Российский императорский флот времен Русско-Японской войны – сколько он стоил? Версия 2.0
Доброго всем времени суток. Так сказать, 110-летию со дня начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. посвящается.
Это вторая версия материала, уже выкладывавшегося здесь ранее, как водится, «с изменениями и дополнениями» на основе сведений, полученных после опубликования версии первой, в том числе благодаря здешней общественности (в частности, уважаемым Юре27 и Земляку).
Для не видевших первой версии – небольшие пояснения:
1. Стоимость кораблей Российского императорского флота времен Русско-Японской войны (далее – РИФ и РЯВ соответственно) в данном материале определялась на основе данных, содержащихся в отечественной военно-исторической литературе, в том числе размещенной на различных Интернет-ресурсах в «страничном», а не «книжном» виде. Потому приведенные мной ниже сведения могут содержать ссылку на имя автора и название книги, откуда взяты данные, но не иметь ссылок на конкретную страницу книги, а также место и год ее издания.
2. В ряде случаев точных данных по тому или иному кораблю в отечественной литературе не было и их приходилось вычислять либо по стоимости отдельных заказов для того или иного корабля (корпус, машины, вооружение) либо просто методом грубой прикидки с учетом стоимости кораблей-аналогов в РИФ того времени.
3. Помимо стоимости собственно кораблей здесь сделана попытка также отследить (в минимальной степени) затраты на изменения в оснащении кораблей, ремонт повреждений, полученных в результате аварий, и финансовые потери от несчастных случаев на производстве.
4. Обзор начинается с крейсера «Владимир Мономах» как первого корабля, построенного в рамках запланированной на 1882-1902 годы так называемой "Двадцатилетней программы усиления Русского флота", под которую изначально было выделено 242360160 рублей (В.В.Арбузов, «Броненосцы типа «Екатерина II»).
Итак, приступим.
Крейсера:
1. "Владимир Мономах": постройка — 1880-1883 гг.
У С.В.Сулиги в книге "Крейсер "Владимир Мономах" названа окончательная цена крейсера в 3,348847 млн. руб. Однако с учетом его проектной стоимости (2,95 млн. руб.), премии примерно в 0,063 млн. руб., причитавшейся заводу за достижение кораблем сверхконтрактной мощности машинной установки, а также типичной доли стоимости вооружения в цене корабля тех лет, есть все основания считать, что это стоимость корабля без вооружения.
С вооружением же он, полагаю, стоил около 4,3-4,4 млн. руб. (оценочно).
Модернизации крейсера, включая замену вооружения, добавили к его цене еще около 1,5 млн. руб. (оценочно).
2. "Дмитрий Донской": постройка — 1881-1885 гг.
Известные мне русскоязычные работы по этому кораблю (Р.М.Мельников, "Крейсер I ранга "Дмитрий Донской"; А.А.Аллилуев, «Полуброненосные фрегаты типа «Дмитрий Донской») стоимость корабля не называют.
Оценочно его полная стоимость — около 4,4-4,5 млн. руб. плюс еще около 1,5 млн. руб. на модернизации, включая замену вооружения.
3. "Витязь": постройка — 1883-1886 гг.
Достоверные данные есть только по стоимости корпуса с машинами и броней — 1,892 млн. руб (С.В.Несоленый, "Корветы "Витязь" и "Рында" (1882-1922)", Истфлот, Боевые корабли мира, 2011, с. 9 и 13). Стоимость вооружения (оценочно) — около 0,6-0,7 млн. руб.
Итого полная стоимость примерно 2,5-2,6 млн. руб. (оценочно).
4. "Рында": постройка — 1883-1886 гг.
Достоверные данные есть только по стоимости корпуса с машинами и броней — 1,892 млн. руб (С.В.Несоленый, "Корветы "Витязь" и "Рында" (1882-1922)", Истфлот, Боевые корабли мира, 2011, с. 9 и 13). Стоимость вооружения (оценочно) — около 0,6-0,7 млн. руб.
Итого полная стоимость примерно 2,5-2,6 млн. руб. (оценочно).
5. "Адмирал Нахимов": постройка — 1884-1888 гг.
Есть две цифры полной стоимости этого корабля у двух разных авторов – 6,002941 млн. руб. (С.В.Сулига, "Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов") и 6,460063 млн. руб. (В.В.Арбузов, "Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов"). Как мне кажется, лучше ориентироваться на Арбузова, у него подробнее раскладка по составляющим этой цифры.
Помимо этого, затраты на модернизацию в 1898-1899 годах — около 0,7-0,8 млн. руб. (оценочно).
6. "Адмирал Корнилов": постройка — 1885-1888 гг.
По этому крейсеру есть четкая цена только по корпусу с механизмами — 7,4 млн. франков или около 2,77 млн. руб. (В.В.Яровой, "Крейсер "Адмирал Корнилов", Морская компания, 2007-10). Вооружение — еще около 0,8 млн. руб. (оценочно).
