Рысь-42 (Объект 042). История развития среднего танка России из History of Conspi
Это является свое рода пересмотром и переосмыслением старой статьи по Рысь-42 и общий сборник всех русских Рысь-42 ну или почти всех.
Предпосылки к созданию Танка Объекта 042
С 1932 года и в течении двух с половиной лет Михаил Кошкин работал в КБ Петроградского Путиловского Завода под начальством опытного танкостроителя А. В. Ливеровского. С должности рядового конструктора дошел до заместителя начальника КБ. В 1934 году Михаил Кошкин уже размышлял об создании совершенно нового танка, который смог бы прорывать сильно защищенные укрепления противника, при этом сочетая в себе огневую мощь и маневренность. Печальный опыт финской компании показал, что устаревшие танки серии Страж-1 и танки серии Кристи Быстроход-11 уже не годятся для противостояния современной армии противника. Неудачная финская компания, целью которой был быстрый разгром финской армии и полное возвращение Финляндии под крыло России, обернулась двухлетней войной. Британия, Франция, Швеция, Германия, Испания и Норвегия, оказывавшие помощь Финляндии вооружением и добровольцами, не дали России победить. Главнокомандующий Российской Национальной Республики Аксенов Тимофей под давлением военных и премьер-министра Виктора Лебедева подал в отставку.
К власти пришел Виктор Лебедев, который тут же отправил в отставку Владимира Витковского, отвечавшего за разгром линии Маннергейма, и на его место назначили Антона Деникина. Виктор Лебедев хотел закрепить свой авторитет лидера, победой над финской армией, заняв всю линию Маннергейма. Авиация была полностью переведена на бомбардировку и штурмовые удары по линии Маннергейма, а свежие танковые колонны из Бурлак-21, во главе с Ярополком Святославичем, при дополнительных подошедших резервов в виде поддержке пехоты и артиллерии должны были освободить Выборг и разгромить финскую армию. Операция должна была начаться не раньше мая 1934 года и получила кодовое название «Кувалда». РНА полностью перегруппировалась и начала наступление 7 мая, заставив финнов в разгром, и уже к концу 1934 года Выборг вернулся в состав России, а Финское правительство подписало белый мир уступив Выборг и подписав договорённости о том что Финляндия вернулась в нейтральный статус.
В 1935 году Кошкина отправили в Харьковское КБ под крыло Морозова, для исправления ситуации с модернизацией серии Быстроходов. Предыдущего разработчика модернизаций для быстроходов, Серова Николая Прошина, арестовали по обвинению в предательстве и растрачивании государственных средств в пустую. С.Н. Прошина отправили на пожизненное заключение в трудовой лагерь в Екатеринбурге, а на его место удачно попал Михаил Кошкин. Михаил Кошкин принялся за разработку новых проектов модернизации серии «Быстроходов». Кошкину было нужно срочно предпринять меры, так как серия Бурлак-21, создатель которой было Рижское КБ, во главе с Александром Суриным, успешно показывала себя в боях, в отличие от серии Быстроходов-11. Кошкин быстро пришел к выводу, что от «Быстроходов» придется полностью отказаться в пользу создания нового СТ, который смог бы соединить его новую концепцию единого танка для армии. Размышляя над новым проектом, Кошкин решил применить инновационные решения и разработать колесно-гусеничный танк с двигателем поперек. К середине 1937 году уже были созданы сразу два чертёжных проекта: объект 041 и объект 042. Михаил Кошкин решил сделать запасной вариант объекта 041 на случай, если военная комиссия не одобрит слишком инновационный объект 042 и будет использовать более простой и дешевый объект 041.
4 июня 1938 года Кошкин присутствовал при первом пробном пробеге опытного колесно-гусеничного танка объекта 041, а 26 июня он принимал участие в первом пробном пробеге опытного гусеничного танка объекта 042. В середине того же года на харьковском полигоне Кошкин представил опытные образцы объекта 041 и объекта 042. При испытаниях Государственная комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надежности выше всех серийных и опытных образцов, выпускаемых ранее». Колесно-гусеничный объект 041 показывал большую скорость и тактическую подвижность, объект 042 лучшую огневую мощь, проходимость и бронезащиту, имея большие резервы по ее усилению. Комиссия отдала предпочтение объекту 042 за счет его брони и большого потенциала модернизации. Кошкину дали рекомендации по усилению бронирования с 37 до 45 мм. 16 августа Кошкин участвовал в показе на полигоне в Москве опытных танков объекта 041 и объекта 042 членам правительства.
