Русская императорская армия — как создавался единый 16-тн бронеход обр. 1918 года
Как дополнение к материалу коллеги Ансара и моего предыдущего поста.
Бахрушев появился через четверть часа и выглядел очень озабоченным. Рассеянно поздоровавшись с Виктором, он пригласил его в чертежный зал.
— Так, — вымолвил он, вертя в руках поручительство, — очень хорошо… Вот что, Виктор, как по батюшке…
— Сергеевич.
— Вот что, Виктор Сергеевич, в качестве приемного испытания вы должны спроектировать и рассчитать звено гусеничной цепи катерпиллера. На образцы и примеры не рассчитывайте. Все на вашу инженерную сметку.
Он порылся во внутренних карманах и выложил перед Виктором затертую бумажку.
— Тут исходные данные. Метрическую систему знаете?
— Конечно! — обрадовано выдохнул Виктор. — А таблицы Брадиса или что‑то вроде того, есть? Ну, чтобы считать проще?
— Что‑то вроде того, — буркнул Бахрушев. Порывшись в тумбе своего стола, он протянул логарифмическую линейку — не пластмассовую, как была у Виктора в студенческие годы, и даже не деревянную с целлулоидными пластинками, как у родителей, а из нержавейки, как штангенциркуль, с гравированными шкалами и движком из желтоватого целлулоида.
— Ух ты! — вырвалось у Виктора. — Вечная!
— Умеете хоть?
— Естественно!
— Ну, тогда вот свободное место в третьем ряду, бумагу и инструменты берите.
— Один вопрос можно? Понимаете, я раньше работал с системой конструкторской документации, которая, ну, несколько отличается от принятой здесь. Не найдется книги или справочника по оформлению чертежей? Ну, чтобы на память не полагаться?
— Самоучка, значит… — Бахрушев потеребил бородку, — ладно, сделаете карандашный эскиз от руки, как умеете, только понятно.
— Не расстраивайтесь, — шепнул ему Семин, как только босс вышел на крыльцо покурить. С Семиным они оказались соседями.
— Отчего расстраиваться?
— Задание‑то на засыпку. Чтоб не справились. Но вы не отчаивайтесь. Возможно, он увидит ваше упорство и примет.
— А почему вы думаете, что не справлюсь?
— Надеетесь осилить? — на лице Семина отразилось искреннее удивление.
— Надо сначала попробовать.
Семин, ничего не ответив, пожал плечами и вернулся за свою доску.
"Так как же звали того олуха, которому я делал за бабки курсовик по гусеничному движителю? Неважно, как его звали, важно, что было в спецчасти. А в спецчасти был как раз трак гусеницы. Да здравствуют олухи. И помним: никаких инноваций. Проще, проще, самое тупое и примитивное…"
Легкий ветерок доносил из раскрытых окон запах угля и железной окалины, и этот запах казался Виктору каким‑то домашним, словно на практике после первого курса; он так увлекся работой, что не заметил, как воротившийся Бахрушев, подойдя, заглядывает в его чертеж через плечо.
— Кхм! Как идет задание? — наконец услышал он за спиной несколько нетерпеливый и, как показалось, раздраженный голос.
— Да пока никаких вопросов. Закачиваю.
— Заканчиваете! Кхм! И, позвольте вас, спросить, на какой же пробег своей конструкции вы рассчитываете до износа цепи?
— Ну, не слишком большой конечно. Тысячи полторы, две… — Виктор повернул голову, увидел на лице Бахрушева странную смесь изумления и возмущения и торопливо закончил фразу — … километров. Ну, может, две с половиной тысячи. Это зависит от режимов нагружения…
Бахрушев тяжело дышал: казалось он хочет что‑то сказать, но слов не находит.
— И… и… позвольте! — наконец выдавил из себя он. — Позвольте, а из чего вот это… какой материал вы… вот для этой, так сказать, детали?
— Это, как ее… Сталь Гадфильда, конечно. Ну не делать же с составными звеньями — это же какая гусеница по весу выйдет, а у вас по ТЗ явно не промышленный бульдозер. Звено литое.
Про сталь Виктор знал две главные вещи: она подходит, и раз ее по — старому обозвали в честь какого‑то Гадфильда, стало быть, точно дореволюционная.
— Палец с цементацией и закалкой будет…
— Палец! — хмыкнул Бахрушев и погрузился в раздумья. — Говорите, сталь Гадфильда?
— Да. Высокомарганцевая аустенитная. Сильно наклепывается при ударных нагрузках. Состав…
— Кхм… Действительно, сталь Гадфильда известна своей исключительной стойкостью к истиранию, благодаря чему и нашла применение для изготовления сейфовых замков. Недавно для британской и американской армии из нее заказали каски. Но вы предлагаете делать из нее гусеничные цепи! Сколько же этой стали России придется закупать?
"Пролетел… Импортная она тут… Ладно, обратной дороги нет."
— Почему закупать? Надо осваивать выплавку у нас. Может, даже на нашем заводе, это же окупится. Ресурс резко возрастает, опять же возможность выпускать гусеничную технику со скоростями тридцать — сорок километров в час. Ну, если двигатель соответствующий будет.
— Тридцать — сорок? Это вы, простите, серьезно?
— Потери мощности, конечно, растут. С шарнирами на игольчатых подшипниках, конечно, меньше будет, но я, честно, не знаю, как с поставщиками, во сколько это обойдется, и на чем это на заводе делать. А с шарнирами скольжения — реальный вариант, жестких допусков на обработку не надо. И в России есть огромный потенциальный рынок сбыта для железных дорог, это рельсовые крестовины и стрелки. На этом можно делать большие деньги.
— И что, это где‑то уже используют? Чем можно подтвердить?
— Так это… Оно же из характеристик стали следует. Пожалуйста, можно на стенде испытания провести.
— То — бишь, вы до этого своим умом дошли? Кому‑нибудь еще вы это предлагали?
— Да только что пришло в голову, когда рассчитывал. "А не применить ли сталь Гадфильда?" Догадка такая случайная.
— Случайная, говорите?
— Ну да. Подумал, что завод железоделательный, прикинул, что еще можно из этого…
P.S.
Цитата приведена в качестве примера, вся книга Олега Васильевича Измерова здесь.
Предупреждаю сразу — сюжетная линия о танках не основная.