Итого полная стоимость примерно 3,57 млн. руб. (оценочно).
Замена котлов в 1896-1897 годах — еще около 0,3 млн. руб. (оценочно).
7. "Память Азова": постройка — 1886-1890 гг.
По этому кораблю есть данные только по стоимости корпуса — 2,018 млн. руб. (Р.М.Мельников, "Полуброненосный фрегат "Память Азова (1885-1925)"). Артиллерия и машины — еще около 2,5-2,6 млн. руб. (оценочно).
Итого полная стоимость около 4,5-4,6 млн. руб. (оценочно).
Имевшая на этом крейсере место модернизация с заменой котлов — еще около 0,4 млн. руб. (оценочно).
8. "Рюрик": постройка — 1890-1895 гг.
Полная стоимость – 9,099135 млн. руб. (Р.М.Мельников, "Рюрик" был первым", таблица 1 «Нагрузка крейсера «Рюрик» и ее постатейная стоимость»).
9. "Россия": постройка — 1895-1897 гг;
По стоимости этого корабля никаких сведений в книгах и периодике я не нашел.
Оценочно полная стоимость — около 12,0 млн. руб. (с учетом данных по стоимости «Рюрика», сведений Земляка по стоимости «Громобоя» и определенной «промежуточности» «России» в плане боевых и кораблестроительных качеств межу этими двумя типами кораблей).
10. "Светлана": постройка — 1895-1898 гг.
У А.В.Скворцова ("Крейсер 1 ранга "Светлана", Сборник Гангут, 2001, № 29) приводится стоимость корабля без вооружения, равная 685 тыс. франков, что кажется явной ошибкой (это в пересчете лишь около 257 тыс. руб.). Видимо, речь идет все же о 6,85 млн. франков или 2,57 млн. руб. Плюс вооружение — еще около 0,8 тыс. руб. (оценочно).
Итого полная стоимость около 3,37 млн. руб. (оценочно).
11. "Громобой": постройка — 1898-1900 гг.
Здесь известна точная стоимость только машинной установки — 3,1 млн. руб. (Л.А.Кузнецов, "Крейсер 1 ранга "Громобой", Судостроение, 1989, № 12), что примерно на 1,0 млн. руб. больше, чем у "Рюрика".
Полная стоимость (по данным Земляка) – 15,44875 млн. руб.
12. "Диана": постройка — 1897-1902 гг.
Полная стоимость — около 6,46 млн. руб. (с учетом указания в книге Л.Л.Поленова "Крейсер "Аврора" о том, что машинная установка "Дианы" была на 60 тыс. руб. дороже, чем у "Авроры", чья суммарная стоимость составляла примерно 6,4 млн. руб.).
13. "Паллада": постройка — 1897-1902 гг.
Полная стоимость — около 6,46 млн. руб. (с учетом указания в книге Л.Л.Поленова "Крейсер "Аврора" о том, что машинная установка "Паллады" была на 60 тыс. руб. дороже, чем у "Авроры", чья суммарная стоимость составляла примерно 6,4 млн. руб.).
14. "Аврора": постройка — 1897-1903 гг.
Полная стоимость — примерно 6,4 млн. руб. (Л.Л.Поленов, "Крейсер "Аврора").
15. "Новик": постройка — 1899-1902 гг.
У А.В.Скворцова в книге. "Крейсер II ранга "Боярин") сначала говорится, что цена "Новика" составляла 3,391 млн. руб., но потом указывается, что "Боярин", стоивший 3,356 млн. руб., был на 0,065 млн. руб. дешевле "Новика".
Ясность вносит Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы (размещен здесь — http://istmat.info/node/24955, за наводку спасибо Земляку). Там полная стоимость «Боярина» определена в 3,456956 млн. руб., а "Новика" – 3,391314 млн. руб.
Интересно, что В.В.Хромов в своей работе "Крейсера типа "Жемчуг" называет цену "Новика" в 2,00087 млн. руб., преподнося это как явное достоинство немецкого проекта и его исполнения. Увы, но это явно лишь цена корпуса, без машин и вооружения.
16. "Боярин": постройка — 1900-1902 гг.
Полная стоимость – 3,456956 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
17. "Варяг": постройка — 1899-1901 гг.
Первоначально стоимость корабля без вооружения оценивалась в 2,138 млн. долларов или 4,23324 млн. руб. (В.И.Катаев, "Крейсер "Варяг", Москва, Арсенал-коллекция, 2008 год, с. 9).
Вместе с тем, согласно сведениям на странице 10 указанной книги Крампу производились дополнительные выплаты за работы, не предусмотренные контрактом, в частности, за установку циферблатов управления стрельбой, элеваторов, монорельсов подачи боеприпасов, замену материала броневой палубы, которые могли составить от 0,2 до 0,5 млн. руб. (оценочно).
С учетом этих выплат и стоимости вооружения полная стоимость крейсера составила 5,922967 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
18. "Аскольд": постройка — 1899-1902 гг.
