интернета.  И вот, иноформация из первых рук — в журнале "Эйрфорсиз" была опубликована статья иранца Бабака Тагхваи, проливающая свет на историю этого истребителя, сделанного буквально "на коленках"…

* * *

В период с 2001 по 2015 гг. Иран осуществлял модернизацию небольшого числа оставшихся истребителей F-5E и «Азаракш» («Молния») в вариант «Саегхе» («Гром»). В настоящее время истребители поступили на вооружение 2-й базы тактических истребителей в Тебризе. И хотя ВВС и министерство оборонный промышленности Ирана настаивают, что «Саегхе» является полностью оригинальной разработкой, реальная его история сильно расходится с этими утверждениями.

Саегхе-Наме

Индустриальный комплекс «Овж» («Зенит») с начала 1990-х работал над двум программами: «Азаракш» и SR.II. Первый представлял собой истребитель на базе либо капитально восстановленного F-5E, либо с планером собственного производства «Овж», а второй – совместный проект с китайцами по модернизации F-5E. Одновременно на «Овж» шла проработка возможности улучшения аэродинамики исходного F-5E.

На тот момент на «Овж» работали два наиболее опытных иранских авиационных конструктора, включая Я-Хоссейна, который разрабатывал проект учебного самолета повышенной летной подготовки. После окончания работ по учебному самолету эти два иранских конструктора решили улучшить аэродинамику F-5E, доработав его хвостовое оперение. Наиболее характерной особенностью проекта модернизации стал переход на двухкилевое оперение. Начиная с середины 1990-х годов, специалисты из института ВВС Ирана в Саттаре помогали разработать для самолета новую систему управления. Проект модернизации получил обозначение «Саегхе-80».

«Саегхе-80» разрабатывался неспешно – первоначально его планировалось закончить в 2001 г., однако, из-за отсутствия должного руководства, необходимого оборудования и даже аэродинамической трубы работы постоянно тормозились. Для выполнения работ "Овж" имела в своем распоряжении только вьетнамские F-5E и нелетные истребители, частично разобранные на запчасти. По мимо двух ведущих авиаспециалистов в работе участвовали восемь инженеров и студенты. Из-за невозможности закупки необходимых для авиационного производства материалов перед Организацией оборонной промышленностью Ирана была поставлена задача обеспечить их производство по требованиям «Овж». Отдельные узлы и компоненты изготовляли частные фирмы. Из состава резерва ВВС Ирана был получен летный F-5E «Азаракш» (бортовой 3-7301, позже – 3-7366). Кроме установки нового  двухкилевого оперения на самолете были изменены воздухозаборники, получившие квадратное сечение. Был также спроектирован новый носовой конус без ПВД (на базе перевернутого носового конуса от F-5B!). Измененная аэродинамическая схема и бóльшая расчетная перегрузка для истребителя привели к решению снять пилоны для ракет на законцовках крыла, демонтировать систему управления огнем AN/APQ-153, посадочный гак, одну из двух 20-мм пушек М39, системы опознавания «свой-чужой» и навигации TACAN.

После 18 месяцев работ истребитель «Саегхе» был подготовлен для начала наземных испытаний. Самолет покрасили в синий цвет, а на носу был нарисован иранский флаг. Также нанесли девиз: «Мы можем» — цитата аятоллы Хаменеи. После наземных испытаний летчик-испытатель выполнил десять скоростных пробежек по полосе 29L международного аэропорта в Мехрабаде. Наконец, после отладки системы управления, 7 февраля 2004 г. состоялся первый полет «Саегхе». Во время 20-минутного полета его сопровождал истребитель F-5E (бортовой 3-7302). После нескольких месяцев испытаний и налета 6 ч самолет был переправлен на авиабазу TFB-3 Ноужех (Шахрокхи), где его продемонстрировали аятолле Хаменеи. После выполнения полета на авиабазе ТFB-3 самолет был официально представлен прессе  в июне 2004 г.  Истребитель к тому времени получил серийный номер S 110-001 (Сейе́д Али-001 – по имени Хаменеи).

После нескольких месяцев испытаний выяснилось, что доработка носовой части и воздухозаборников негативно сказалась на маневренности S 110-001 и его летных характеристиках. К тому времени «Овж» получила задание на доработку еще двух истребителей F-5E (номера 3-7302 и 3-7060). В отличие от первого опытного самолета доработки выполнялись без возможного изменения их аэродинамических характеристик – изменению подвергалось  только оперение. Самолеты получили серийные номера S 110-002 и S 110-003 и были облетаны в июне 2007 г. После нескольких месяцев испытаний их представили публики за два дня до парада в честь недели «Праведной обороны» 20 сентября 2007 г. Для их сопровождения во время летных испытаний использовался двухместный F-5F (номер 3-7174) из состава 21-й эскадрильи тактических истребителей.

