Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 16. Броневики Мгеброва. 1915. Бенц, Пирс-Эрроу и Руссо-Балт
Авторское предисловие: В декабре 1914 года представительная комиссия военного ведомства, в недоумении от показанного, не приняла бронемашины по проекту подполковника Чемерзина. Но шасси были отличными и купец Иван Меркульев согласился заново финансировать бронирование переданных машин Бенц и Пирс-Эрроу, но уже по проекту Владимира Авельевича Мгеброва.
Обычно вклад Штабс-капитана Мгеброва в развитие бронетанковой техники ограничивают использованием для своих проектов бронированных автомобилей рациональных углов наклона. Прямо скажем, решение применить наклонную броню для увеличения эффективной толщины достаточно очевидное, его применяли уже в 1914 году и во Франции на тех же Рено, которые поступили в Россию, и на Ланчестерах в Англии, которые кстати то же оказались на Российском фронте. Тем не менее вклад Мгеброва с развитие бронетанковой техники был гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, и решения, предложенные им применяются на современной бронетехнике сейчас, и будут применяться еще долгие годы.
История так распорядилась, что все проекты Владимира Мгеброва в области бронеавтомобиль техники были переделками чужих неудачных проектов — броневиков Рено, поставленных из Франции с тонким и негодным бронированием, двух машин Бенц и Пирс-Эрроу, после издевательств над ними по проекту полковника Чемерзина, Изотта-Фраскини, купленного в Англии итальянского броневика, Руссо-Балта типа Е, неудачно бронированного в Военной автошколе. Только грузовик Уайт не служил до Мгеброва в роли броневика. Всего по проекту штабс-капитана Мгеброва было забронировано 16 бронемашин, все они бронировались практически одновременно, с июля 1915 года в цехе Ижорского завода, с которым Военная автошкола заключила контракт на перебронирование 11 Рено и еще 5 машин по индивидуальным проектам.
К безусловным достижениям Мгеброва можно отнести создание первого в мире боевого модуля, который можно было ставить на самые разнообразные шасси, что сейчас стало очень модно, особенно с развитием дистанционного управления оружием. Здесь Мгебров опередил время на 100 лет. На все 16 броневиков устанавливался одинаковый боевой двухпулеметный модуль. Вторым изобретением был вращающийся полик боевого отделения, решение, которое стали активно применять на танках после второй мировой войны.
Башня, или по-современному «боевой модуль», имела сложную конструкцию. Конструкция башни с вращающимся поликом опиралась на раму корпуса через пяту и могла поворачиваться вокруг вертикальной оси. На подбашенном листе «модуля» располагались неподвижные пулеметные башни и командирская башенка, которые вместе образовывали конструкцию чем-то похожую в плане на рисунок сердца. Подбашенный лист стойками соединялся с поликом боевого отделения, который в свою очередь опирался на четыре вращающихся чугунных ролика. Масса боевого модуля с оружием и экипажем составляла чуть меньше 2-х тонн. В модуле располагалось три члена экипажа. Командир сидел сзади и имел собственную командирскую башенку, именно он поворачивал весь «модуль» в сторону противника с помощью штурвала через шестеренчатую передачу. Вооружение устанавливалось в двух полубашнях. Пулеметы были установлены на специальных станках с сектором стрельбы в 90-то градусов. В итоге командир направлял башню в сторону противника, а стрелки простреливали сектор в 180 градусов, имея возможность индивидуально выбирать цели. Боевой модуль — башня устанавливался в броневой «стакан» диаметром 2320 мм, который так же был у всех бронемашин одинаковым. Сзади в «стакане» дверь для эвакуации экипажа,
Машины на бронирование по проекту Мгеброва попадали разными путями, чаще всего это была техника построенная по другим проектам, после того как её не принимали военные из-за неудачной конструкции бронекорпуса. Что касается бронеавтомобилей на шасси Рено, которых было выпущено 11 штук и бронемашин на шасси Уйат и Изотта-Фраскини, есть неплохие фотографии, которые достаточно точно позволяют судить об этих броневиках. Остальные три машины Мгеброва: Бенц, Пирс-Эрроу и Руссо-Балт прожили сложную историю и более-менее точно как выглядели эти машины не известно. Точнее не известно, как выглядела каждая из них.
Шасси Benz 39/100 PS и Pierce-Arrow Model 48 120HP были переданы для бронирования купцом Меркульевым. Поддавшись на уговоры подполковника в отставке Чемерзина, Меркульев передал машины и потратил деньги на их бронирование по его проекту. Но приемка быстро показала полную негодность машин и, надо отдать должное купцу, он после первого «кидалова» не отчаялся и, проведя переговоры с Мгебровым, передал машины для бронировки уже Военной школе. Руссо-Балт модель Е (шасси №442) бронировался так же в Военной автошколе для 125-го курского пехотного полка и носил имя «Курянин». Машина была готова к 4-му мая 1915 года, но в Военной автошколе решили перебронировать её по проекту Мгеброва. По какому проекту броневик был построен изначально неизвестно. Куряне было решили, что их хотят обидеть и забрать уже готовую бронемашину для кого-то другого, но офицеров полка успокоили, что после бронирования машина достанется именно им.
