Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 19 Броневики Мгеброва. 1915. Изотта-Фраскини. Наш ответ Роллс-Ройсу

11
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 19 Броневики Мгеброва. 1915. Изотта-Фраскини. Наш ответ Роллс-Ройсу

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 19 Броневики Мгеброва. 1915. Изотта-Фраскини. Наш ответ Роллс-Ройсу

Авторское предисловие: В конце 1914 года в Россию из Англии прибыл бронеавтомобиль на шасси люксового итальянского автомобиля Изотта-Фраскини с двигателем мощностью 120 л.с. С шасси было все в порядке, но вот бронекорпус был сделан из откровенно тонкой брони, да и расположение вооружения не соответствовала требованиям военных. Бронеавтомобиль передали в руки штабс-Капитана Мгеброва и в итоге получился один из самых удачных броневиков Первой мировой войны, жаль, что построить такой можно было только один.

Шасси Isotta Fraschini KM попало в Россию сложным путем через Англию, в которой комиссия Секретева закупала, все что может двигаться. Если в поле зрения полковника Секретева попадалось что-то бронированное, то его покупали сразу. Так в числе автомобилей и броневиков был приобретен у торговца Чарльза Жарротта бронеавтомобиль на шасси Изотта-Фраскини. После первых же испытаний оказалось, что броня слишком тонкая, а расположение оружия неудобное. Практически сразу было принято решение перебронировать машину по собственному проекту, только вот реализация проекта затянулась. Изотта-Фраскини стала одной из 6 марок, которая была забронирована с участием штабс-капитана Мгеброва и с применением его системы вооружения в башнях-рубках. Сначала за переделку бронемашин по проекту Мгеброва бралась сама Автомобильная школа, но быстро стало понятно, что возможности школьной мастерской крайне ограничены и весной 1915 года шасси Изотта-Фраскини было отправлено на Ижорский завод для бронирования. 8 июня 1915 года был заключен договор на бронирование пяти разнообразных шасси, включая Изотта-Фраскини, а в июле и договор о перебронировании 11 Рено. Тем не менее, если первые четыре машины удалось построить еще осенью 1915, то окончание работ по Рено и Изотта-Фраскинии затянулось. Еще в марте 1919 года машины не были готовы, а броневик Изотта Фраскини был готов только 10 мая 1916 года с заводским номером 5641.

Броневик на шасси Изотта-Фраскини получился существенно отличающимся от остальных машин. Длинный капот и круглая броневая рубка делала машину чем-то похожей на британский Роллс-Ройс только лучше вооруженный. Вооружение было размещено в поворачивающейся башне-боевом, боевом модуле конструкции Мгеброва с двумя пулеметными спонсонами и отдельной башенкой для командира броневика. Командир наводил всю башню в сторону противника, а стрелки вели огонь из отдельных пулеметов с сектором обстрела 90 грд. Такое вооружение было стандартным для всех бронемашин, построенных по проекту штабс-капитана.

Бронирование моторного отделения и отделения управления так же было нестандартным. Особенно интересно была реализована система охлаждения двигателя. У моторного отсека не было привычного открывающего переднего бронирования радиатора, воздух к двигателю поступал по воздуховодам на боковинах капота, прикрытых броней. Была ли идея бронирования бронекорпусов непосредственно Мгеброва или за ним числилось только боевое отделение неизвестно. Судя по более ранним машинам, таким как Госкисс-Ижорский и ранним машинам на шасси Руссо-Балт, бронированными на Ижорском заводе, конструктора самого завода могли активно участвовать в проектировании бронекорпуса.

Не позднее лета 1916 года после успешных испытаний бронемашина была отправлена на Юго-Западный фронт. В настоящее время ни номер автопулемётного взвода или дивизиона, в распоряжение которого броневик поступил, ни даже дивизия или корпус, к которой он был прикомандирован неизвестны. Когда броневик уже эксплуатировался в частях Красной армии у него на борту был написан личный ник «Черепъ». Такие названия нехарактерны для «революционных» броневиков, и можно предположить, что это название броневик получил в одной из ударных частей Российской армии, в которых были популярны эмблемы в виде скрещенных черепа и костей и подобные названия.

