Российское судостроение страдает от ряда серьезных проблем, нараставших как снежный ком в годы вынужденного простоя
Данная статья находится в ноябрьском номере журнала «Национальная Оборона»
Автор — Александр МОЗГОВОЙ
Норман Полмар, физик по образованию, – старейшина американской маринистики и признанный ее классик. Его перу принадлежат более сорока книг, в том числе созданные в соавторстве, а также сотни статей по военно-морской истории, корабельному составу ВМС США и других стран, авиации, стратегии и разведке.
В числе этих работ многократно переиздававшийся фундаментальный «Путеводитель по кораблям и летательным аппаратам ВМС США» (выход очередного тома ожидается в январе следующего года), выдержавший пять изданий «Путеводитель по ВМФ СССР», книги «Подводные лодки российского и советского флота, 1718-1990» (в соавторстве с Джуррином Нутом), «Подводные лодки «холодной войны»: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок» (в соавторстве с Кеннетом Дж. Муром). Последняя написана при участии специалистов ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит». Ряд работ Полмара известен и в нашей стране. Еще в 1965 г. на русском языке вышла в свет, правда в значительно сокращенном варианте, его книга «Атомные подводные лодки», ставшая своего рода «евангелием» для всех, кто интересовался современным подводным кораблестроением. Потом были изданы «Гибель «Трешера», «Энциклопедия шпионажа», двухтомная монография «Авианосцы». Переводились и некоторые статьи. Кроме литературной Норман Полмар активно занимается исследовательской и консалтинговой деятельностью. Он – консультант министерств обороны и ВМС США, Конгресса Соединенных Штатов. Много лет он был советником двух начальников военно-морских операций ВМС США и директора Национальной лаборатории в Лос-Аламосе.
Истребители МиГ-31 возьмут небо Арктики под контроль.
Другими словами, Норман Полмар – человек, знающий тему. И с его оценкой положения дел в российском подводном кораблестроении трудно не согласиться. В этой связи хотим обратить внимание на заглавие статьи Полмара. В оригинале оно звучит так: The Russian Navy – Beneath the Waves. Мы перевели его дословно, хотя, наверное, точнее было бы – «Российский флот – под водой». Но можно перевести и как «Российский флот – ниже плинтуса». И если бы не последний абзац в публикации американского автора, мы бы выбрали последний вариант.
Мы разделяем оптимизм Нормана Полмара и тоже хотим верить в то, что «Россия со временем будет располагать значительным и надежным подводным флотом». Но для этого нужно преодолеть многочисленные подводные камни на пути развития отечественного кораблестроения. Американский эксперт перечислил некоторые из них. Это – «отсутствие реалистичной методики ценообразования на военную продукцию», «высокие налоговые ставки в судостроительной отрасли» и «отсутствие в Министерстве обороны опытных специалистов по оборонным технологиям», то есть людей, способных грамотно формулировать тактико-технические задания и контролировать их исполнение. Журнал «Национальная оборона» не раз обращался к этим «узким местам». Кое-что уже поменялось. Так налоги, кажется, становятся вменяемыми. Но вот с ценообразованием по-прежнему чехарда. Точнее продолжается непонимание между Министерством обороны и промышленностью. Дело доходит до абсурда. Практически сумму каждого контракта военное ведомство требует уменьшить на 30%. Аргумент один – «дорого». Но дешевой современной военной техники, кроме автомата Калашникова, не бывает. Между тем, этот абсурд самым негативным образом сказывается на темпах кораблестроения, а, следовательно, и всей морской составляющей обороноспособности страны. Достаточно напомнить об атомной стратегической подводной лодке «Екатеринбург», на которой в декабре прошлого года во время докового ремонта случился пожар. В июне этого года она пришла на ремонт на северодвинскую «Звездочку», но ее восстановление так и не началось, поскольку снова возникли 30%. А это означает, что ранее планировавшееся возвращение в 2014 г. РПЛСН в состав ВМФ вряд ли состоится. Не очень внятными со стороны Министерства обороны являются объяснения отсрочки ввода в строй РПЛСН «Юрий Долгорукий».
Продолжают «бодаться» военное ведомство и кораблестроители и по другим вопросам. Все это ведет к задержке реализации Государственной программы вооружений по линии ВМФ. Сегодня очевидно, что кораблестроительная программа 2011-2020 гг. вряд ли будет выполнена. Затянувшийся двухлетний «старт» не позволит набрать нужный темп в оставшиеся шесть лет.
РПЛСН «Екатеринбург» пришла на ремонт в ЦС «Звездочка» еще в июне, но до сих пор контракт на выполнение работ не подписан.
К этому стоит добавить, что само российское судостроение страдает от ряда серьезных проблем, нараставших как снежный ком в годы вынужденного простоя. Это и дефицит квалифицированных кадров, и устаревшие технологии, и затягивание выполнения обязательств со стороны контрагентов. Российскому судпрому, словно человеку, вставшему с постели после продолжительной болезни, приходится учиться ходить заново.