Контрактная стоимость крейсера без вооружения — 8,2 млн. германских марок или 3,78 млн. рублей. Полная стоимость с вооружением – 5,196205 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
19. "Богатырь": постройка — 1899-1902 гг.
Полная стоимость с вооружением – 5,509711 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
20. "Баян": постройка — 1899-1903 гг.
Р.М. Мельников в книге "Броненосный крейсер "Баян" называет контрактную стоимость "Баяна" без вооружения в 16,5 млн. франков. Однако два других источника (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, "Броненосные крейсера типа "Баян"; С.Виноградов, А.Федечкин, "Броненосный крейсер "Баян" и его потомки", Москва, 2011 год, с . 13 и 23) говорят о 16,4 млн. франков, что равно 6,1423 млн. руб., и к этим двум источникам доверия лично у меня несколько больше.
Во Всеподданнейшем отчете по морскому ведомству за 1897-1900 годы (http://istmat.info/node/24955) указана полная стоимость «Баяна» в 6,964725 млн. руб. Вместе с тем, принимая во внимание стоимость вооружения «Баяна», которая мало отличалась от таковой у крейсеров-"шеститысячников" (у них она составляла (оценочно) около 1,2-1,4 млн. руб.), а также вносившиеся по инициативе российской стороны в ходе его постройки изменения в первоначальный проект, не все из которых могли производиться за счет фирмы-изготовителя, полагаю, что окончательная полная стоимость "Баяна" составила около 7,5-7,6 млн. руб. (оценочно).
21. "Витязь": постройка — 1900-1901 гг. (недостроенный крейсер уничтожен в результате пожара на верфи);
Исходя из анализа данных В.В.Хромова ("Крейсер "Олег", Морская коллекция), цена сгоревших корпусных конструкций несостоявшегося "Витязя" вместе с деревянным эллингом – 0,45 млн. руб. Сами же эти конструкции, видимо, стоили около 0,35 млн. руб. (оценочно). Помимо этого, не следует забывать и об оплате труде рабочих на строительстве крейсера, с учетом которой потери средств применительно непосредственно к кораблю, очевидно, достигали примерно 0,5 млн. руб. (оценочно)
22. "Жемчуг": постройка — 1901-1904 гг.
Полная стоимость – 3,5498484 млн. руб. (В.В.Хромов. "Крейсера типа "Жемчуг").
23. "Изумруд": постройка — 1901-1904 гг.
Полная стоимость – 35498484 млн. руб. (В.В.Хромов. "Крейсера типа "Жемчуг").
24. "Олег": постройка — 1901-1904 гг.
Полная стоимость – 7,361442 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
25. "Очаков" ("Кагул"): постройка — 1901-1909 гг.
Полная стоимость – 7,361442 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955). Затраты на восстановление крейсера после его расстрела при подавлении восстания под руководством П.П.Шмидта – еще около 1,2 млн. руб. (Р.М.Мельников, "Крейсер "Очаков").
26. "Кагул" ("Память Меркурия"): постройка — 1901-1907 гг.
Полная стоимость – 7,361442 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
27. "Алмаз": постройка — 1902-1903 гг.
Стоимость — 2,5 млн. руб. (Г.И.Зуев, "Крейсер "Алмаз", "Гангут" № 7).
Помимо этого, к классу крейсеров в РИФ относился и такой корабль, как "Память Меркурия" (постройка -1879-1882 гг). Его первоначальная полная стоимость составляла 1,01193 млн. руб., Морскому министерству он был продан в 1882 г. за 1,012 000 млн. руб. невооруженным (http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/parohodkrejser_yaroslavlj.html).
Затраты на вооружение и перевооружение его в процессе службы — еще около 0,5 млн. руб. (оценочно).
Итого полная стоимость корабля — около 1,5 млн. руб. (оценочно).
Итоговая стоимость крейсеров (округленно) — 158,079 млн. руб. (по оценочным позициям использовались усредненные данные).
Броненосцы:
1. "Екатерина II": постройка — 1883-1889 гг.
В.В.Арбузов в книге «Броненосцы типа «Екатерина II» стоимость головного корабля данного типа никак не освещает.
Однако в книге В.Ю.Грибовского и И.И.Черникова «Броненосец «Адмирал Ушаков» указывается, что полная стоимость «Екатерины II» превысила 10 млн. руб. при первоначальных расчетах по 20-летнему плану 7,5 млн. руб.
Таким образом, броненосец стоил (оценочно) 10,1-10,2 млн. руб.
Помимо этого, с учетом сведений Л.А.Кузнецова в статье «Проекты перевооружения черноморских броненосцев» («Гангут», № 56, 2010) замена котельной установки «Екатерины II», проводившаяся в 1898-1902 годах, обошлась примерно в 0,7 млн. руб.
2. "Чесма": постройка — 1883-1889 гг.
