Russian BWB. Самолеты Н.С. Воеводского
Ныне тема BWB (Blended wing body, самолет интегральной схемы) пользуется популярностью, пусть и ограниченной. Особенно ограниченной, когда дело касается реализации красивых рендеров в настоящем летающем "железе". Однако речь не про это… Есть такой не слишком известный факт, что возникновение BWB имеет самое непосредственное отношение к России. А именно – автором концепции является русский аристократ и человек насыщенной биографии Николай Степанович Воеводский (1888–1975). В 1913 Воеводский начинает увлекаться авиацией, участвует как военный летчик в Первой Мировой. Будучи технически подкованным человеком, он начинает изобретать и внедрять различные усовершенствования – бомбодержатель своей конструкции, прицел, обогреватель авиамотора и т.д. В годы ПМВ Воеводский и летает сам, и командует своим подразделением – 5-ым армейским авиаотрядом, позже – гвардейским авиационным дивизионом, и исполняет инженерно-чиновничьи функции – так, зимой 15/16 он облетывает и принимает новые самолеты. Именно в это время он заявляет о своей разработке самолета новой аэродинамической схемы. С началом сезона Воеводский возвращается на фронт, но в октябре 16-го его отзывают и посылают в Великобританию – под началом военного агента русского посольства в Великобритании генерала Ермолова он должен был принимать участие в заграничной закупочной миссии по испытанию и приобретению иностранной авиационной техники. После подписания Брестского мира Николай Степанович вступает в британскую армию и становится майором авиации. Следующие годы, до середины 20-х, Воеводский посвящает участию в создании самолета, базирующегося на его идеях.
Ряд появившихся в годы войны немецких самолетов со свободнонесущим крылом вызвали обеспокоенность англичан – у них подобных технологий не было. Конструкции Воеводского позволяли дать британский ответ немцам. Что же предлагал Воеводский? Патент US1391355 дает на этот вопрос ответ – предлагал Воеводский свободнонесущий моноплан, фюзеляж и крыло которого были интегрированы, а подъемную силу создавал и первый и, естественно, последний. Самолет при этом был с нормальным хвостовым оперением. А шасси было убираемым. Возможно у Воеводского были технически проработанные проекты уже в России, которыми заинтересовались британцы. В [1] рассказывается о том, что представитель Airco мистер William Wilkins, посланный в Россию для оценки возможности производства de Havilland D.H.4 и D.H.6, чуть ли не сам привез "Russian emigrant named Voevodskii" на берега Альбиона. Понятно, что на самом деле на момент прибытия русский конструктор никуда не мигрировал и был сам по себе. Но можно предположить, что у него были контакты с англичанами еще в России и уже тогда были какие-то планы и договоренности с ними. Кстати, помимо написания Voevodskii встречается еще и M.Woyevodsky, особенно в документах конца 10-х – начала 20-х и базирующихся на них статьях.
Наработки Николая Степановича были переданы для изучения в Aeronautical Research Committee (приблизительный аналог NACA/NASA или ЦАГИ), где продували модели самолетов Воеводского и выпускали по ним отчеты. Сейчас в сети можно найти в сети два из них: за январь 19-го по машине Woyevodsky Type IV и за декабрь того же года для Woyevodsky Type VII. Первый – двухместный однодвигательный разведчик, второй – двухмоторный пассажирский, на 20–24 человек. Якобы по результатам исследований были сделаны выводы о склонности самолета Воеводского к штопору, о большом сопротивлении и об отсутствии преимуществ перед последними моделями бипланов. Однако в конце концов Министерство Авиации выпустило Спецификацию 6/21 на создание самолета с "Voevodskii-type wing". Эту спецификацию выдали фирмам Parnall и Westland. Проект первой повторял Woyevodsky Type VII, на Вестланде же разработали свою конструкцию. Заказ получил Westland. Так появился первый построенный и летающий BWB-самолет Westland Dreadnought, который совершил свой первый и единственный полет 9 мая 1924 года.
1. Рисунок из патента.
2. Рисунок из патента. Поплавковый вариант.
3. Woyevodsky Type IV
4. Woyevodsky Type VII
5. Проект фирмы Parnall
6. Чертеж Westland Dreadnought
Источники:
- 1. Derek N. James. Westland Aircraft since 1915 (Putnam)
- 2. Kenneth E. Wixey. Parnall Aircraft since 1914 (Putnam).
- 3. Михеев В. Р. Авиаконструктор Николай Степанович Воеводский
- 4. US1391355
- 5. Report and Memoranda No.571. January, 1919
- 6. Report and Memoranda No.649. December, 1919
- 7. Воеводский, Николай Степанович
- 8. Junkers Patentschrift Nr. 253788
- и т.д.
источник: http://p-d-m.livejournal.com/520002.html