Вот почему Министерству обороны, ВМФ и судпрому нужно действовать не как противникам, а как соратникам.
Автор другой публикации в журнале Proceedings – Дэниэл Т. Мерфи – лейтенант разведки ВМС США и аспирант Национального разведывательного университета в Вашингтоне. Ранее он служил на авиабазе Аль-Удейд в Катаре, где отвечал за сбор информации в интересах Центра управления совместными аэрокосмическими операциями Вооруженных Сил США, а затем руководил разведывательной службой Восьмой морской экспедиционной эскадрильи в Ньюпорте, штат Род-Айленд.
Силуэт пограничного сторожевого корабля 1-го ранга проекта 22100 «Океан».
Тема, которую затронул Дэниэл Т. Мерфи, коротко можно сформулировать, как «Россия и развитие ее флота в свете потепления Северного Ледовитого океана». Нам представляется, что автор несколько забегает вперед, предрекая скорое таяние льдов в Арктике. Но тенденция такая, действительно, наблюдается.
В России нет недостатка в декларациях относительно приоритетного развития северных регионов и освоения прилегающих к ним акваторий. Говорится и о необходимости защиты национальных интересов на Севере. Однако по большей части это «протоколы о намерениях», а не конкретные шаги. Пока только заявлено о планах развертывания на Новой Земле истребителей МиГ-31БМ, способных надежно взять под свой зонтик значительную часть воздушного пространства над Арктикой. В Зеленодольске началось строительство пограничного сторожевого корабля 1-го ранга проекта 22100 «Океан», предназначенного для несения службы в приполярных водах. Вот, пожалуй, и все.
Гораздо более активны гражданские предприятия и ведомства. Они заказывают циклопические платформы для добычи нефти и газа с океанского дна в полярных районах, строят суда для их обслуживания. Состоялась закладка линейных ледоколов сразу трех типов, в том числе самого большего и самого мощного в мире атомного исполина проекта 22220.
Ледокол «Диксон» – участник экспедиции «Арктика-2012».
Совсем недавно произошло событие, знаменующее тесное и успешное взаимодействие военного и гражданских ведомств в районе Северного полюса. В рамках экспедиции «Арктика-2012», продолжавшейся с 10 августа по 11 октября, в которой приняли участие ледоколы «Капитан Драницын» и «Диксон», а также атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург» и атомная глубоководная станция 1-го ранга АС-12. В этом квартете первую скрипку исполнял уникальный подводный корабль АС-12 проекта 10831 «Калитка», сконструированный специалистами СПМБМ «Малахит» во главе с генеральным конструктором Юрием Коноваловым и построенный Севмашем. Эту подлодку нередко в шутку называют «Лошариком», так как конструкция ее прочного корпуса, состоящая из нескольких сфер из титановых сплавов, напоминает известного героя мультфильма. В экспедиции «Арктика-2012» на протяжении 20 суток «Лошарик» занимался сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м.
Для чего это нужно? Для уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Манипуляторами АС-12 было собрано около 500 кг донного грунта. А всего экспедиция взяла более 21800 образцов пород. Предоставив эти образцы, Россия намерена доказать принадлежность хребта Ломоносова и плато Менделеева к российскому континентальному шельфу, а следовательно эксклюзивное право на эксплуатацию значительной части недр арктического дна. Обновленную заявку России на базе материалов экспедиции «Арктика-2012» предполагается направить Комиссии ООН в 2013 г.
Предположительно так выглядит атомная глубоководная станция 1-го ранга АС-12 проекта 10831.
Схема размещения атомной глубоководной станции на атомной подводной лодке-транспортировщике.
Экипажи подводной лодки АС-12 и обеспечивающей ее деятельность АПЛ «Оренбург» проекта 09786 (в ее чреве размещается 2000-тонный «Лошарик» при переходах через океаны и время от времени при работе на точке) совершили подвиг, продемонстрировав потрясающие возможности отечественных подводных технологий, на которые обратил внимание в своей статье Норман Полмар. Правда, здесь нельзя не отметить, что сравнение атомной глубоководной станции АС-12 с уже списанной АПЛ NR-1 ВМС США не вполне корректно. 400-тонная американская субмарина имела предельную глубину погружения 950 м. Такие и еще большие глубины покорялись советскими и российскими подлодками проектов 1910, 1851 и 18511, также разработанных «Малахитом».
В отличие от Полмара лейтенант Мерфи несколько высокомерно отзывается о кораблях, строившихся в СССР. Мол, советский судпром «никогда не производил высококачественную продукцию». Этот сравнительно молодой человек недостаточно хорошо знает предмет. В свое время ракетные крейсера проектов 58, 1164 и 1144, большие противолодочные корабли проекта 1134Б, которые на Западе тоже относили к крейсерам, БПК проекта 61 (их в НАТО классифицировали как эсминцы и фрегаты) заметно превосходили американские аналоги не только по вооруженности, но и другим тактико-техническим характеристикам. Другое дело, что строились эти корабли долго и сравнительно небольшими сериями. Это не позволяло ВМФ СССР на равных противостоять морским и воздушным армадам Североатлантического блока. А сегодня такая задача и не ставится.