Для "Чесмы" В.В.Арбузов в книге «Броненосцы типа «Екатерина II» приводит три цифры – стоимость корпуса (3,2175 млн. руб.), машинной установки (1,106538 млн. руб.) и дополнительных работ по усилению корпуса (0,146565 млн. руб.).
Полная стоимость, очевидно, составляла около 10,4-10,5 млн. руб. (оценочно).
Помимо этого, с учетом сведений Л.А.Кузнецова в статье «Проекты перевооружения черноморских броненосцев» («Гангут», № 56, 2010) для замены на "Чесме" котельной установки были изготовлены котлы Бельвиля на сумму в 0,703 млн. руб. (при этом их изготовление задержал пожар на Черноморском механическом заводе 24 июля 1903 года, уничтоживший большое количество почти готовых частей котлов, и имели место финансовые потери от пожара – однако здесь эти потери не оцениваются, поскольку неясно, были ли они отнесены на счет заказчика или завода-изготовителя). В итоге, несмотря на уже произведенные затраты на изготовление новых котлов, котельная установка на "Чесме" так и не была заменена.
3. "Синоп": постройка — 1883-1889 гг.
Для "Синопа" В.В.Арбузов в книге «Броненосцы типа «Екатерина II» приводит только стоимость корпуса (3,2175 млн. руб.).
Полная стоимость корабля, очевидно, составляла около 10,0-10,2 млн. руб. (оценочно).
Помимо этого, с учетом сведений Л.А.Кузнецова в статье «Проекты перевооружения черноморских броненосцев» («Гангут», № 56, 2010) замена котельной установки «Синопа», проводившаяся в 1900-1904 годах, обошлась в 0,703 млн. руб.
4. "Император Александр II": постройка — 1885-1891 гг.
В книге В.Ю.Грибовского и И.И.Черникова «Броненосец «Адмирал Ушаков» указывается, что полная стоимость броненосца "Император Александр II" превысила 8 млн. руб. при первоначальных расчетах по 20-летнему плану 7,7 млн. руб.
Точная цифра полной стоимости (по данным Юры27) – 8,034967 млн. руб.
Помимо этого, модернизация с перевооружением и заменой котлов повлекла затраты еще около 2,0 млн. руб. (оценочно).
5. "Император Николай I": постройка — 1886-1891 гг.
В.В.Арбузов в книге «Броненосец «Император Александр II» указывает стоимость заказа на постройку броненосца "Император Николай I", равную 2,5 млн. руб. Очевидно, что это только стоимость корпуса без машин и вооружения.
Точная цифра полной стоимости (по данным Юры27) – 7,887222 млн. руб.
Помимо этого, модернизация с частичным перевооружением и заменой котлов повлекла затраты еще около 1,0 млн. руб. (оценочно).
6. "Двенадцать Апостолов": постройка — 1888-1892 гг.
В.В.Арбузов в книге «Броненосец «Двенадцать Апостолов» приводит только сведения о стоимости корпуса корабля при его спуске на воду – 1,658 млн. руб.
Полная стоимость корабля, очевидно, составляла около 7,0-7,5 млн. руб. (оценочно).
7. "Гангут": постройка — 1888-1894 гг.
В книге М.А.Богданова и А.А.Гармашева «Эскадренные броненосцы «Наварин» и «Гангут» стоимость «Гангута» никак не отражена.
Оценочно его полная стоимость – около 6,2-6,8 млн. руб.
8. "Георгий Победоносец": постройка — 1889-1894 гг.
В изученной мной отечественной литературе стоимость этого корабля никак не отражена.
Оценочно его полная стоимость – около 10,5 млн. руб.
9. "Наварин": постройка — 1889-1895 гг.
В книге М.А.Богданова и А.А.Гармашева «Эскадренные броненосцы «Наварин» и «Гангут» стоимость «Наварина» никак не отражена.
В.В.Арбузов в книге «Броненосец «Наварин» («Корабли и сражения», Санкт-Петербург, 1998 г.) на страницах 6, 8 и 13 приводит только стоимость корпуса «Наварина» (2,9 млн. руб.), механизмов (1,55161 млн. руб., из которых следует вычесть сумму наложенного на изготовителя механизмов штрафа в 0,07642 млн. руб.) и торпедных аппаратов (0,062965 млн. руб.).
Точная цифра полной стоимости (по данным Юры27) – 8,07711 млн. руб.
Кроме того, подготовка корабля к походу на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры (ремонт машин, котлов и артиллерии, замена мачт, походной рубки и опреснителей, установка беспроволочного телеграфа) – еще около 0,5-0,7 млн. руб. (оценочно).
10. "Три Святителя": постройка — 1891-1895 гг.
Единственное известное мне более-менее подробное описание этого корабля (статья В.Ю.Усова «Три Святителя», «Гангут», № 6) указаний на его стоимость не содержит.
Оценочно его полная стоимость – около 11,0-11,5 млн. руб.
