Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 6 Новая броня от создателя «русского танка» (бронеавтомобиль Пороховщикова). 1915
Авторское предисловие: История того, как Александр Пороховщиков стал «изобретателем танка» и построил «Первый в мире» танк, удивительна даже для привыкшего к поискам «родины слонов» жителя Советского Союза. Скорее эта история относится к области Мифов и их развитию, чем к истории техники. Все, кто жил в разумном возрасте в Советском Союзе, помнят, что именно «Вездеход» Пороховщикова был первым в мире танком, а кто-то так и до сих пор считает. Очень странный для коммунистов был выбор и автора проекта – Александра Пороховщикова, и самого проекта. В конце 20-х Пороховщиков был арестован первый раз, а в 1940-м был арестован второй раз и расстрелян как шпион и антисоветчик. Для СССР выбор такого «героя» просто нонсенс. Еще большее удивление вызывает его возраст, если вы представляете себе убеленного сединами инженера или боевого офицера, посмотрите в энциклопедию любого типа – на момент испытания «танка Вездеход» его конструктору было 23 года, а первый свой самолет он построил, только окончив гимназию в 19 лет. Сплошные чудеса.
В 1915 году параллельно с разработкой проекта «Вездеход», который в больных головах маркетологов от корпорации КПСС превратился в танк, молодой визионер и фантазёр занимается проектом новой брони. Возможно, именно столкнувшись с тем, что на его «суперпроект» никто не собирался выделять броневые листы, Александр Пороховщиков и решил заняться производством брони самостоятельно и конечно исключительно с благой целью – сэкономить империи ресурсы. Причем в общем идея молодого изобретателя была не так и плоха, как может показаться на первых взгляд, предложенная броня была композитной, ну если быть точным не броня, а броневая защита. Так как броневой стали хронически не хватало, по проекту Пороховщикова нужно было взять два листа кровельного железа, которого слава богу было с избытком, между ними расположить некий мягкий материал, который так и остался секретным, хотя говорят, что это были какие-то водоросли, и защита, соизмеримая со стальной броней готова. Именно материал был тем ноу-хау, которое Пороховщиков хотел впарить правительству. Растения подходящего сорта предлагалось сушить, прессовать и пропитывать специальным составом. Еще одним недостатком у стальной брони, кроме цены и сложности её получить, была труднообрабатываемость броневой стали, в мастерской самого Пороховщикова не было оборудования, которое позволяло бы эффективно сверлить, резать и фрезеровать детали из стальной брони, а вот кровельное железо можно было обрабатывать много где, а не только на Обухах и Ижоре. Получившийся материал автор назвал «Железная броня».
Возможно, автор планировал применять «железную броню» на своем «Вездеходе». Но пока его производство шло ни шатко, ни валко, Пороховщиков разработал броневик на шасси Ford T. Для проверки бронирования Пороховщиков получил от военных легковой автомобиль. Фактически он сделал просто железный ящик из композитного железа, который поставили на легковое шасси. Получившийся «демонстратор технологий» был полностью бесполезен как боевая машина. Переднюю часть защиты двигателя и радиатора изогнули для демонстрации возможностей обработки нового материала. Для преодоления проволочных заграждений машину оснастили специальным каркасом. Двери в бортах не предусматривались, низкий бронекорпус позволял через борта покидать машину. 14 июня 1915 года машину представили комиссии военного ведомства. Первым делом провели обстрел машины из винтовок Mauser 98 и Steyr Mannlicher M1895, броня неплохо себя проявила, что и неудивительно, суммарно железа там было миллиметров 9-10, да и многослойность давала себя знать. Все бы было хорошо, но даже превосходя по пулестойкости 5-мм стальную броню «железная броня» была тяжелее и объемнее, сделать нормальный бронекорпус из неё было бы невозможно в условиях ограничения массы. Офицеры провели опыт, при котором «патентную» водоросль заменили войлоком, и ничего не изменилось – пулестойкость осталась прежней. Тогда военные рассудили просто – а зачем тратить деньги на бессмысленный проект, и прикрыли все проекты фантазера, тем более ресурсов и времени им было уже потрачено немало.
Для изготовления «Шахид-» и «Эрзац»-мобилей такая технология еще и могла подойти, но для серийного производства и регулярной армии это было совершенно неприменимо. Неудивительно, что бронекорпус у броневика Пороховщикова был совсем низкий, если бы он был чуть выше, шасси бы просто развалилось под весом железа. У российского производства бронемашин самым критичным вопросом был – где взять нормальное шасси, которое бы выдержало бронекорпус и русские дороги в течении сколько-нибудь разумного времени. Сам автор писал, что после отказа он перестал предлагать свои идеи «костным» военным, но скорее всего военные просто перестали читать его прожекты и начали сразу выбрасывать их в корзину. А к другим идеям Пороховщикова еще вернемся в рассказе о «первом русском танке».
Бронеавтомобиль Пороховщикова
Страна: Российская империя
Производитель: мастерская Пороховщикова
Шасси: Ford type T
Год производства: 1915
Кол-во выпущенных: 1
Экипаж: 3
Бронирование: 4-6 мм комбинированная
Вооружение: 7,62-мм пулемет Максим (не устанавливался)
Боевая масса: 2000 кг