0

Трехмачтовый фрегат «Штандарт» зимует в порту города Любека. А это значит, у нас есть уникальная возможность погрузиться в XVIII век.

Дело в том, что российское учебное судно «Штандарт» (1) — точная копия корабля, построенного Петром Великим более 300 лет назад.

Еще во время путешествия по Европе с Великим посольством царь (2) усвоил методы строительства кораблей, а в Амстердаме специально для него — чтобы Петр мог увидеть весь цикл судостроения — был заложен, построен и спущен на воду фрегат «Петр и Павел». Грамота, выданная «Петру Михайлову» корабельным мастером, говорила, что Петр 

«изучил искусство сплачивания, сколачивания, пиления и строгания… как и мы сами искусство сие разумеем».

Русский «Штандарт»

Но голландская школа кораблестроения в отличие от английской опиралась в большей степени на практический опыт, чем на теоретические расчеты. Форма корпуса, поперечные сечения шпангоутов, досок обшивки в Голландии определялись «по традиции», на основании передаваемых от отца к сыну «секретов» профессии. Перенести такую технологию в Россию, где не было потомственных плотников, такелажников и резчиков, знающих дедовские секреты мастерства, было задачей невозможной. Нужен был структурированный, более научный подход.

Русский «Штандарт»

Поэтому после Голландии Петр собрался в Англию, страну, известную своим научным подходом ко всему.

После пяти месяцев в Голландии «Петр Михайлов» провел еще четыре месяца в Англии — путешествуя, общаясь с мастерами и адмиралами. Что вывез Петр из той поездки? Помимо 500 специалистов, нанятых по его приказу на русскую службу, Петр «подсмотрел» новейшие технологические решения в производстве и кораблестроении.

Первенец российского флота

Применение полученным знаниям нашлось довольно скоро. В 1702-03 годах началось строительство кораблей для Балтики: строили их на реках Сясь и Свирь. Сясьская верфь оказалась не очень успешной — подбор мастеров-кораблестроителей оставлял желать лучшего. А вот на Олонецкой верфи, названной по имени уезда и расположенной на Свири (ныне Лодейное Поле), дела пошли очень удачно. Всего за пять месяцев, начав работу буквально в чистом поле и создавая верфь на ходу, построили первые 10 судов. Самым большим был 28-пушечный фрегат «Штандарт», который и стал флагманом нового Балтийского флота.

Название «Штандарт» символизирует обретение Россией нового торгового пути через Балтийское море: в 1703 году царь Петр изменил свой штандарт, добавив к картам трех российских морей четвертую — карту Балтики. Был сделан новый штандарт, и в его честь назвали первый корабль Балтийского флота.

Фрегат на Траве

И вот копий петровского «Штандарта» стала на зимовку на речке Траве. На корабле можно побывать и даже отправиться в плавание. Он путешествует из Германии через Швецию в Норвегию или из Гамбурга в Роттердам. Корабль курсирует в Северном и Балтийском морях, опасаясь морских термитов южных вод, угрожающих ценной обшивке из смолистой лиственницы. Использованные для корабля деревья выросли в знаменитой Линдуловской роще на Карельском перешейке, заложенной для получения корабельного леса в 1738-м.

По старинным технологиям и эскизам петровских времен фрегат возводили всем миром почти шесть лет — до 1999 года. Строила корабль в основном петербургская молодежь — студенты и школьники, а помогали английские и голландские спонсоры, поскольку в это время отмечалась годовщина Великого посольства Петра I в Европу.

Исторически достоверны конструкция, материалы корпуса и паруса. На борту есть даже готовая к стрельбе артиллерия. Носовую часть парусника украшает гальюнная фигура — скульптура в виде льва, символа могущества и власти. Создатели хотели, чтобы лев получился добрым. И им это удалось.

Как в старые времена

Капитан фрегата Владимир Мартусь (3) словно сошел со страниц петровских хроник. Одетый в белую рубаху и черную треуголку, он угощает гостей чаем за огромным деревянным столом. Понятно — петровский размах!

Русский «Штандарт»

Главная цель капитана и отца четверых детей — воспитание молодежи, рассказ об истории российского флота.

— Наша основная задача — воспитать в ребятах лидерские качества, чтобы у них была возможность учиться вести за собой других, организовывать вокруг себя и людей, и пространство. Мы восцитываем не столько морских капитанов, сколько капитанов экономики и бизнеса. Ведь молодым ребятам часто не хватает настоящих испытаний.

Стать членом экипажа, оказывается, не так уж и сложно. Надо подать заявку (на сайте www.shtandart.ru) и пройти конкурс (главным критерием отбора являются не навыки, а желание). За годы морских странствий судна на его борту в качестве волонтеров побывали около трех тысяч человек. Желающим попасть в их ряды нужно быть готовым к тому, что спать придется в гамаке под потолком, дважды в сутки по четыре часа нести вахту (4) и подниматься на «марсовую площадку» на мачте. Такое удалось пережить экономисту из Санкт-Петербурга Надежде Тупицыной:

— Очень романтично оказаться где-нибудь на самом верху — на грот-марселе и под порывами сильного ветра убирать паруса. Особенно, когда солнце заходит за горизонт, или на рассвете. Это очень красиво. Я всего один раз выходила в море на «Штандарте», очень интересно увидеть и почувствовать, как это было в давние петровские времена.

Волонтеры-практиканты, которые готовы потрудиться на судне в течение пары недель, отправляются в плавание бесплатно! До сих пор их и кормили бесплатно, но с этого года пришлось ввести сбор — 10 евро в сутки.

— Еда у нас простецкая, — рассказывает капитан. — Гречневая каша, макароны по-флотски, без деликатесов. Но зато четыре раза в день! Готовить надо самим. А с выпивкой у нас очень строгие правила. Когда мы в море, даже пиво не разрешено, потому что незачем смешивать алкоголь и морские приключения.

За продукты отвечает сестра-хозяйка Настя Тенгалычева — 23-летняя учительница информатики из Нижнего Новгорода уже четыре года живет на корабле.

Русский «Штандарт»

Парусник (5) участвует в международных регатах и фестивалях, снимается в кино. До конца апреля ему предстоит ремонт в порту Любека на речке Траве — набережная Media-Docks. В мае «Штандарт» станет почетным гостем Дня рождения Гамбургского порта, а потом возьмет курс на Фленсбург, Стокгольм, Ригу, порты Норвегии и Дании.

источник: Екатерина ФИЛИППОВА «Русскии «Штандарт»» КОНТАКТ-ШАНС 8/2015

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account