11. "Сисой Великий": постройка — 1891-1896 гг.
Ни статья М.А.Богданова «Сисой Великий» («Гангут», № 3), ни его же монография «Эскадренный броненосец «Сисой Великий» вопросы стоимости этого броненосца никак не освещают.
Точная цифра полной стоимости (по данным Юры27) – 7,789521 млн. руб.
Еще около 1,5 млн. руб. (оценочно) добавляют к стоимости «Сисоя Великого» все его ремонты, в том числе после взрыва орудия в кормовой башне, замена котлов, модернизации и перевооружения.
12. "Адмирал Ушаков": постройка — 1892-1896 гг.
Оценочно, с учетом стоимости однотипного «Адмирала Сенявина» в 4,3393 млн. руб. (В.Ю.Грибовский, И.И.Черников, «Броненосец «Адмирал Ушаков») – полная стоимость около 4,3-4,4 млн. руб.
Еще около 0,2-0,3 млн. руб. (оценочно) затрачено на подготовку к походу корабля в составе 3-й Тихоокеанской эскадры.
13. "Адмирал Сенявин": постройка — 1893-1896 гг.
Полная стоимость – 4,3393 млн. руб. (В.Ю.Грибовский, И.И.Черников, «Броненосец «Адмирал Ушаков»).
Еще около 0,2-0,3 млн. руб. (оценочно) затрачено на подготовку к походу корабля в составе 3-й Тихоокеанской эскадры.
14. "Петропавловск": постройка — 1892-1898 гг.
Стоимость – 9,225309 руб. (С.В.Сулига, С.А.Балакин, «Броненосцы типа «Полтава»).
15. "Севастополь": постройка — 1892-1899 гг.
Полная стоимость (оценочно, с учетом данных по разнице в цене отдельных конструктивных элементов кораблей серии) – около 10,0 млн. руб. (С.В.Сулига, С.А.Балакин, «Броненосцы типа «Полтава»).
16. "Полтава": постройка — 1892-1900 гг.
Полная стоимость (оценочно, с учетом данных по разнице в цене отдельных конструктивных элементов кораблей серии) – около 10,05 млн. руб. (С.В.Сулига, С.А.Балакин, «Броненосцы типа «Полтава»).
17. "Ростислав": постройка — 1894-1900 гг.
Наиболее подробная отечественная работа по данному кораблю (Р.М.Мельников, «Эскадренный броненосец «Ростислав» (1893-1920), С-Пб, 2006) сведений о его стоимости не содержит. Вместе с тем, размещенная в ней на странице 27 схема из справочника «Jane's fighting ships» за 1909 г. приписывает «Ростиславу» стоимость около 0,85 млн. фунтов стерлингов, что с учетом тогдашнего курса этой валюты составляло около 8,5 млн. руб.
18. "Генерал-адмирал Апраксин": постройка — 1895-1899 гг.
Относительно данного корабля у В.Ю.Грибовского и И.И.Черникова в книге «Броненосец «Адмирал Ушаков» проскочила фраза о том, что его стоимость составляла более 4,5 млн. руб.
Оценочно его полная стоимость – около 4,55 млн. руб.
Помимо этого, там же указано, что более чем в 0,175 млн. руб. обошелся казне ремонт броненосца после аварии на камнях у острова Гогланд.
Еще около 0,2 млн. руб. (оценочно) затрачено на подготовку к походу корабля в составе 3-й Тихоокеанской эскадры.
19. "Пересвет": постройка — 1895-1901 гг.
Полная стоимость – 10,54 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, «Броненосцы типа «Пересвет», Морская коллекция).
20. "Ослябя": постройка — 1895-1903 гг.
Полная стоимость – 11,34 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов, «Броненосцы типа «Пересвет», Морская коллекция).
21. "Князь Потемкин-Таврический" ("Пантелеймон"): постройка — 1897-1905 гг.
Книга Р.М.Мельникова «Броненосец «Потемкин» (Ленинград, Судостроение, 1984) содержит лишь отрывочные сведения о цене отдельных даже не конструктивных элементов, а этапов постройки корабля и не позволяет сделать вывод о его полной стоимости.
Вместе с тем, учитывая имеющиеся сведения о стоимости конструктивно близких «Потемкину» линейных кораблей "Иоанн Златоуст" и "Евстафий" (13784760 и 14118210 руб. соответственно — Л.А.Кузнецов, «Линейные корабли типа «Иоанн Златоуст»), можно предположить, что полная стоимость «Потемкина» составляла (оценочно) около 13,5 млн. руб.
22. "Победа": постройка — 1899-1902 гг.
Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы (http://istmat.info/node/24955) указывает стоимость «Победы», равную 9,535924 млн. руб. Вместе с тем, согласно данным В.Я.Крестьянинова и С.В.Молодцова («Броненосцы типа «Пересвет», Морская коллекция) полная стоимость этого броненосца – 10,05 млн. руб., что представляется мне более правдоподобным, так как на момент подготовки вышеуказанного отчета постройка «Победы» еще не была завершена и указанная точная цифра могла отражать только проектную сметную, а не фактическую итоговую стоимость (данное замечание, в принципе касается всех кораблей, которые к моменту подготовки этого отчета еще не были закончены постройкой).
23. "Ретвизан": постройка — 1899-1901 гг.
У С.А.Балакина в монографии «Броненосец «Ретвизан» (Морская коллекция) указано, что за «Ретвизан» Крампу выплатили 4358000 долларов (8628840 руб.) по контракту плюс 489 839 долларов (соответственно, 969881 руб.) за дополнительные и не предусмотренные контрактом работы. Также там отмечается, что стоимость контракта на изготовление на Металлическом заводе башен для «Ретвизана» составила 502 тыс. руб. Учитывая стоимость вооружения, составляющую около 2,0 млн. руб. (оценочно), получаем суммарную стоимость броненосца, равную 12,1 млн. руб. (оценочно).
Эта цифра косвенно подтверждается и данными из книги С.Виноградова и А.Федечкина «Броненосный крейсер «Баян» и его потомки» (Москва, 2011 год), где на странице 13 указано, что потонная стоимость «Ретвизана» составляла 984 руб. Если вести расчет, используя значение фактического водоизмещения «Ретвизана» сразу после его постройки (12410 т), то полная стоимость корабля составит около 12,21 млн. руб.
При этом согласно Всеподданнейшему отчету по морскому ведомству за 1897-1900 годы (http://istmat.info/node/24955) полная стоимость «Ретвизана» — 12,553277 млн. руб.
24. "Цесаревич": постройка — 1899-1903 гг.
Полная стоимость — 14,004286 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
25. "Адмирал Бутаков" (предположительное название четвертого броненосца береговой обороны для Балтийского флота): постройка не начиналась, в 1900 году была осуществлена только разбивка на плазе, на что было затрачено 0,00541961 млн. руб., в этом же году работы над кораблем прекращены.
26. "Бородино": постройка — 1900-1904 гг.
Полная стоимость — 14,573254 млн. руб. ((Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
27. "Император Александр III": постройка — 1900-1904 гг.
Полная стоимость — 13,978824 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
28. "Орел": постройка — 1900-1904 гг.
Полная стоимость — 13,404611 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
29. "Князь Суворов": постройка — 1901-1904 гг.
Полная стоимость — 13,840804 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
30. "Слава": постройка — 1901-1905 гг.
Полная стоимость — 13,840824 млн. руб. (Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за 1897-1900 годы, http://istmat.info/node/24955).
Итоговая стоимость броненосцев (округленно) — 298,716 млн. руб. (по оценочным позициям использовались усредненные данные).
Минные заградители и минные транспорты:
1. "Алеут": постройка – 1885-1886 гг.
Полная стоимость – 0,25 млн. руб. (оценочно).
2. "Буг": постройка – 1891-1892 гг.
Полная стоимость – 0,0403 млн. фунтов стерлингов (около 0,4 млн. руб.) (Судостроение, 1988 г., № 1).
3. "Дунай": постройка – 1891-1892 гг.
Полная стоимость – 0,0403 млн. фунтов стерлингов (около 0,4 млн. руб.) (Судостроение, 1988 г., № 1).
4. "Монгугай": постройка — 1896 г.
Полная стоимость — около 0,2 млн. руб. (оценочно) (с учетом http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/tovarnyj_parohod_mongugaj.html).
5. "Амур": постройка — 1898-1901 гг.
У В.Я.Крестьянинова в книге «Минные заградители типа «Амур (1895-1941)» (Санкт-Петербург, 2008) на странице 7 указано, что сметная стоимость каждого корабля составляла 2,056582 млн. руб. Аналогичная цифра приведена и во Всеподданнейшем отчете по морскому ведомству за 1897-1900 годы (http://istmat.info/node/24955).
Помимо этого, на странице 11 говорится о проводившихся работах по установке булей, которые явно не входили в вышеназванную сметную стоимость и требовали дополнительного финансирования, полагаю, еще примерно по 0,1 млн. рублей (оценочно) на корабль.
Полная стоимость, соответственно – около 2,15 млн. руб. (оценочно).
6. "Енисей": постройка — 1898-1901 гг.
Полная стоимость (оценочно) – около 2,15 млн. руб. (В.Я.Крестьянинов, «Минные заградители типа «Амур (1895-1941)», Санкт-Петербург, 2008).
Итоговая стоимость минных заградителей и минных транспортов — 5,55 млн. руб.
Минные крейсера:
1. "Лейтенант Ильин": постройка — 1885-1887 гг.
Полная стоимость – 1,079793 млн. руб. (P.M.Мельников, "Минные крейсера России (1886-1917 гг)").
2. "Капитан Сакен": постройка — 1886-1889 гг.
