Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 30. ФИАТ Ижорского завода. 1916. Пробный образец с правильными башнями

14
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 30. ФИАТ Ижорского завода. 1916. Пробный образец с правильными башнями

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 30. ФИАТ Ижорского завода. 1916. Пробный образец с правильными башнями

Авторское предисловие: В 1917 году планировалось существенное увеличение количества броневых частей в Российской императорской армии. Но последние неудачные закупки английских броневиков в 1915 году, таких как Шеффилд-Симплекс, Арми-Мотор-Лоррис, Армстронг-Уитворд-Джаррот, показали, что возможности приобретения техники за рубежом исчерпаны. Было принято решение существенно ужесточить приемку машин, которые должны были полностью соответствовать техническому заданию ГВТУ и начать самостоятельное бронирование на заводах России покупных шасси. Так появились лучшие броневики Первой мировой — ФИАТ Ижорского завода и Остин Путиловского завода (на самом деле то же Ижорского).

В планах, составленных ГВТУ в 1916 году, к 1 июля 1917 года планировалось иметь в армии боевых машин на 70 взводов + 100 % резерва для обучения и восполнения потерь, всего было необходимо 380 пулеметных и 180 пушечных бронемашин. За полгода планировалось фактически удвоить число бронемашин на фронте. 29 октября 1915 года Технический комитет Главного военно-технического управления (ГВТУ) одобрил «Технические условия на поставку бронированных пулемётных автомобилей» военного инженера капитана Макаревского. В технических условиях, по которым и планировалось скрупулёзно заказывать и принимать технику, подробно прописывались все требования к шасси и остальным узлам и агрегатам броневиков вплоть до места размещения бензобаков. В рамках реализации этой программы Англо-Русский правительственный комитет в Лондоне заключил договора с фирмой Остин и с американским филиалом фирмы ФИАТ (Fiat Automobile Co.) на постройку шасси с двойным управлением под российское бронирование. У ФИАТа заказали постройку 90 шасси на базе FIAT type 55 американского типа для бронеавтомобилей с крайним сроком поставки — 1 ноября 1916 года. Можно предположить, что свою коммерческую руку к этому приложил и Чарльза Джаррот, гонщик и предприниматель поставлявший в России броневики к которому российская комиссия питала особое положительное отношение. Последняя и самая удачная партия броневиков, условно называвшихся Армстронг-Уитворт-ФИАТ, поставленная Джарротом была на шасси именно таких американских машин с усиленным задним мостом. Оценив качество шасси после испытания в России Армстронг-Уитворт-ФИАТ, российские представители и заключили этот контракт на поставку. В Америке стандартное шасси дорабатывалось: устанавливали более прочный задний мост с двухскатными колесами, четырехцилиндровый 72-сильный двигатель и второй пост управления. 72-х сильный двигатель был собственной разработкой американского отделения. Первые шасси были поставлены в России летом 1916 года.

Фото модели шасси. Мастер @Олекса https://only-paper.ru/forum/8-14477-1

Фото модели шасси. Мастер @Олекса https://only-paper.ru/forum/8-14477-1

Параллельно с закупкой шасси Броневой отдел Военной автошколы разрабатывал проект бронировки новых стандартизованных броневиков. Броневики в соответствии с требованиями, составленными капитаном Макаревский, должны были быть вооружены двумя пулемётами, с независимыми углами обстрела, чтобы суммарно обеспечивать круговой обстрел. Пулеметы должны монтироваться в двух башнях на крыше броневика, расположенных диагонально. Пулемёты должны были делаться съёмными, чтобы можно было стрелять из них вне бронемашины. Должна была предусматриваться возможность зенитной стрельбы.