С этой целью был организован танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Кошкин лично отправился на новых машинах как ответственный представитель завода. В августе 1938 года Кошкин принял личное участие в проведении военных испытаний двух опытных объектов 042 с совершением пробега Одесса — Москва и обратно. Танк впечатлил Верховного главнокомандующего Виктора Лебедева и нового главу РНА Антона Деникина, которые немедленно рекомендовали отправить танк объект 042 в серийное производство на Харьковский паровозостроительный завод и Царицынский Тракторный Завод, а в качестве основного вооружения должна была стать КТ-42. Танк получил новое название «Рысь-42». В 1939 году Рысь-42 получил новое 76-мм орудие Л-12, а на Царицынском Тракторном Заводе и Сормовском Заводе Рысь-42 был доработан с добавлением прорези для водителя в ВЛД, измененной конструкцией поперечного двигателя, новым орудием Ф-42 и радиостанцией 71-ТК-3. Рысь-42 на Царицынском Тракторном Заводе (ЦТЗ) и Сормовском Заводе (СЗ) получил обозначение Рысь-42А, а в дальнейшем планировалось организовать его производство на Харьковском Паровозостроительном Заводе (ХПЗ).
Перед началом войны, весной 1939 года начались испытания 76-мм орудия Ф-42А. Танковое орудие, созданное под руководством ЦТЗ, основывалось на полевом орудии Ф-42, однако имело более лучшие характеристики. Так, бронебойный снаряд БР-270 с дистанции в километр мог поразить 70-мм наклонную (60 градусов) бронеплиту. Для компенсации массы более длинного орудия, на его стволе были установлены противовесы. Орудие, в общем, удовлетворило комиссию, но было рекомендовано его доработать. Ресурс пушки не превышал 120 выстрелов, а качество нарезей в канале ствола приводило к низкой точности. В феврале того же года орудие довели до желаемого состояния, и тогда же началось его производство. Орудие было рекомендовано для установки на модернизированный Рысь-42А, огневая мощь которого значительно возрастала. Так новая модификация под обозначением Рысь-42Б была принята на вооружение. Также в 1940 году устанавливался дизельный двигатель В-2А мощностью 510 л. с. при 1820 об/мин.
С началом русско-германской войны, Германия стремительно захватывала русские земли, но остановилась ближе к Донбассу, Москве и Пётрограду. Варшавский Завод Машиностроения, производивший запчасти и сами танки Барс-31, пал за два месяца в окружении, из-за чего на проекте средних танков Барс положили крест. Средние танки Змей Горыныч-21, производителем которого был Русско-Балтийский вагонный завод, прекратил его производство ещё в конце 1939 года, из-за чего 60% танков вышли из строя по техническим причинам, из-за отсутствия запчастей и были брошены и подорваны. Рысь-42 был наиболее удачным средним танком после лёгкого танка Бурлак-21, однако из-за необученного экипажа часто выходил из строя. Конструкторы КБ и Михаил Кошкин искали всякие способы, чтобы улучшить Рысь-42Б, и в 1941 году появился Рысь-42В. Рысь-42В получил поручни по бортам для удобства десанта. Высота моторного отделения уменьшена, и поперечная установка для двигателя стала намного надёжнее и меньше габаритами, благодаря чему удалось избавиться от надстройки в ВЛД и сделать удобнее верхние люки для механика-водителя и стрелка-радиста. Башня переехала дальше назад. Трансмиссия усиленная, и установлена новая коробка передач. Увеличен также люк водителя и стрелка-радиста, выхлопная труба была перемещена в левый борт корпуса, также для большей простоты перископ водителя убрали, оставив только прорезь. Параллельно с Рысь-42В разрабатывали Рысь-42ВЭ (Э — Экранированный), для противостояния немецким 88 мм зенитным орудиям. Основным инициатором данной модели был ЦТЗ, который выпускал 18-20 мм экраны на борта и ВЛД корпуса. Дополнительная броневая защита пошла в серию в середине 1942 года, но производство продолжалось недолго. По ряду причин в конце декабря 1942 года установку экранов на Рысь-42В прекратили, признав их неэффективными для достижения желаемого результата. Всего Рысь-42ВЭ было выпущено 320 штук. Из-за этого на проекте Рысь-43 решили полностью отказаться от экранов в пользу увеличения толщины брони. Таким образом, сразу пять танковых заводов разрабатывали новый идеальный танк на замену Рысь-42.