Полная стоимость – 1,04572 млн. руб. (P.M.Мельников, "Минные крейсера России (1886-1917 гг)").
3. "Казарский": постройка — 1888-1890 гг.
Полная стоимость – 0,48823 млн. руб. (P.M.Мельников, "Минные крейсера России (1886-1917 гг)").
4 и 5. "Посадник" и "Воевода": постройка — 1891-1892 гг.
У P.M.Мельникова ("Минные крейсера России (1886-1917 гг)") указано, что в отличие от головного "Казарского", последующие два корабля, заказанные фирме Шихау, вышли на 50 тыс. германских марок дороже (700 тыс. марок вместо 650 тыс.). С учетом указанной выше полной стоимости "Казарского" и курса марки к рублю можно предполагать, что их полная стоимость составила около 0,51-0,515 млн. руб. (каждого, оценочно).
С учетом ремонтов "Воеводы" в 1895-1896 гг. (переделка полубака, увеличение рубки) и 1903-1904 гг. (ремонт котлов), к его стоимости, очевидно, стоит добавить еще около 0,1-0,15 млн. руб. (оценочно)
6 и 7. "Всадник" и "Гайдамак": постройка – 1893-1894 гг.
У P.M.Мельникова ("Минные крейсера России (1886-1917 гг)") указано, что эти два корабля без вооружения стоили по 946 тыс. финских марок (по 0,3707877 млн. руб.). Для "Посадника" в аналогичной "комплектации" называлась цифра 0,350247 млн. руб.
Таким образом, с учетом данных о предшествующих кораблях их полная стоимость составила, очевидно, около 0,53-0,535 млн. руб. (каждого, оценочно).
8. "Гридень": постройка – 1891-1895 гг.
Полная стоимость (по смете) – 0,5282 млн. руб. (P.M.Мельников, "Минные крейсера России (1886-1917 гг)").
9. "Абрек": постройка — 1895-1897 гг.
В отношении этого корабля имеются только данные о стоимости постройки с машинами – 0,4958 млн. руб. (P.M.Мельников, "Минные крейсера России (1886-1917 гг)"; В.Ю.Усов, "Минные крейсера типа "Абрек", "Судостроение", 1982 г., № 7).
Полная стоимость его, видимо, составляла около 0,7-0,75 млн. руб. (оценочно).
Итоговая стоимость минных крейсеров (округленно) — 6,082 млн. руб. (по оценочным позициям использовались усредненные данные).
Эскадренные миноносцы:
1. "Сокол" ("Прыткий"): постройка — 1894-1895 гг .
Полная стоимость — около 0,35 млн. руб. (36 тыс. ф. ст.) (Н.Н.Афонин, С.А.Балакин, "Миноносцы типа Сокол").
2, 3. "Коршун" ("Послушный"), "Кречет" ("Пылкий"): постройка — 1897-1900 гг.
Полная стоимость каждого — около 0,405 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по аналогичным кораблям, построенным на иных заводах — http://istmat.info/node/24955).
4, 5, 6, 7. «Прочный» («Ястреб»), «Поражающий» («Нырок»), «Пронзительный» («Беркут»), «Подвижный» («Альбатрос»): постройка — 1896-18896-1897-1899/1901-1902-1901-1902 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,408558 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
8, 9, 10, 11. «Прозорливый» («Гагара»), «Резвый» («Ворон»), «Ретивый» («Филин»), «Рьяный» («Сова»): постройка — 1898-1899-1899-1899/1901 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,38721 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
12. "Сом" ("Боевой"): постройка – 1898-1900 гг.
Полная стоимость — 0,601953 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
13, 14. "Форель" ("Внимательный"), "Стерлядь" ("Выносливый"): постройка — 1898-1901 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,667806 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
15, 16, 17, 18. "Кит" ("Блительный"), "Дельфин" ("Бесстрашный"), "Скат" ("Беспощадный"), "Касатка" ("Бесшумный"): постройка — 1899-1900 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,748436 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
19, 10, 21, 22. «Строгий» («Лебедь»), «Сметливый» («Пеликан»), «Свирепый» («Павлин»), «Стремительный» («Фазан»): постройка — 1899-1902 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,411774 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
23, 24, 25. "Осетр" ("Внушительный"), "Кефаль" ("Властный"), "Лосось" ("Грозовой"): постройка — 1899-1902 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,6649037 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
26, 27, 28, 29, 30. «Решительный» («Кондор», «Баклан»), «Сердитый» («Бекас»), «Смелый» («Горлица»), «Сторожевой» («Грач»), «Стерегущий» («Кулик»): постройка — 1901-1903 гг.
Полная стоимость каждого — около 0,396 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по аналогичным кораблям, построенным на иных заводах — http://istmat.info/node/24955).
