Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 12 Броневик Ллойд 25-го взвода штабс-капитана Былинского. 1915
В 1915 году штабс-капитан Былинский за собственный счёт подрядился оснастить бронеавтомобильный взвод. Что для Англии было нормальным, для Российских императорских реалий было странно. Один из двух бронированных Мерседесов Былинский назвал «Опальный». Возможно, офицер именно так и чувствовал себя, делая за свои деньги нужное и полезное дело, но не встречая нигде существенной помощи. После испытаний бронированных Мерседесов Былинскому была нужна третья боевая машина для полного штатного комплектования взвода. После письма князю Орлову из свиты Его Императорского Величества, особенно когда штабс-капитан пообещал назвать новый броневик «Орлец», сердце старого князя дрогнуло и министерство выделило для бронирования грузовик, но снова немецкого происхождения – Ллойд. Выглядело всё так, словно находили на складах самые бесполезные шасси и сплавляли их Былинскому. Но в итоге получился очень интересный броневик.
Грузовики Ллойд фирмы Lloyd Motoren Werke G.m.b.H из Бремена были отнюдь не самыми распространенными в России, и даже больше, совсем не распространенными, так – разовые поставки до Первой мировой войны. История фирмы Ллойд началась в 1857 году, когда бременские купцы Герман Генрих Мейер и Эдуард Крюземан основали судоходную компанию Norddeutscher Lloyd, ставшую к началу ХХ века одной из самых крупных компаний, осуществлявших трансатлантические морские рейсы. В 1902 г. генеральный директор компании Генрих Виганд открывает машиностроительный завод Norddeutsche Maschinen- und Armaturenfabrik, который в 1906 превращается в автомобилестроительный Norddeutsche Automobil- und Motoren AG (NAMAG) с торговой маркой Lloyd. В частности, на заводе выпускались грузовики конструкции будущего разработчика германских танков Йозефа Фольмера. В 1911 один грузовик Lloyd, который тогда был записан в протоколы как 2-х тонный, участвовал в Первом испытательном пробеге, организованном Военным министерством Российской империи.
Немецкие фирмы занимали в начале 20-го века 82% от российского рынка автомобилей, не удивительно, что большинство марок на Первом испытательном пробеге были именно немецкие. Весь список участников выглядел так: Arbenz, Commer Car, Gaggenau, Saurer, Opel, Lorraine-Dietrich, Berliet, Daimler, Laurin & Klement, Lloyd, FIAT, Adler, Halley, MULAG. Первый испытательный пробег грузовых и санитарных автомобилей Военного министерства проходил 4-28 июля 1911 года по маршруту Петербург-Москва-Петербург, с отдельными выездами на «природу» до Коломны в Москве и до Сестрорецка в Санкт-Петербурге. Пробег проводился Учебной автомобильной ротой, которой командовал тогда еще подполковник П. И. Секретев, ставший в будущем «отцом» российских броневых сил. Старт пробега состоялся на Марсовом поле, а после финиша Высочайший смотр прошел на Дворцовой набережной с участием императора и генералитета.
Машины были загружены балластом – тюками с прессованным сеном и кирпичами. Первой и последней ехали две санитарные машины австрийский «Лаурин-Клемент» (Laurin-Klement) во главе колонны, а французский «Лоррен-Дитрих» замыкающей машиной. Грузовики были разделены на категории, обозначенные литерами: «А» 1,5-тонные, «Б» 2-тонные, «В» 3-тонные и «Г» санитарные. Номера и категории были крупными буквами написаны на бортах. Так Ллойд имел номер Б-8 – 8-й автомобиль 2-х тонной категории. В ходе испытаний Ллойд не показал себя никак, он не был лучшим, но и ни разу не отметился в числе поломанных или аварийных машин. После пробега машина осталась в распоряжении Автомобильной автошколы. Можно себе представить в каком состоянии грузовик был, когда именно его передали Былинскому для строительства на его шасси третьего для своего взвода броневика. По ходу времени машина немного «усохла», из 2-х тонной она стала 1,5-тонной. Такая метаморфоза происходила в русских реалиях со многими грузовиками, что навевает грусть на автомобильных историков, так как бывает сложно определить соответствие реальных машин и их марки в документах. И надо признать, что оценка российских военных более честная, чем маркетинговая заводов-производителей.
24-сильный Ллойд, уже порядком изношенный, был бронирован на Обуховском заводе по новому проекту. Уже имя два пушечных броневика третий бронеавтомобиль Былинский сделал чисто пулеметным. Возможно на конструкцию машины повлияло мнение Мгеброва, который примерно в это же время на Ижорском заводе строил двухбашенные машины. Бронирование моторного отсека была очень схоже на Мерседесы, а вот боевое отделение было спроектировано по-новому. Машина стала двухбашенной, в которой башни были расположены на разных ярусах, Одна башня была расположена на высокой крыше машины и имела дополнительно командирскую башенку. Вторая башня, задняя, была размещена уступом ниже, на заниженной задней части бронекорпуса. Возможно располагая вторую башню ниже конструктор попытался решить сразу две задачи – устранить влияние двух рядом расположенных башен друг на друга, при которых возникали непростреливаемые одной из башен сектора и снизить нагрузку на шасси вообще, и на задний мост в особенности.
На фронт 25-й автопулеметный взвод попал в начале сентября, где активно участвовал в боевой работе. С 15 сентябре броневики воевали в 5-я армии Северного Фронта под Двинском (сейчас Даугаупилс), которой командовал Генерал от кавалерии Павел Плеве. В апреле 1915 Плеве был срочно направлен спасать положение в Прибалтике, где немцы начали мощное наступление. В условиях нехватки оружия и опыта у пополнений, генерал Плеве отказался от наступательного плана действий и ограничился активной обороной. Отступая с рубежа на рубеж, русские войска непрерывно контратаковали. Ключевым центром обороны на северном фланге фронта стал город Двинск. «Пока я в городе, ни шагу назад», – таково было распоряжение Павла Плеве. Создав глубокоэшелонированную оборону, части 5-й армии смогли удержать город, отбили все атаки противника с большими для него потерями. Двинский фронт в созданной Плеве конфигурации продержался ещё два с половиной года – до начала 1918-го. В ходе активной обороны 27 октября 1915 года у броневика Ллойд артиллерийским огнем было повреждено заднее правое колесо, и машина отстаивалась в гараже до февраля 1916 года, когда вся материальная часть взвода был отправлен на ремонт в тыл. По поводу «Орлеца» было отмечено, что шасси находится в таком состоянии, что его нет смысла даже ставить на железнодорожный ход. Но тем не менее, когда в 1918 году Красная Армия озаботилась созданием собственных броневых сил, Ллойд был отремонтирован и перевооружен.
Бронеавтомобиль штабс-капитана Былинского/Бронеавтомобиль Ллойд (условные названия)
Страна: Российская империя
Год производства: 1915
Производитель: Обуховский завод
Кол-во произведенных: 1
Шасси: Lloyd 2tn
Экипаж: 4
Бронирование: 4,5-6 мм
Боевая масса: 2,5-3 тн
Вооружение: 2×7,62-мм пулемет Максим,
Двигатель: 24 л.с.