ВС РНР, понимая важность ЗСУ для защиты формирований РНА от авиации противника на марше и в бою, разрешило Омскому Железнодорожному Заводу (ОЖЗ) проводить эксперименты с установкой на шасси танков Рысь-42, бурлак-21 и других средств ПВО в сентябре 1940 года. В ноябре 1941 года РНА получило задание спроектировать и создать на базе средних или легких танков ЗСУ для эффективного подавления действий авиации противника. Местные омские конструкторы решили взять базу Рысь-42 и на ее основе создать полностью новую легкую базу массой 15-20 тонн. Базу сократили до 4 катков, а броня бортов, крыши корпуса и зада сократили до 15 мм, а лоб рубки и ВЛД — до 20 мм. В качестве двигателя решили использовать уже освоенный В-2А. Основным вооружением должны были стать две 37 мм автопушки с одноразовой лентой в 400 выстрелов. Изначально ОЖЗ хотел сделать 30 мм автопушки, но из-за сложности их создания и ограниченного времени, выделенного на создание легкой ЗСУ, решили использовать уже созданные в 1939 году 37 мм автопушки 61-К и значительно улучшить их скорострельность. В середине 1943 года на Омском полигоне были испытаны 37 мм автопушки 62-К. Скорострельность 62-К составляла 190 выстрелов в минуту, но ее производство оказалось более дорого и сложно. Кроме того, зенитная самоходка также должна была быть оснащена дальномером и радиостанцией 10РТ-3. В марте 1943 года московская комиссия одобрила новую ЗСУ и дала разрешение на ее производство. Всего было изготовлено более 230 единиц до окончания войны, а еще 150 после войны, после чего производство было приостановлено.
До декабря 1942 года у русских танков Рысь-42 не было серьезных противников среди бронетехники Гросмахт. Русские танки превосходили противника по броневой защите и обладали достаточной бронепробиваемостью. Однако с захватом первого тяжелого танка в конце 1942 года ситуация изменилась. После испытаний все преимущества русских танков были потеряны перед новым боевым танком. Их возможное массовое появление на поле боя стало бы серьезной проблемой для русских войск. Учитывая сложившиеся обстоятельства, РНР уже 12 февраля 1943 года наметил ряд мероприятий по увеличению огневой мощи и броневой защиты новых образцов бронетехники. Тогда же в феврале 1943 года артиллерийский комитет направил на «Петроградский Путиловский Завод» тактико-технические требования по созданию новой САУ, вооруженной 87-мм орудием ЗИС-6М, которое было самым успешным из имеющихся противотанковых средств. В кратчайшие сроки на заводе была создана новая ПТ-САУ Истребитель Рысь-42, а также ВЛД было увеличено до 77 мм.
