Ревизия истории, особенно отечественной, дело весьма неприятное, но необходимое.
Историческая концепция современной отечественной истории строится на объединении Москвой земель Киевской Руси. Концепция эта появилась в середине восемнадцатого века в эпоху правления Екатерины Великой. Она лежит на истории России, написанной Н.М. Карамзиным. Объяснить это можно с одной стороны оправданием присоединения к Российской империи украинских земель, с другой стороны возможно, наличием при дворе украинцев, фаворитов императрицы. Сюда же можно добавить и норманнскую теорию, что государственность пришла на Русь из Европы, вместе с легендарным князем Рюриком. Европеизация России, начатая еще до Петра Великого (при нем произошел резкий толчок этого процесса), при Екатерине Великой получила свою идеологию.
Попробуем разобрать этот вопрос, поскольку он важен для построения исторической концепции государства, без которой не возможно будет построить концепцию государственности России.
Приведу текст наших летописей, посвященный началу российской государственности. Данный текст привожу для дотошных читателей, не привыкших брать все на веру. Остальные могут его пропустить, поскольку читается он достаточно трудно (дается в старой орфографии).
«В лето [ 862 ] изгнаша Варяги за море и не даша им дани и почаша сами в собе володети и не бъ в них правды. и въста родъ на родъ быша в ни усобице и воевати почаша сами на ся реша сами в себе поищем собе князя. иже бы володелъ нами и судилъ по праву Идаша за море къ Варягомъ к Руси сице бос я звахуть и варязи суть. яко се друзии зъвутся Свое друзии же Оурмане Анъгляне друзии Гъте Тако и си реша Русь Чудь и Словени и Кривичи. Вся земля наша велика и обилна а наряда в ней неть Да поидите княжить и володети нами. и изъбрашася братыя с роды своими пояша по собе всю Русь и придоша стареишии Рюрикъ седее Новгороде а другии Синеусъ на Белеозере а трети Изборьсте Труворъ и о тех Варягъ прозвася Руская земля Новугородьци ти суть людье Нооугородьци о рода Варяжска преже бо беша Словени по дву же лету Синеоусъ оумре а брат его Трувор и прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады овому Пололескъ овому Ростовъ другому Белоозеро и по темъ городомъ суть находнци Варязи а перьвии насельници в Новегогоде Словене въ Полотьски Кривичи в Ростове Меря в Белеозере Весь в Муроме Мурома и теми всеми обладаше Рюрикъ и бяста оу него в мужа не племени его ни боярина и та испросится ко Црюгороду с ръ одом своимъ поидоста по Днепру и идучи мимо и оузреста на горе градо и оупращаста и реста чии се градок они же реша была суть г братыя Кии Щекъ Хоривъ иже сделаша городоко-сь и изгобоша и мы седимъ платяче дань родомъ и Козаромъ Аскольдо же и Диръ остаста в граде семь и многи Варяги скуписта и начаста владе Польскою землею Рюрику же княжеста в Новегороде».
Итак, попробуем проанализировать текст.
Во-первых, русская земля никак не отождествляется с Киевом, это северо-восток, территориально близкий к землям Великого Новгорода и будущему Владимирскому княжеству.
Во-вторых, территория так быстро могла уйти под власть Рюрика, причем без какого-то упоминания борьбы, только в одном случае, если именно эти территории и пригласили Рюрика на княжение, то есть мы имеем дело с уже оформленной государственностью. Иначе эти области так просто и быстро не подчинились бы Рюрику. Да и Рюрик вряд ли откликнулся на приглашение княжить, если бы оно не исходило от вполне легитимной власти. Рюрик пришел на Русь не как завоеватель, а как выбранный правитель.
Теперь о системе призвания на престол со стороны. Как ли это необычно, что бы можно было говорить об отсутствии государственности в русских землях. Призвание на княжение это даже не русская, а мировая традиция. Никто же не утверждает об отсутствии государственности у Новгорода, приглашавшего на княжение Александра Невского (а это уже тринадцатый век). Польша приглашала королей до конца восемнадцатого века. Приглашали на трон и династии Бурбонов и Орлеанских. И никто в этом не ставил под сомнение наличие устойчивой государственности.
Попробуем определить причину призвания Рюрика. Русская земля формировала государственность в условиях борьбы с варягами за независимость и усобице между различными племенами, формировавшими эту государственность.
Было два пути развития. Первый – подчинение более слабых племен более сильному. Этим путем развивалась Франкская империя. По этому пути пойдет позже и Русь и Московское княжество.
