Рождение мечты. Реплика скоростного спортивного самолета Zlin XIII. Чехословакия

1

 

В настоящее время в Чехии, наконец, были выполнены успешные проекты восстановления исторических самолетов. В последние годы большой объем работ в этой области был проделан Исторической эскадрильей Чехословацкой республики (Historická letka Republiky československé). После успешной постройки точной копии самолета Avia B.H.5 с оригинальным двигателем Walter NZ-60 и выполнения в этом году группового полета исторических самолетов B.H.1 и B.H.5 из Праги в Брюссель созидательная деятельность группы реставраторов была сосредоточена на новом проекте – постройке реплики элегантного скоростного самолета Zlín XIII.

Этот скоростной самолет был построен в конце 1930-х годов авиастроительной компанией Zlín a. s., которая была частью концерна Baťa. Из-за высоких характеристик и форм, напоминавших истребители тех лет, «тринадцатый» в 1930-е годы называли «истребителем Baťa».

Самолет Zlin XIII создавался в расположенной в Отроковице (Otrokovice) авиастроительной компании Zlín не только для участия в авиационных гонках, но и в качестве скоростного административного самолета, призванного обслуживать руководство концерна Baťa. Конструктором самолета был Ярослав Лонек (Jaroslav Lonek), который в 1935 году уже создал Zlin XII.

Конструкция создававшегося самолета была полностью подчинена задаче получения высоких значений летных характеристик. Самолет имел цельнодеревянный силовой набор и фанерную обшивку. Во время разработки конструкторы стремились придать машине плавные очертания и снизить аэродинамическое сопротивление. Узкий корпус и небольшое крыло с неубирающимися основными стойками шасси с каплеобразными обтекателями колес придавали самолету Zlin XIII очень изящные формы. Самолет оснащался двигателем Walter Major 4, развивавшим 120/130 л.с. (88/96 кВт) и вращавшим металлический винт изменяемого шага производства французской компании Ratier. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик крыло было оснащено закрылками.

Рождение мечты. Реплика скоростного спортивного самолета Zlin XIII. Чехословакия

Первоначально Zlin XIII разрабатывался в качестве двухместного самолета. Первый полет состоялся в 1937 году под управлением заводского пилота Шваба (Šváb). Позднее самолет был переделан в одноместный вариант с небольшим грузовым отсеком над крылом в месте нахождения центра тяжести. В 1938 году в данном виде прототип Zlin XIII под управлением майора Яна Амбруша (mjr. Ján Ambruš) во Франции должен был принять участие в авиационных гонках «Восточная цепь» (Circuit l'Est). Однако чехословацкая команда опоздала к началу гонок и поэтому Zlin XIII в соревнованиях не участвовал.

Тем не менее, Zlin XIII обратил на себя международное внимание. Однако в силу различных причин до начала оккупации в серийное производство самолет запустить не удалось. В руки немцев попал только прототип, к которому, впрочем, оккупанты не проявили никакого интереса. Согласно некоторым источникам произошло это потому, что на самолет была быстро нанесена свастика, после чего машину быстро спрятали на территории завода как

«поврежденный немецкий самолет».

Говорят, что в начале оккупации машина была подготовлена к перелету в Югославию. Пилотировать машину должен был Алоис Шишка (Alois Šiška), позднее прославившийся в составе 311-й бомбардировочной эскадрильи Королевских ВВС. Однако угон не состоялся из-за ареста нескольких людей, вовлеченных в это предприятие. Как ни парадоксально, но эта неудача сослужила скоростному самолету хорошую службу. В Отроковице самолет дожил до конца войны без каких-либо повреждений.

К сожалению, в послевоенный период в машинах данного типа в Чехословакии заинтересованности не было. Поэтому подготовку к серийному производству Zlin XIII проводить не стали и в 1948 году единственный прототип в некомплектном состоянии был передан коллекции расположенного в Праге Национального технического музея. Через некоторое время сотрудниками музея самолет был отремонтирован и выставлен в зале, посвященном транспорту.

Рождение мечты. Реплика скоростного спортивного самолета Zlin XIII. ЧехословакияРождение мечты. Реплика скоростного спортивного самолета Zlin XIII. Чехословакия

Среди прочих причин, по которым Историческая эскадрилья решила построить реплику самолета Zlin XIII, была сохранность значительной части чертежей и технической документации прототипа. Кроме того, самолет изготавливался из дерева и имел фанерную обшивку. Это позволило команде под руководством Марселя Сеземского (Marcel Sezemský) изготовить большую часть планера реплики. С самого начала команда ставила себе цель построить реплику, которая в максимальной степени совпадала бы с чертежами довоенного самолета.

Работы над репликой Zlin XIII начались весной 2007 года в момент окончания летных испытаний Avia B.H.5. Первый этап работ предусматривал сбор технической документации и чертежей. В этом Исторической эскадрильи помогла компания Moravan Aviation, s. r. o., передавшая реставраторам чертежи из собственных архивов. Большую помощь также оказал Национальный технический музей. При этом музей заключил договор о сотрудничестве, согласно которому позволялось не только использование технической документации из архивов музея, но и обеспечивался доступ к сохранившемуся прототипу Zlin XIII. Проверка статических расчетов самолета в соответствии с ныне действующими требованиями была проведена расположенной в Литомишле (Litomyšl) компанией Vanessa Air братьев Кабрт (Kábrt). Это вытекало из предыдущего сотрудничества в постройке B.H.5. Руководила постройкой компания BMZ Air Service, s. r. o., которая в проекте выполняла также и сварочные работы.

В конце 2007 года Исторической эскадрилье удалось получить место в расположенном в Высочанах (Vysočany) здании, принадлежащем ČKD Praha DIZ, a. s.. Также как и при постройке реплики B.H.5 с двигателем Walter Историческая эскадрилья продолжала традиции довоенного чехословацкого авиастроения. Этому способствовал также тот факт, что новый цех находился в непосредственной близости от довоенных объектов компании Aero.

После необходимой подготовки цеха в марте 2008 года начались первые работы над самолетом Zlin XIII. На сегодняшний день на реплику было затрачено более 1500 часов. Помимо Марселя Сеземского в постройке принимали участие другие члены Исторической эскадрильи, а также студенты факультета машиностроения, которые таким образом могли выполнить академическое требование в 100 часов практики в авиастроении. В настоящее время (т.е. к декабрю 2008 года) удалось закончить базовый каркас фюзеляжа и вертикального оперения. Кроме того, готовы также некоторые более мелкие узлы, приборы и несколько нервюр крыла. По плану изготовление крыла должно состояться в следующем году.

Рождение мечты. Реплика скоростного спортивного самолета Zlin XIII. ЧехословакияРождение мечты. Реплика скоростного спортивного самолета Zlin XIII. Чехословакия

Большим успехом стало получение 140-сильного (103 кВт) двигателя M332AK. Этот двигатель был изготовлен в 1956 году (т.е. мотор на 19 моложе оригинального Zlin XIII и в настоящее время по праву может называться историческим) и первоначально устанавливался на самолет Ae-145. Установка этого двигателя позволит не только сохранить первоначальную форму капота, но и добиться тех же значений летных характеристик, что были развиты оригинальным прототипом в 1937 году.

Изготовление реплик исторических самолетов это всегда длительный процесс. Благодаря достаточно высокой интенсивности работ завершение реплики Zlin XIII ожидается, по крайней мере, через три года. Уже сегодня можно констатировать, что этот самолет, безусловно, станет жемчужиной среди чешских исторических самолетов.

источник: JAN MÁČE «Zrození Baťova snu» L+K prosinec 2008

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account