С апреля 1943 года на Рысь-42В начали устанавливаться пятискоростные коробки передач с постоянным зацеплением шестерён. Появление этой коробки существенно облегчило переключение передач и положительно сказалось на динамических характеристиках танка. В течение 1941 года после общения с американскими коллегами про систему воздухоочистки получили по-настоящему качественные воздухоочистители «Тайфун» в апреле 1943 года. И это значительно увеличило ресурс их двигателей. Последний теперь зачастую даже превосходил табличные значения. Также танк получил обновлённые усовершенствованные перископы для командира башни, старые перископы прошли небольшое слияние с британскими перископами Mk IV от ленд-лиза и трофейными немецкими перископами, сделав тем самым оригинальные перископы Рысь-42В «ТМФД-7» намного лучше. Лобовое бронирование башни на образце 1943 года с апреля увеличено на 75 мм. Впоследствии планировалось что ВЛД и НЛД на увеличится толщиной в 60 мм, что в приведённой части достигало при 65 градусах 141,97 мм, снизив тем самым поражение от бронебойного снаряда противотанкового орудия PzGr 39 в ВЛД до 200 м, а от бронебойного снаряда 8,8 cm flak 37 до 500 м. Также с того же апреля «Рысь-42В» получил новую радиостанцию 9-Р «Атаман». Однако в итоге из-за опасений, что новый немецкий тяжёлый танк, захваченный уже к концу 1942 года после первого боя с ним, который был также захвачен в этом же бою, выяснилось, что 88 мм орудие с лёгкостью пробивало 45 мм наклонную броню под 65 градусами. Если изначально планировалось усилить ВЛД и НЛД до 60 мм, то теперь это не имело роли так как это сократило бы дистанцию поражения KwK36 на 800-900 м, теперь требования возросли до 75 мм, чтобы иметь защиту от новых возможных массовых противотанковых средств Гросхмахта. К лету 1943 года вопрос усиления брони временно отошёл на второй план, так как возник более существенный вопрос — усиление вооружения. У военных стояли два варианта выбора: продолжить развитие 76 мм орудие или использовать старое 87 мм орудие ЗИВ-6М, которое было слишком избыточным в 1939 году. Выбор военных пал на новое 87 мм орудие ЗИВ-7, сделанную на основе захваченной KwK36 и старой ЗИВ-6М, которые изначально планировали ставить на тяжёлые танки и средние самоходки на базе «Рыся-42». Уже зимой 1944 года, после того как была изготовлена новая башня и новый корпус с усиленными сварными швами и лобовым бронированием, на испытаниях 87 мм орудие пробило 90 мм ВЛД захваченного тигра под 50 градусами на дистанции 500 м. Также при попытке пробить новое 77 мм ВЛД «Рыся-42» 88 мм орудием, оно лишь оставило глубокие вмятины, и многие снаряды рикошетировали в башню. Ближе к 100 м ВЛД не выдержало и упало внутрь корпуса. Комиссию в целом обрадовало то, что «Рысь-42» смог выдержать первые 8 попаданий, а также то, что новые немецкие танки уязвимы для новой 87 мм пушки. Было рекомендовано усилить швы на ВЛД и срочно подписан указ о начале массового производства новых 87 мм орудий и замены «Рыся-42В» на «Рыся-42У». Новая башня была литой с расширенным погоном и увеличенным бронированием в щёках до 90 мм, боковые стенки до 75 мм с плавным переходом до 52 мм.
Работы по БМПТ начались ещё в середине 1943 года на Екатеринбургском Путиловском Заводе (ЕПЗ). БМПТ должна была быть предназначена для действия в составе танковых формирований с целью поражения противотанковых средств противника и для эффективного подавления живой силы противника огнём попутно заменив пехоту, оснащённой 57-мм автопушкой Вихрь-42 с двухплоскостным стабилизатором. В итоге уже к марту 1944 года были созданы наработки Объекта 542.
В апреле 1944 года ЕПЗ строит первый образец опытной БМПТ Объект 542 на базе Рысь-42У. БМПТ получила 57-мм автопушку Вихрь-42. теоретически заряжающий мог обеспечить темп стрельбы в 100-120 выстрелов в минуту, а максимальная скорострельность достигала 240 выстрелов в минуту, но конструкция орудия требовала охлаждения ствола каждые 50 выстрелов, что ограничивало скорострельность. Бронебойная лента могла пробивать 100-мм плиту с дистанции 1500 м под прямым углом, а фугасная лента могла пробивать стены вражеских точек и уже взрываться внутри комнаты. Были установлены дымовые шашки и переработана коробка передач с двигателем. БМПТ получила новый двигатель В-5, доработку которого вели с 1942 года, а первый опытный В-5 придуман ещё в 1940 году. Теперь устанавливался двигатель В-5 мощностью 680 л.с., с которым БМПТ мог ехать назад со скоростью 30 км/ч и вперёд со скоростью 65 км/ч. Броня аналогична Рысь-42У. Скорость поворота башни увеличена до 27,5°/с. Боезапас составлял 250 унитарных выстрелов. Вместо пулемёта в пулеметной башенке ставился огнемёт.