Второй путь – федерализация, союз племен. Но тут сразу возникает вопрос, а кто должен возглавить этот союз. Любое племя, возглавившее этот союз, быстро наберет силу и подчинит себе всех остальных. Но это угроза новой усобицы. Выход – пригласить князя со стороны. Ему не выгодно будет усиление какого-нибудь отдельного племя, а выгодно соблюдать равновесие внутриполитических сил. И племенам это выгодно, это позволяет избегать усобицы и иметь необходимую защиту верховной власти. Такой же механизм использовали Новгород и Польша. Только там вместо племен были сословные группы.
Почему же идут споры вокруг этой темы у норманистов и славянистов. Да очень просто. Надо вспомнить, когда и как возникла официальная история России. Это эпоха Екатерины Великой и Александра I. И к этому необходимо прибавить стремление образованного общества после Петра Великого превозносить Европу и выставлять Россию каким-то отсталым государством. Но при этом были русские национал-патриоты (они есть и сейчас), которые были готовы доказывать, что русское государство настолько старо, что старше Адама и Евы и летало в космос.
Бессмысленно спорить о том, существовало ли на территории Руси государство до Рюрика. Возможно да, возможно нет. Пока у нас нет ни каких доказательств подтверждающих или опровергающих эти версии. Так что лучше вложить все силы на поиски реальных доказательств.
Тогда же, в середине XVIII века, и возникло название Киевская Русь, как противовес Новгороду и Московскому государству. Хотя правильнее называть Русью или Русью Рюриковичей.
А где же Киев и его историческая роль. Обратимся опять к летописям.
«В ле [882] Поиде Олегъ поимъ воя многи Варяги Чудь Словени Мерю и все Кривичи и приде къ Смоленьску съ Кривичи и прия градъ и посади мужь всо оттуда поиде внизъ и взя Любець и посади муж свои и придоста къ горамъ хъ Киевскимъ и оувидъ Олег яко Осколдъ и Дир княжита и похорони вон в лодья а другия назади остави а самъ приде иося Игора детьск и приплу подъ Оугорьское похоронивъ вои своя и присла ко Аскольду же и Дирови гла якогость есмь и идем в Греки о Ольга и о Игора княжича да придета к намъ к родомъ своимъ Аскольдъ же и Диръ придоста и выскакав же вся прочии изъ лодья и рече Олег Асколду и Дирови вы неста кназа ни рода кназа но аз есмь роду кназа и вынесоша Игора и се есть снъ Рюриковъ и оубиша Асколд и Дира и несоша на гору и погребша и на горе еже СА ныне зоветь Оугорьское кде ныне Ольминъ дворъ на тои могиле поставилъ црквь свтго Николу а Дироав могила за стою Ориною и седее Олегъ княжа въ Киеве и ре Олегъ се буди мти градом русскими и беша оу него Варази и Словени и прочи прозвашаса Русью се же Олегъ нача городы ставити и оустави дани Словенам Кривичемъ и Мери и устави Варагомъ дань даяти о Новагорода гривен на ле мира еже до смти Ярославле даяше Варагомъ»
Что можно извлечь из этого текста.
Во-первых, Олег присоединил Киев, убив Аскольда и Дира, правивших там, в 882 году. То есть через двадцать лет после призвания Рюрика на русские земли. И именно присоединил, а не объединил «русские земли», как этого хотелось бы некоторым «патриотам» России. Это было завоевание города с убийством его правителей. Ни о каком воссоединении русских земель не может быть и речи, поскольку не было русской нации, а были различные славянские племена, не считавшие себя одним народом.
Во-вторых, автор летописи называет земли Русью без всякого дополнения типа «Киевская». Но по тексту видно, что автор писал летопись после принятия христианства в 990 году князем Владимиром. То есть даже тогда была просто Русь, а не «Киевская Русь». И «ломать копья» здесь бессмысленно.
В-третьих, перенос столицы в Киев был оправдан геополитически. Русь расширялась на юг, и управлять ею из Новгорода было уже проблематично. Тем более что основные политические проблемы были у Руси именно с Византией. А поскольку основные вооруженные силы в те времена правители держали в столице, то и столица должна была в то время располагаться на пересечение главных стратегических путей.
Одним словом, Рюриковичи проводили политику построения феодальной империи, подобной империи Карла Великого и по величине лишь немного уступающей ей. А поэтому и распад Руси на части был естественным историческим процессом, ни чем не отличавшимся от распада Франкской империи. Основной причиной замедления этого распада, была угроза нападений кочевых племен (хазар, а затем и половцев), поскольку постоянные угрозы крупных набегов заставляли власти «цементировать» государство.
Автор: Николай Ланин