Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 22 Армстронг-Уитворт-Жаррот. 1915. По проекту Миронова

12
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 22 Армстронг-Уитворт-Жаррот. 1915. По проекту Миронова

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 22 Армстронг-Уитворт-Жаррот. 1915. По проекту Миронова

Авторское предисловие: В 1914-1915 годах российским военным министерством было закуплено за рубежом, в основном в Англии, чуть меньше 250 бронеавтомобилей. И, если броневики на шасси Остин, ставшие основной ударной силы российских бронечастей себе оправдали, то дальше было хуже. Ни французские Рено, ни броневики с бронированием Армстронг-Уитворт, ни броневики на шасси Шеффилд-Симплекс русским не подошли, какие-то совсем не подошли, ну а для каких-то использование все-таки нашли. Среди тех, которые были очень плохи, но не настолько, что бы выбросить, были и машины, которые условно называют Армстронг-Уитворд-Жаррот.

Одной из первых броневых машин, которую купила Комиссия полковника Секретева, был броневик на шасси спортивной машины Изотта-Фраскини. Бронеавтомобиль был куплен у Чарльза Жарротта (Charles Jarrott) известного гонщика и владельца торговой и инжиниринговой фирмы Charles Jarrott & Willian Letts. Сложно сказать, что понравилось членам комиссии в этом продавце? Может быть то, что он действительно быстро отгрузил броневик, как обещал. Или ещё что-нибудь… Уже в ноябре Джаррот предложил российским покупателям однобашенный броневик Armstrong-Jarrott с двигателем 40 л.с.. Судя по дальнейшей истории или Джарротт водил русскую делегацию за нос, или русская делегация не так понимала продавца, но тем не менее первое предложение выглядело как Броневик Джарротт на шасси Армстронг. В переписке представителя фирмы в России Джеймса Сегора и военного ведомства уже в начале 1915 года возникает магическая фраза, что каркас броневика «самого лучшего высушенного английского ясеня» (по тексту из Коломиец М.В. «Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне»). С этим «ясенем» поставить броневики в Россию будут пробовать еще не раз. К этому времени в Военной автомобильной школе штабс-капитан Миронов разработал техническое задание на легкие бронепулеметные автомобили, которому должны соответствовать все закупаемые броневики. Главным требованием было наличие двух диагонально-расположенных пулеметных башен. К марту 1915 году Армстронг-Уитворт разработал по русским требованиям новый тип бронировки легкового шасси. В кооперации Армстронга и Джаротта – первые должны были поставлять бронекорпуса, а второй шасси. Именно Джаротт в итоге был поставщиком бронемашин.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 22 Армстронг-Уитворт-Жаррот. 1915. По проекту Миронова

Во второй половине 1915 года в Россию поступили 4 типа импортных бронированных машин от разных производителей. Все они были созданы по Техническому заданию, составленному штабс-капитаном Мироновым и выглядели примерно одинаково – стандартный броневой корпус на шасси легкового автомобиля и две относительно небольшие расположенные по диагонали пулеметные башни, «английского вида», то есть со скошенной по бокам крышами башен. Броневики, которые условно называют Армстронг-Жаррот, имели вертикальное бронирование защиты радиатора и спицованные передние и задние сдвоенные колеса. От схожих машин, произведенных для России фирмой Шеффилд-Симлекс, Джарротты отличались бронированием защиты лобового листа водителя, у этих машин смотровое окно прикрывалось одним листом брони, в отличие от раздельных броневых окон у Шеффилд-Симплекс, и бронировка капота была сплошной, а не с вентиляционными отверстиями как у Шеффилд-Симплекс.

Слева Армстронг-Уитворт-Жаррот, справа Фиат-Ижорский

Слева Армстронг-Уитворт-Жаррот, справа Фиат-Ижорский

Если с производителем бронекорпуса все понятно, то реальный производитель шасси неизвестен. Чарльз Джаррот убрал с него все указания о производителе шасси и двигателя, возможно это были машины Кросслей. После получения нового предложения у фирмы Джаррот были заказаны 10 машин на шасси Джарротт. В ноябре 1915 года броневики были уже в России и испытывались военными. По итогам испытаний всё кроме расположения башен было признано неудачным: одна дверь для выхода сбоку сзади, неудачная подвеска, отсутствие бронирование колес, отсутствие приспособлений для размещения вооружения. Примечательно, что к перегрузке шасси претензий не было. После модернизации, включавшей замену передней оси, усиление бронекорпуса, установки пулеметов с бронированными щечками, установки бронированных коробок с крышкой на башни, машины поступили в Действующую Армию: 2 июня 1916 года первые две машины в 5-й автоброневой взвод, одна в 22-й и четыре на Юго-Западный фронт. До конца июня 1915 года все машины были на фронте — еще по одной машине ушло в 20-й, 43-й и 46-й взвода. Провоевали они не долго, видимо «качественный английский ясень» быстро развалился на русских ухабах. В начале 1917 года 9 броневиков вернулись в Питер, где как раз к революционным событиям собиралась вся бронетехника :-). В 1917 году все-таки нашли перегрузку шасси, Решением Комиссии по броневым автомобилям от 25 января эти машины признали «непригодными для боевой службы». Позднее, уже в 20-х годах, возможно несколько бронекорпусов было переставлено на шасси ФИАТ, которые использовали для бронировки на Ижорском заводе.

Armstrong Whitworth Jarrott/Армстронг-Уитворт-Жаррот/Армстронг-Уитворт-Джаррот

Страна: Великобритания по проекту Россия

Производитель: Charles Jarrott & Willian Letts/Бронекорпус Armstrong Whitworth

Количество произведенных: 10

Шасси: неизвестно, возможно Crossley.

Боевая масса: 2880 (без оружия и экипажа)/3500 кг

Двигатель: 38 л.с.

Бронирование: 7 мм

Вооружение: 2×7,62-мм пулемета Максима

Экипаж: 4-5 человек

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneviki-chast-22-armstronguitvortjarrot-1915-po-proektu-mironova-5f8fe5776dc8f92eda7ec2c8

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account