Все три опытных самолета были перекрашены по схеме, напоминающей самолеты пилотажной группы ВМФ США – «Голубые ангелы», после чего их официально представили на воздушном параде 22 сентября 2007 г.

До того в сентябре 2006 г. ВВС Ирана провели учения «Зарбет-э-Зульфикар» («Удар меча «Зульфикар»), в которых от 21-й эскадрильи участвовали четыре F-5E и два F-5F, выполнивших несколько десятков боевых упражнений с  использованием практических и боевых бомб и ракет. Первый «Саегхе» S110-001 совершил четыре вылета с практической стрельбой из пушки, а также на полигоне Шабестар применялись 70-мм НУРС и бомб Мк.82.

В этих полетах «Саегхе» сопровождал F-5F (3-7167) из 21-й эскадрильи, оказывая навигационное обеспечение, так как на опытном истребителе была демонтирована навигационная система TACAN.

В 2006 г. по требованию Высшего руководств Ирана работы по «Азаракшу» и «Саегхе» были переданы Иранской авиастроительной промышленной компании (IAMI), куда весной были переведены все конструкторы, работавшие над проектом. На тот момент в работе принимали участие сотрудники школы летчиков-испытателей ВВС, а самолеты S110-002 и S110-002 все еще находились на модернизации.

В сентябре 2007 г. IAMI направила самолет 3-7364 в Тегеран для участия в параде в честь недели «Праведной обороны» вместе с двумя SR.II, двумя F-5F и тремя «Саегхе».

Полностью работы по проекту «Саегхе» были возложены на IAMI в 2007 г. согласно распоряжению Хаменеи по результатам соглашения между министерством обороны Ирана и ВВС.

Работы по переоборудованию четвертого «Саегхе» начались в августе 2008 г. и закончились в феврале 2009 г. За основу был взят №3-7364, а новый самолет получил бортовой №3-7369. В апреле 2008 г. серийные номера предыдущих «Саегхе» поменяли на 3-7366, 3-7367 и 3-7368.

Пятый и шестой «Саегхе» были выпущены в 2009 и 2010 гг. с использованием планеров ранее разобранных на запчасти F-5E, поставленных на хранение на «Овж». Пятый «Саегхе» №3-7370 был принят ВВС Ирана на церемонии в аэропорту Шанхин-Шахр 10 октября 2009 г.

Саегхе-Наме
Пятый "Саегхе" вместе с F-5F

Поставка шестого «Саегхе» была задержана из-за санкций США, наложенных на поставку двигателей J85-GE-21 и ряда запчастей.  Окончательно самолет был принят ВВС в октябре 2012 г. под №3-7371.

В период с января по март 2009 года «Овж» перевела первые три «Саегхе» на аэродром IAMI в Шахин-Шахре. При этом №№ 3-7367 и 3-7368 были объявлены боеспособными и приступили к боевой подготовке. Одновременно испытания проходил четвертый «Саегхе» № 3-7369. В апреле все четыре «Саегхе» планировалось представить на воздушном параде над Тегераном в честь Дня вооруженных сил, но из-за плохой погоды парад не состоялся. Истребители были переведены в 21-ю эскадрилью тактических истребителей.

Несколько недель спустя штаб ВВС Ирана вновь образовал 23-ю эскадрилью тактических истребителей на базе имевших «Саегхе». В течение 2009 и 2012 гг. в состав эскадрильи так же поступили пятый и шестой истребитель этого типа.

Саегхе-Наме
Бывший вьетнамский F-5E, переделанный в "Саегхе". Ракеты "Сайдуиндер"-9J на законцовках крыла — макеты

Когда стало ясно, что переделка первого «Саегхе» оказалась неудачной, ВВС Ирана в 2011 г. выдала задание по возвращению этому самолету первоначального облика с двухкилевым оперением последнего образца. Самолет поступил на завод «Овж», где ему восстановили первоначальную носовую часть фюзеляжа и воздухозаборники. Также вновь вернули оборудование навигационной системы TACAN – ARN-84. Истребитель получил характерные антенны систем TACAN и  госопознавания «свой-чужой», установленные за кабиной как у остальных пяти «Саегхе». Работы были закончены в 2013 г.

Установка нового оперения и системы управления потребовали проведение обширной программы испытаний. Из-за отсутствия на «Овж» необходимого измерительного и испытательного оборудования, оценку эффективности доработки приходилось проводить в испытательных полетах. Для этого был также задействован F-5F из состава 41-й эскадрильи, который постоянно сопровождал «Саегхе», оценивая визуально правильность работы его системы управления.