В 1914 году в РБВЗ под руководством главного конструктора Эрнста Фалентина начали проектировать автомобиль, который должен был стать наследником модели «С», который не пользовался особым спросом. С началом войны завод стал заниматься только военными заказами и поставлять машины военному ведомству. Новый автомобиль Руссо-Балт Е-15/35 по сравнению с моделью «С» имел большую базу – 3250 мм и чуть более широкую колею. Несмотря на не самый выдающийся двигатель объемом 3684 см³, на удлиненном шасси Модели E выпустили санитарные автомобили, передвижные ремонтные мастерские для бронеавтомобилей, и несколько прожекторных установок. В связи с эвакуацией в Фили было выпущено не более 40 машин этого типа
В отличие от бронеавтомобилей на шасси Рено, проект по бронированию которых готовил Мгебров, остальные шасси имели нормальную компоновку с радиатором впереди, и поэтому применить резко-клиновую форму лобового бронирования, как у Рено, было невозможно, благодаря расположению радиатора за двигателем. Все три машины были бронированы примерно одинаково и близко к стандартному бронированию, например машин Остин. Бронированный капот двигателя был с наклонным бронелистом защиты радиатора с закрывающимся окном для охлаждения двигателя. Отдельным объемом обеспечивалось бронирование отделения управления, сзади за которым устанавливался двухпулеметный «боевой модуль» системы Мгеброва.
От всех трех броневиков сохранилась только одна фотография, которую приписывают броневику на шасси 100-сильного Бенца, который носил в 49-м автопулеметном взводе собственное имя «Серафим». На общеизвестных фотографиях цеха сборки Ижорского завода справа в верхнем углу стоят три броневика. Средний из них с установленной башней, учитывая фотографию «Серафима», это бронеавтомобиль на шасси Бенц. У броневика, который ближе к фотографу меньше углы наклона лобовой брони от вертикали и больше наклон защиты радиатора, а также более простое бронирование крыши водительского отсека. У третьей машины защита капота как у Бенца, но углы бронирования как раз меньше.
Одна из этих двух машин построена на шасси Руссо-Балт, вторая на шасси Пирс-Эрроу. Соображением для определения какая машина имеет шасси какой марки может колесная база, у шасси Пирс-Эрроу она длиннее на 40 см (3607 см) по сравнению с Руссо-Блатом – 3250 мм). Первый бронекорпус выглядит, даже с учетом перспективы заметно длиннее. Но точной информацию о том, какая машина, где, пока не нашел. Может кто из читателей подскажет? Итого предварительный вывод: на переднем плане бронекорпус на шасси скорее всего Пирс-Эрроу, второй на шасси Бенц, третий — Руссо-Балт.
Пулеметные броневики на шасси Бенц и Пирс-Эрроу вместе с пулемётно-пушечным на шасси грузовика Уайт, так же бронирования Мгеброва, были сведены в 29-й автомобильно-пулемётный взвод (АПВ) и отправлены 17 сентября 1915 на турецкий фронт на Кавказ. В конце 1916 года взвод вернули в Петроград на ремонт, после которого Бенц был отправлен в Савелово для переделки в дрезину, где и был каннибализирован, а Пирс-Эрроу вместе со взводом был отправлен уже на Юго-Западный фронт, где и встретил Октябрьскую революцию со всем её последующим бардаком. Броневик на шасси Руссо-Балта все-таки попал в январе 1916 в 125-й Курский полк, где и прослужил пока в 1917 для ремонта не был отправлен в Запасной броневой дивизион в Питер. После этого броневик наверняка использовался на стороне правительственных сил в 1917-1922 годах и его следы последний раз отмечаются в 1922 году на 1-м БТАРЗ (бывшем Руссо-Балт в Филях).
Мгебров-Бенц/Мгебров-Пирс-Эрроу/Мгебров-Руссо-Балт — Броневики Бенц/Пирс-Эрроу/Руссо-Балт модель Е конструкции Мгеброва (условные названия)
Страна: Российская империя
Производитель: Ижорский завод
Количество: 3
Шасси: Benz 39/100 PS, Pierce-Arrow Model 48 120HP, Руссо-Балт модель Е 35 л.с.
Бронирование: 5-7 мм
Вооружение: 2×7,62-мм пулемет Максим
Боевая масса: 3-4 тонн
Экипаж — 4-6 человек