Атомная подводная лодка специального назначения «Оренбург» всплывает во льдах во время экспедиции «Арктика-2012».
Особая статья подводные лодки. Именно в СССР были созданы самая глубоководная (проект 685) и самая быстроходная (проект 661) боевые субмарины. До сих пор не имеют аналогов высокоавтоматизированные лодки-истребители проекта 705. Нельзя не сказать и об упомянутой Норманом Полмаром подводной лодке «Саров» проекта 20120 разработки ЦКБ МТ «Рубин», доведенной до ума уже в постсоветское время. Эта уникальная опытовая субмарина-трансформер предназначена для испытания новых образцов военно-морского оружия и техники. На ней можно заменять целые агрегаты. Сейчас, по сообщениям СМИ, лодка готовится к испытаниям отечественной воздухонезависимой энергетической установки с электрохимическими генераторами с риформингом дизельного топлива. И эта техника с успехом может служить на Севере.
Конечно, свои интересы в Арктике России следует отстаивать главным образом политическими инструментами – за столом переговоров, а также расширяя круг зарубежных партеров при организации добычи энергоресурсов из недр океанского дна. Но наличие сбалансированных Вооруженных Сил, и прежде всего Военно-морского флота, не повредит этому процессу, а усилит позиции Москвы.
oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2012/1101/14139504/print.shtml
ru.wikipedia.org/wiki/Пограничные_сторожевые_корабли_проекта_22100
bmpd.livejournal.com/245083.html
newsru.ru/russia/12aug2003/losharik.html
topwar.ru/20479-losharik-proshel-ispytaniya-v-arktike.html
ru.wikipedia.org/wiki/БС-136_«Оренбург»
Балтийский завод построит атомный ледокол нового поколения ЛК-60
Сторожевой корабль проекта 22100 шифр «Океан» — пограничный сторожевой корабль ледового класса. Возможности ледового хода стали практически неограниченными — до 80 сантиметров толщины по поверхности ледового поля. По техзаданию, первые корабли будут использованы по назначению на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Автономность корабля предполагается до 60 суток. а дальность хода — до 12 тысяч миль.
Подводные атомоходы проекта 10830 «Калитка» — известные как «Лошарик» — были разработаны в 1980-х КБ «Малахит». Это подлодки с компактным атомным реактором. Подлодки этих классов снабжались водолазными шлюзовыми камерами. Первый атомоход этого класса вышел из 42-го цеха завода «Севмаш» в августе 2003-го. Лодка приняла участие в заборе проб грунта с глубины 2,5-3 км на хребте Менделеева в Северном Ледовитом океане. За 20 дней автономной работы подлодка, благодаря специальным внешним манипуляторам, собрала 500 кг грунта из трех скважин, пробуренных дизель-электрическими ледоколами «Капитан Драницын» и «Диксон».
В длину имеет 79 метров, в ширину — семь метров, полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн. Станция может погружаться на глубину до шести километров и развивать скорость до 30 узлов. Автономность в подводном положении составляет несколько месяцев.
Корабль оснащен одним гребным винтом в кольцевом обтекателе. Одна из сфер глубоководной станции занята атомным реактором с паропроизводящей установкой Э-17 и турбозубчатым агрегатом с мощностью на валу в 10-15 тысяч лошадиных сил.
БС-136 «Оренбург» — атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786 (667БДР «Кальмар»), входящая в состав Северного флота России. История корабля: 6 мая 1978 года зачислен в списки кораблей ВМФ как К-129. Заложен на стапелях МП «Севмаш» в Северодвинске 9 апреля 1979 года, заводской номер 398. Входил в состав 339-й БрСРПЛ Северного флота ВМФ СССР.
Спуск на воду состоялся 15 апреля 1981 года, 5 ноября того же года вошёл в строй, поднят Военно-морской флаг, а 30 ноября включён в состав 13-й дивизии ПЛ 3-й Флотилии ПЛ Северного флота с базированием в бухте Оленья Губа.
22 марта 1996 года отнесён к подклассу АПЛ специального назначения, получил номер КС-129.
В 2002 году завершена модернизация по проекту 09786. Во время реконструкции были вырезаны отсеки ракетного и торпедного вооружений. За счет вставки в середине корпуса длина ПЛ была увеличена со 155 до 162,5 м. Путем применения новых корпусных материалов глубина погружения увеличена до 1000 м. Для обеспечения более длительной автономности значительно улучшена комфортность размещения личного состава и научной группы.
В 2006 году корабль вошёл в состав ВМФ России как АПЛ специального назначения, входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота.