Русско-китайский авиалайнер — CR929 — тест на дружбу и возможности

13

Содержание:

Введение

CRC929

CRC929

К началу 10 годов XXI века на рынке широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров безраздельно господствовали американский Боинг и европейский Аэробус. Кроме них существовал российский, но еще советского происхождения Ил-96 в различных версиях. Тем самым мы были формальным третьей страной в мире производившей такие лайнеры. Но к сожалению данная модель с появлением у наших авиакомпаний возможности покупать конкурентов из США и ЕС осталась не у дел. О причинах распространяться тут не буду, эта моя статья не о прошлом, а о настоящем и будущем. Но когда в 2014 году стали вводится санкции на передачу и продаже нам технологий со стороны США и ее сателлитов, и ее союзников чужие самолеты в нашем авиапарке стали наносить ущерб России. Учитывая огромную протяженность нашей страны с запада на восток дальнемагистральные самолеты русским нужны и для внутренних рейсов. Например, из Москвы во Владивосток или же в Петропавловск-Камчатский. Пусть в последний город и не очень большой пассажиропоток, но он все-таки есть. В итоге мы начали реализацию сразу двух проектов. Первый это Ил-96-400М – модернизация уже стоявшего в производстве Ил-96. Второй ШФДМС (отечественное наименование – широкофлюзеляжный дальнемагистральный самолет) CR929(обозначение КНР) – задуманный совместно с КНР, с которой мы стали в те годы активно крепить утраченные в 60гг. прошлого столетия дружеские связи. Смысл двух проектов одновременно в том, что Ил-96-400М представляется более быстрым для запуска на конвейер. А более технологичный и современный CR929 должен был пойти ему следом. Сейчас оба проекта особенно актуальны. Причем CR929 стал важнее и для Китайской Народной Республики. Последние события показывают насколько опасно для страны, стремящейся быть способной вести независимую политику активное использование иностранных товаров, услуг и технологии в сферах ключевых для экономики и обороны. Ниже будет более подробный рассказ о CR929(ШФДМС).

Описание

Соглашение о создании совместного предприятия CRAIC — China-Russia Commercial Aircraft International Corporation Ltd для разработки нового дальнемагистрального широкофлюзеляжного самолета было подписано 26 июня 2016 года Президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином. Для КНР первый такой самолет данного класса. Для России уже второй. Первый был Ил-96. А если брать узкофлюзеляжные дальнемагистральные — то первым таким был у нас Ту-114. Еще в 1957 году. Необходимость объединения усилий было в том числе продиктовано тем, что такая разработка, как и очень финансово затратна, так и технически сложна. КНР однозначно на момент заключения договора такой проект не вытянула бы самостоятельно, даже чисто технически. России тоже было сложно потянуть такой новый самолет не только финансово, но и технически. Тут главная проблема гражданская авионика. Замечу, что и РФ, и КНР весьма успешны в деле создания современных боевых самолетов практических всех классов. Причем КНР к ним выпускает в последние годы и современную авионику, и наладила выпуск собственных современных авиадвигателей для истребителей. Но гражданские самолеты сложней создать. Особенно по части двигателей и авионики. Это объясняется более строгим к ним требованиям по безопасности, экономичности и экологии. В том числе и по ресурсу и самого самолета, и его агрегатов. То, что стран способных выпускать свои боевые самолеты больше, чем стран, выпускающих современные авиалайнеры не случайно. Ситуация усугубляется сравнительно небольшой маржой в производстве гражданских авиалайнеров. Это требует серьезного анализа всех экономических рисков в процессе производства и разработки.

Предусмотрены три версии лайнера — базовая CR929–600, старшая CR929–700 и младшая CR929–500. Отличаться они будут пассажировместимостью и дальностью полета.

Крылатая машина будет низкопланом традиционной аэродинамической схемы с вингалетами на окончаниях крыльев, которые будет иметь сверхкритичный аэродинамическом профиль нового поколения. Оперенье однокилевое с двумя горизонтальными стабилизаторами. Двигателей тоже два. И количество двигателей и в целом облик самолета традиционен для авиалайнеров во всем мире в последние десятилетия. Предусмотрено широкое использование композитов, свыше 50 процентов. Тут КНР и нам может пригодится российской опыт по создание композитов и композитного крыла для МС-21(подробнее о нем тут). Мы будем не только их разрабатывать, но и производить, как и многие другие компоненты лайнера. Но сборка намечена была в Китае. Первый самолет стали собирать в 2021 году в КНР.

Уделяется большое внимание внедрению электрических компонентов, вместо традиционных гидравлических. Иностранное участие заключается не только в авиадвигателях, но и в авионике, и не только. Это и другие агрегаты, и компоненты. Кроме того, в 2018 году итальянская фирма Leonardo подписала соглашение с Китаем об участи в создании CR929. Но последние события естественно ставят под вопрос такое сотрудничество. Особенно с учетом российско-китайского статуса проекта. Причем тут важна и позиция самой КНР. Ибо надо заметить, беспрецедентные санкции, объявленные России со стороны США и ее союзников, и сателлитов по всему миру не могут насторожить и КНР. В любом случае этот самолет нужен и нам, и КНР. Поставки серийных самолетов намечены примерно на конец 20 годов этого века.

Как будут вестись работы далее и в каком виде, и какого будет участие участников из числа стран, объявивших санкции РФ, будущее покажет. Но нам надо готовиться к созданию собственной версии без компонентов из стран, негативно относящихся к России. Такая версия должна собираться у нас и иметь повышенный процент комплектующих из РФ. Кроме них допустимы узлы только из дружественных нам стран. Это не обязательно готовые узлы авионики и тому подобное. Это могут комплектующие для той же авиаоники. При этом следует избежать конфликтов с КНР из-за создания такой версии. Поскольку Китай собирался его производить в том числе и в расчете на экспорт в страны, находящимися под санкциями США и ЕС. Это небольшие объемы, но тем не менее этот фактор следует учесть и обговорить. С другой стороны, в некоторых случаях КНР будет выгоден такой вариант, в случае наличия его компонентов на борту. Да, у нас есть Ил-96-400М, который надо в любом случае довести до стадии производства, хотя бы по той причине, что возможно налаживание его производства ранее освоения производства CR929. Но не надо забывать, что Ил-96-400М все-таки будет уступать CR929. А кооперация в таких высокотехнологичных и дорогих проектах как показывает мировая практика очень выгодна. Особенно, с учетом того, что есть области где Россия опережает КНР, так и области где Китай опережает РФ. С учетом гражданского назначения лайнера, особых рисков здесь нет.

Заключение

Если мы сумеем продолжить работы над этим самолетом в сотрудничестве с КНР это будет уже замечательно. А если мы сумеем еще и его хотя бы ради собственного авиарынка локализовать на нашей территории, с максимально возможной долей наших комплектующих и технологий, это будет большой шаг вперед для нашей авиапромышленность и в целом для поднятия ее технологического уровня в столь непростой период для нашей страны. Только движение вперед дает победу и людям, и коллективам.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/techandlife/russkokitaiskii-avialainer-cr929-test-na-drujbu-i-vozmojnosti-62507b5f55737103199d094c?&

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account