После испытаний военные разделились на две стороны. Одни считали, что этот БМПТ является бессмысленной тратой денег, ибо для таких задач существуют 152-мм самоходки с прикрытием пехоты и авиации. Другие считали, что такая машина необходима для городских боёв, чтобы делать зачистку, потеряв при этом меньше людей. В итоге ЕПЗ смог убедить военных заказать партию из 85 БМПТ. В бою они окончательно утвердилась в амплуа эффективного средства борьбы с пехотой и бронетехникой. «Адская молотилка» внушала страх во вражескую пехоту и бронетехнику включая Тигры и Пантеры работая в кооперации с Рысь-42У и Рысь-42УМ. В скорее ЕПЗ начал разработку новой более совершенной БМПТ, но уже на базе объекта 044.
В 1944 году, после отправки Рыси-42У на массовое производство, Кошкин получает новый приказ от комиссии в Москве об улучшении защиты лобовой части Рыси-42У. Согласно приказу, Рысь-42У должна была быть лишена пулеметной башни, так как она стала не нужна, и получить улучшение лобовой брони. Заряжающий получил должность радиста. Разработать новое 87 мм ЗИС-8 с одноплоскостным стабилизатором.
К январю 1944 года было испытано на Харьковском полигоне новое 87 мм орудие ЗИС-8. Благодаря проработке орудия и изучению немецкого опыта удалось уменьшить габариты казённой части орудия и сделать его более простым, а огневая мощь возросла на 2%. Также была проработана новая маска орудия, которая стала более защищенной с рикошетной формой.
4 февраля 1945 года начались испытания на Харьковском полигоне. В целом испытания Объекта 042УМ прошли успешно, и московская комиссия приняла решение 5 февраля начать замену старой Рысь-42У на Рысь-42УМ. Рысь-42УМ должны были получить самые элитные танковые части на Берлинском направлении и танкисты, проявившие себя наиболее эффективно в бою. Боезапас сокращён с 56 до 45 снарядов.
В июне 1944 года руководство РНР загорелось желанием увеличить калибр с 87 до 100 мм, так же как и бронирование танка. Причиной этому стала попытка увеличить огневую мощь Рысь-42У и как можно дольше оставить его в войсках. Так руководство УТЗ (Уральского Танкового Завода) с Кошкиным решили пойти по самому короткому пути и просто установить в стандартную башню Рысь-42У новое орудие. Однако с самого начала стало ясно, что диаметр башенного погона Рысь-42У был недостаточным, поэтому необходимо было полностью доработать конструкцию и сделать новую башню с новым погоном. Так что после 4 февраля 1945 года было решено взять новую базу Рысь-42УМ и на ее основе сделать новую башню и усилить ходовую часть. В результате была сделана новая башня и новое 100 мм орудие Ас-10Б с дульным тормозом. Бронебойный снаряд пробивал на 1000 метрах 208 мм плиту. Объект 042УМ1 получил новую литую башню, где бронирование достигало в щеках 95 мм, боковые стенки — до 85 мм с плавным переходом до 70 мм. Заряжающий получил станковый крупнокалиберный пулемет ДШК калибра 12,7×108 мм. Кроме того, ходовая часть была сильно переработана и изменен задний каток. Всего было сделано 13 прототипов, из которых самый последний показал самые лучшие результаты. Сравнительные испытания орудий и танков проводились на Харьковском танковом полигоне с 10 по 29 апреля 1945 года. По результатам испытаний пушка Ас-10Б была признана лучшей. Однако по маневренным и бронированным характеристикам Рысь-42УМ1 полностью проиграл объекту 044 и объекту 045. В результате Харьковская комиссия вынесла вердикт о том, что работы по Рысь-42УМ1 нужно прекратить в пользу объектов 044 и 045.
Последняя модернизация в России была в 1960 году, Рысь-42У и Рысь-42УМ прошли капитальный ремонт лишились боекомплекта и была заварена казённая часть, всего модернизировали 30 танков и они были предназначены для парада в честь великой победы над Германией. По мимо России, Рысь-42 пытались модернизировать другие различные страны в том числе участники Московского Пакта, но это уже совсем другая история.