Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 24 Арми Лорриес — Шеффилд-Симплекс. 1915. Предлагали России, подошел бельгийцам
Авторское предисловие: Занимаясь закупками в Англии, Российская комиссия полковника Секретева сначала купила Остины, затем броневики на разных шасси у Чарльза Жаррота, потом немного докупили Ланчестеров. На этом удачные закупки и закончились: все бронемашины купленные на шасси Шеффилд-Симплекс были неудачными, а купили их достаточно много.
Посещая различные английские заводы, русская комиссия по закупкам скупала все, что можно было быстро поставить. Но как нормальные «покупатели» россияне не «купились» на первое предложение фирмой Шеффилд-Симлекс однобашенного броневика, не стали брать все подряд. Уже тогда для них было понятно, что боевая машина для русской армии должна быть с полностью закрытыми башнями и двухпулеметная, для возможности концентрации огня. Вариант полуоткрытой башни совершенно не устроил русских военных, и они передали фирме предварительный проект расположения оружия в двух диагонально расположенных башнях. Но видимо и однобашенный проект не пропал. Бельгийская армия, как первопроходец в применении броневых машин, была удовлетворена и однопулеметным вариантом. В итоге однобашенные пулеметные броневики на шестицилиндровом шасси Шеффилд-Симплекс были поставлены в бельгийскую армию. Были ли эти броневики по тому же проекту, что и предлагались Российской армии или нет, неизвестно, но вероятность такого варианта очень высока.
История фирмы Шеффилд-Симплекс начинается в 1867 году, когда Питер Брозехуд совместно с Джи.Ди.Киттоу основывает в Лондоне компанию Kittoe and Brotherhood по производству промышленных паровых двигателей. Через четыре года фирма в связи со сменой партнера переименовывается в Brotherhood and Hardingham. А в 1873 году выводит на рынок свой ударный продукт — радиальный трехцилиндровый паровой двигатель, три цилиндра которого были расположены под углом в 120 градусов друг от друга. Машина имела большой успех, но скорее как привод вспомогательный в генераторах и насосах. С 1878 года фирма называется просто Brotherhood.
В октябре 1902 года, после смерти основателя, компанию возглавляет его сын — Стенли Брозехуд, у которого вместо пара в крови бензин. Уже через год он вместе с инвесторами основывает Brotherhood-Crocker Motors на Ганновер Стрит в Лондоне. Конструктором первой машины стал Перси Ричардсон, более шести лет, проработавший ранее в Daimler Motor Co. Только в 1905 году первый автомобиль, построенный по лекалам немецкого автостроения, был показан публике. И хотя к этому времени британский Daimler уже работал сам, избавившись от связей с Daimler-Motoren-Gesellschaft, Ричардсон был большим поклонником немецкого стиля конструирования. В начале 1905 года на Лондонском автосалоне был представлен большой автомобиль Brotherhood-Crocker, сделанный по канонам немецкой марки. Четырехцилиндровый двигатель объёмом 3,9 литров выдавал мощность 20 л.с. при 900 об/мин. Особенностями, выделявшими машину, были две напольные педали – газа и совмещенная тормоза и сцепления, что для того времени было совсем не было стандартом.
В 1906 году партнеры переносят производство из всегда дорогого Лондона в пролетарский Шеффилд и в 1908 меняют торговую марку на Sheffield-Simplex, в честь города с добавлением Simpleх – «простой», простой не в смысле «простой по конструкции», а так же как и первый Simpleх от марки Мерседес – простой в управлении. До 1911 года завод выпускал широкую гамму машин с 4-х и 6-ти цилиндровыми двигателями, но в 1911 произошла маркетинговая революция — в производстве осталась только одна новая модель LA7 30НР. Двигатель с шестью цилиндрами объёмом 4,7 литров выдавал 30 л.с. Машины славились надёжностью и вполне составляли конкуренцию знаменитым Серебряным Роллс-Ройсам 40/50HP.
К началу войны машину модернизировали, LA7B 30HP получил четырёхступенчатую коробку передач, вынесенную к заднему редуктору и классическую трехпедальную систему управления. Именно в таком виде шасси Шеффильд-Симплекс поступали на сборку бронеавтомобилей.
Конструктивно Sheffield-Simlex Armpred car Belgian Pattern были достаточно необычны, особенно выделялась конструкция крыши боевого отделения и отделения управления. Наклонный лист крыши над отделением управления поднимался и, обеспечивая вентиляцию для экипажа, так же мог служить и дополнительной защитой для стрелка в башне. Башня располагалась на круглом погоне и была открыта сзади, визуально она была очень схожа по конструкции со стандартными башнями бронемашин Пежо и Рено французского производства. Вооружение неизвестно, но скорее всего планировалось оснащение пулеметом Гочкисс обр 1914 года, который был стандартным для французской и бельгийской армии. Сколько всего было произведено таких броневиков неизвестно, но точно не менее 10, по крайней мере именно столько машин бронируется в цехе завода Army Lorry & Wagon в Большом Лондоне.
Разбираться в хитросплетениях различных типов бронемашин, выпускаемых во Время первой мировой войны с высоты 2020 года очень сложно. И с броневиками для бельгийской армии на шасси Шеффилд-Симплекс есть проблема, связанная с тем, что эти бронемашины есть только на фотографиях в Англии и на сборке на заводе. Нет никаких упоминаний в легко доступных источниках, об их службе где-либо, не говоря уже об их службе в бельгийской армии. Да и упоминаются они только в книге Дэвида Флэтчера от 1987 года.
Sheffield-Simlex Armpred car Belgian Pattern/Бронеавтомобили на шасси Шеффилд-Симплекс для бельгийской армии
Страна: Великобритания
Производитель: Sheffield Simplex Motor Works Ltd./Army Lorry & Wagon Company
Год выпуска: 1914-1915
Кол-во: не менее 10
Боевая масса: 2500-3000 кг
Экипаж: 3 человека
Бронирование: 7 мм
Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914
Шасси: Sheffield Simplex LA7B 30HP
Двигатель: 30 л.с, 4741 см³