История броневика во время гражданской войны так же четко не прочитывается. Иногда не сходятся даты, иногда места. В наиболее интересном варианте этой истории Бронеавтомобиль «Черепъ», то есть Мгебров-Изотта-Фраскини, служил уже в 1918 году в 25-й дивизии Красной Армии под командованием Чапаева, принимая участия в боях в районе Саратова. По крайней мере в воспоминаниях бывших чапаевцев броневик под таким именем встречается. В кинохронике посвященной встрече в 1918 году Чапаева и Троцкого некоторые видят это бронеавтомобиль, наверно в моменте, показывающем осмотр Троцким полков дивизии. Вот действительно можно подумать, что крайний справа броневик на заднем фоне действительно похож на «Черепъ».

Стоп-кадр из съемки 1918 года. РГАКФД

Стоп-кадр из съемки 1918 года. РГАКФД

В сводке от 3 февраля 1919 года 5-го бронеотряда РККА броневик с именем Черепъ ремонтировался в Саратове, затем был отправлен на Волжский фронт в район Саратова. Броневик использовался РККА в составе 41-го бронеотряда вплоть до мая 1919 года, когда, если верить исследованиям ведущего историка Первой мировой войны Максима Коломийца, машина была потеряна при отходе частей Красной Армии со станции Шипово в ходе Уфимской операции войск Белой Армии. Видимо броневик был неисправен и его предпочли взорвать, что бы не достался белым. Здесь может быть двойное пересечении дат и мест, так как именно Шипово было крайней точкой, до которой дошла 25-я дивизия Чапаева, но только в 1918 году, когда в её составе с высокой вероятностью воевал броневик «Черепъ».

На фотографии хорошо видно, как развернута вся башня-рубка

На фотографии хорошо видно, как развернута вся башня-рубка

Бронеавтомобиль на шасси Изотта-Фраскини по проекту штабс-капитана Мгеброва был самым удачным среди всех 16 машин, первоначально оснащенных его башнями. Мощный двигатель и крепкое шасси позволили реализовать весь потенциал замысла офицера. Недаром эта машина провоевала без переделок до 1919 года, учитывая, что это может быть была вообще единственной машиной такой типа в России с полностью оригинальным двигателем.

В 1917 году при «реновации» экспозиция Музея Чапаева в Чебоксарах был построен макет бронеавтомобиля Мгебров-Изотта-Фраскини, который принимал участие в гражданской войне на стороне красной армии в районе Саратова. Макет был построен в Санкт-Петербурге в ООО «Бастион», по информации от изготовителя был использовались оригинальные детали начала XX века: колёса и механизмы пулеметов Максима). На фотографиях броневик выглядит очень похоже на оригинальную машину.

макет бронеавтомобиля Мгебров-Изотта-Фраскини

макет бронеавтомобиля Мгебров-Изотта-Фраскини

Мгебров-Изотта-Фраскини/Бронеавтомобиль на шасси Изотта-Фраскини/Изотта-Фраскини

Страна: Россия

Производство: Ижорский завод

Год производства: 1916

Кол-во: 1

Экипаж: 5 чел

Производитель шасси Societa Milanese d’Automobili Isotta Fraschini & Сіа

Шасси: Isotta Fraschini Tipo KM

Бронирование: 4-5 мм

Масса: 5,088 тонны

Вооружение: 2×7,62-мм пулемета Максима

Двигатель: Isotta Fraschini KM, 100/120 л.с. 10618 см³

Где посмотреть: Мгебров-Изотта-Фраскини (Макет) — Чувашия. Чебоксары. Музей Чапаева

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneavtomobili-chast-19-broneviki-mgebrova-1915-izottafraskini-nash-otvet-rollsroisu-5f86b3903940476c66c79a04

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account