Схема броневика Остин в соответствиями с требования задания Макаревского

Схема броневика Остин в соответствиями с требования задания Макаревского

Требования к бронированию машин определил капитан Запасной броневой роты В. Халецкий. Водитель, пулемётчики, мотор и радиатор должны были быть укрыты бронёй, не пробиваемой остроконечной ружейной пулей русского образца в упор, но не толще 8 мм. Защита двигателя и радиатора должна была обеспечивать беспрепятственный доступ к ним механика для осмотра и обслуживания. Корпус броневиков должен был иметь скаты перед башнями и за ними, это должно было обеспечивать скатывание гильз с крыши машины при интенсивной стрельбе. Боевая масса броневика с полными бензобаками, снаряжением и личным составом ограничивалась по проекту 260 пудами (около 4160 кг). Ходовые требования были очень жесткими: при движении по ровной местности скорость до 80 вёрст в час передним ходом и 25 вёрст в час – задним (85,3 и 26,7 км/ч соответственно). Ижорский завод предложил пять разных вариантов, утвержденный проект 23 апреля 1916 года поручили реализовать Ижорскому заводу Морского ведомства, который летом 1916 года подготовил необходимые рабочие чертежи. Постройка «пробного», образца броневика началась в конце сентября, а 2 декабря бронемашина совершила первый пробег по маршруту Колпино – Петроград.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 30. ФИАТ Ижорского завода. 1916. Пробный образец с правильными башнями

«Пробный» образец бронеавтомобиля ФИАТ Ижорского завода отличался от будущих серийных машин ломаной лобовой и кормовой броней, в серийных машинах и спереди и сзади броня не имела изломов. От броневиков Остин русского бронирования, отличался расположением башен – левая башня впереди, правая сзади, в то время как у Остинов было наоборот. От британских «братьев» Армстронг-Уитворт-ФИАТ русское бронирование отличалось высокими цилиндрическими башнями, в отличии от «английских» башен со скосами.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 30. ФИАТ Ижорского завода. 1916. Пробный образец с правильными башнями

Самым главным отличием от «английских» броневиков, в том числе уже забронированных в Англии Остинов, были башни, высота которых для увеличения углов склонения и удобной зенитной стрельбы была существенно увеличена. Башня были оборудованы специальными станками, позволяющими вести огонь под углом возвышения в 80 градусов, оснащены специальной вентиляцией, снаружи прикрывались броневыми «щечками». Место соединения башни с корпусом прикрывалось горизонтальным броневым кольцом, для исключения попадания пуль и «осколочных» брызг от пуль в щели башни. Для экипажа были оборудованы две двери. Толщина отличной ижорской брони, как и планировалось была 7 мм для вертикальных поверхностей и 4-4,5 мм для горизонтальных. Боевая масса машины получилась больше чем, в техазадании – 4,5 тонны, но неплохое шасси позволяло нести такую нагрузку. 3-16 декабря 1916 года прошли динамические испытания, машина показала отличные результаты — скорость по хорошей дороге достигала 65-70 км/ч. По итогам испытаний было принято решение немного доработать в сторону упрощения бронекорпус и пустить машину в серию.

Все основные броневики Красной армии в одной фотографии: справа-налево: «пробный» ФИАТ Ижорского завода, два Шеффилд-Симплекс, Остин английского бронирования и Гарфорд Путиловского завода.

Все основные броневики Красной армии в одной фотографии: справа-налево: «пробный» ФИАТ Ижорского завода, два Шеффилд-Симплекс, Остин английского бронирования и Гарфорд Путиловского завода.

После испытаний «пробный» броневик был оставлен в Запасной броневой роте, где и получил название «Георгiевец». Кроме службы в Петрограде для обеспечения революционного порядка машина «отметилась» в подавлении Ярославского мятежа эсеров, когда собирали все возможные бронисилы.

ФИАТ Ижорского завода/Пробный

Страна: Россия

Завод: Ижорский завод

Год выпуска: 1916

Кол-во: 1

Боевая масса: 5300 кг

Экипаж: 5 чел

Размеры: 4800х1880х2540 мм

Бронирование: 4,5-7 мм

Вооружение: 2×7,62-мм Максима обр 1910 г.

Шасси: FIAT typ 55 (США)

Двигатель: 72 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneviki-chast-31-fiat-ijorskogo-zavoda-1916-probnyi-obrazec-s-pravilnymi-bashniami-5f9fbd573910530e0dbae280

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account