После приемных испытаний, состоявших из семи полетов, в международном аэропорту Мехраба 30 августа 2013 г. самолет был передан 23-й эскадрильи. После его прибытия эскадрилья была объявлена боеготовой и в дальнейшем участвовала в ежегодных учениях ВВС Ирана с боевой стрельбой и бомбометанием.

В июне 2008 г. на учениях произошел инцидент, когда на сброшенной с ведущего истребителя F-5E с минимальной высоты бомбе Мk. 82SE не сработала тормозная система. В результате взрыва бомбы под истребителем F-5E потерпел катастрофу, а летящий за ним ведомый – «Саегхе» получил повреждения обшивки. В декабре 2013 г. «Саегхе» участвовали в маневрах, на которых проводилась отработка атаки морских целей.

Саегхе-Наме
Истребители "Саегхе" на учениях сбрасывают бомбы Mk.82 "Снек ай"

После того, как в 2006 г. все работы по опытным самолетам были переданы с «Овж» на IAMI, летная школа летчиков-испытателей «Овжа» была распущена, а последний учебный самолет Бичкрафт «Бананза» был передан начальной летной школе ВВС, возник дефицит с подготовленными на «Саегхе» пилотами. В течение 2007-2009 гг. пять пилотов «Саегхе» были повышены в должности и ушли на другое место службы. Вместо них для полетов на «Саегхе» были направлены пилоты F-5E. Их переподготовка на новый самолет без «спарки» оказалась сложным и дорогостоящим делом.

С формированием эскадрильи на «Саегхе» ВВС Ирана стали ставить вопрос о создании двухместной версии истребителя. В целом, летные характеристики «Саегхе» остались на уровне исходного F-5E, но появились ряд особенностей, которые требовали от пилотов повышенного внимания.  В частности пилоты должны были усвоить особенности поведения самолета с двухкилевым оперением при выполнении, например, «бочек» на небольшой скорости.

В 2009 г. ВВС Ирана заказали на «Овж» переделку двухместного F-5F под двухкилевое оперение. Проект получил обозначение «Саегхе-90».

Конструкторское бюро IAMI, состоявшее из бывших инженеров «Овжа», в 2011 г. подготовило проект «Саегхе-90», позже переименованный в «Саегхе» II. Однако вышла заминка с планером двухместного F-5F. Хотя ВВС Ирана планировали начать с 2016 г. переделку оставшихся F-5E в «Саегхе», сказался дефицит двухместных F-5F – для переделки выделяли только нелетные самолеты со склада «Овж».

Так, F-5F БН 3-7180, принадлежавший 4-й эскадрилье истребителей-бомбардировщиков, был поврежден в 2000 г. в результате случайного отстрела фонаря кабины. При этом упавший на хвост самолета фонарь повредил киль и стабилизатор. Самолет был сдан на хранение, где его использовали в качестве «донора» — за три года на «спарке» не осталось ни одной детали, которую нельзя было снять.

В 2005 г. самолет был передан на «Овж», где восстановили повреждения планера и обшивки, однако из-за отсутствия ряда важных комплектующих, например, катапультируемого кресла, поврежденного при инциденте, F-5F пришлось оставить на хранении.

С началом работ по проекту «Саегхе» II специалисты IAMI потратили два года на модернизацию этого планера: были заменены сотни метров проводки, изготовлен ряд недостающих деталей, включая электронику, и, наконец, установлено двухкилевое оперение.

По мимо оставшегося от F-5F оборудования была смонтирована новая навигационная система в дополнении к ARN-84 TACAN, установлены индикаторы на фоне лобового стекла, а также русские катапультируемые кресла Звезда К-36LT (подобно тому, как на IAMI переоборудовались «спарки» F-5B «Семург» из одноместных F-5A и разведчиков RF-5A). Также была установлена закрытая система связи.

После многолетних задержек, связанных с трудностями изготовления комплектующих деталей и санкциями в декабре 2014 г. «Саегхе» II был подготовлен к летным испытаниям. После их выполнения в январе-феврале 2015 г. самолет был готов для передачи заказчику.

5 февраля 2015 г. самолет перегнали в Мехрабад для церемонии передачи. Окрашенный в камуфляж «Среднеазиатский» II и с бортовым номером 3-7182 «Саегхе» II был представлен публично четыре дня спустя.

Саегхе-Наме
Двухместный "Саегхе" I

Так как опыт эксплуатации показал, что переделка F-5E/F в «Саегхе» не привела к существенному улучшению летных характеристик, а две программы модернизации бортового оборудования – собственная и совместная с китайцами – завершились практически без результата, ВВС Ирана решили приостановить модернизацию F-5E. Рисковать переделкой 13 оставшихся двухместных F-5F в «Саегхе» ВВС вероятно также не захотят. В результате от проекта «Саегхе» остался только пропагандистский эффект.

источник: http://afirsov.livejournal.com/107954.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account