31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39. «Бычок» («Буйный»), «Акула» («Бойкий»), «Налим» («Бравый»). «Макрель» («Бурный»), «Плотва» («Быстрый»), «Окунь» («Блестящий»), «Кета» («Бедовый»). «Пескарь» («Бодрый»), «Палтус» («Безупречный»): постройка — 1901-1902 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,611536 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955)
40, 41, 42. "Грозный", "Громкий", "Громящий": постройка — 1903-1904 гг.
Полная стоимость каждого — около 0,6 млн. руб. (оценочно) (с учетом http://istmat.info/node/24955).
43, 44, 45, 46. «Скорый» («Перепел»), «Страшный» («Скворец»), «Стройный» («Стриж»), «Статный» («Щегол»): постройка — 1902/1903-1904-1904-1904 гг.
Полная стоимость каждого — около 0,396 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по аналогичным кораблям, построенным на иных заводах — http://istmat.info/node/24955).
47, 48, 49. «Разящий» («Дрозд»), «Расторопный» («Дятел»), «Сильный» («Баклан», «Кондор»): постройка — 1902-1903 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,41721 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
50, 51, 52, 53, 54, 55. "Завидный", "Заветный", "Жуткий", "Жаркий", "Звонкий", "Зоркий": постройка — 1902-1901-1902-1902-1904-1904/1903-1903-1905-1905-1905-1905 гг.
Полная стоимость каждого — по 0,563984 млн. руб. (http://istmat.info/node/24955).
56. "Эмир Бухарский": постройка — 1904-1905 гг.
Полная стоимость — 1,44 млн. руб. (P.M.Мельников, "Эскадренные миноносцы класса "Доброволец").
57, 58, 59. "Украйна", "Войсковой", "Трухменец": постройка — 1904-1905 гг.
Полная стоимость каждого — по 1,24716 млн. руб. (P.M.Мельников, "Эскадренные миноносцы класса "Доброволец").
Итоговая стоимость эскадренных миноносцев (округленно) — 33,601 млн. руб. (по оценочным позициям использовались усредненные данные).
Миноносцы (кроме не имеющих к началу РЯВ сколь-нибудь значительной боевой ценности, к коим я отношу корабли от "Взрыва" до "Нарвы"). Для миноносцев годы постройки я не указывал (уж больно их много), но, честное слово, никого лишнего сюда не вписал:
1. № 7 "Выборг" (102): полная стоимость — 14950 ф. ст. (около 0,145 млн. руб.) (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
2, 3. № 5 "Ревель" (206), № 6 "Свеаборг" (205): полная стоимость каждого — по 446000 французских франков (около 0,1673 млн. руб.) (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
4, 5, 6. № 8 "Або" (108), № 9 "Виндава" (109), № 10 "Либава" (110): полная стоимость каждого — по 196000 герм. марок (0,0965 млн. руб.) (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
7, 8, 9, 10, 11, 12. № 11 "Ялта" (266), № 12 "Новоросиийск" (263), № 13 "Чардак" (265), № 14 "Кодор" (261), № 15 "Килия" (262), № 16 "Рени" (264): полная стоимость каждого — по 0,0925373 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы"; Н.Н.Афонин, "Миноносцы типа "Або", Судостроение).
13, 14. "Янчихе" (201), "Сучена" (202): полная стоимость каждого — по 0,109 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
15, 16. "Нарген" ("Уссури", 203), "Гогланд" ("Сунгари", 204): полная стоимость каждого — по 0,1095 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
17. "Адлер" ("Летучий", 259): полная стоимость — 314000 герм. марок. (0,1546 млн. руб.) (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
18. "Анакрия" ("Минер", 260): полная стоимость — 194000 герм. марок. (0,0955 млн. руб.) (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
19, 20. "Тосна" (115", "Домеснес" (116): полная стоимость каждого — по 0,12 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
21, 22, 23, 24, 25, 26. "Аспэ" (125), "Транзунд" (126), "Гогланд" (122), "Нарген" (121), 131, 132: полная стоимость каждого — по 0,14545 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
27, 28. 268, 269: полная стоимость каждого — по 0,13 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по иным миноносцам в книге P.M.Мельникова "Первые русские миноносцы").
29, 30. "Даго" (118), "Котка" ("Летчик", 256): полная стоимость каждого — по 360000 фин. марок (около 0,141 млн. руб.) (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
31, 32. "Кроншлот" (123), "Сескар" (124): полная стоимость каждого — по 0,15 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по иным миноносцам в книге P.M.Мельникова "Первые русские миноносцы").
33, 34. "Экенес" (117), "Борго" (207): полная стоимость каждого — по 0,10625 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
35, 36. "Биорке" (111), "Роченсальм" (112): полная стоимость каждого — по 0,109 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
37, 38. "Анапа" ("Учебный, 252), "Ай-Тодор" ("Подводник", 253): полная стоимость каждого — по 0,115 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
39, 40. "Гапсаль" (113), "Моонзунд" (114): полная стоимость каждого — по 0,108 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
41. "Пернов" (103): полная стоимость — 0,219439 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
42. "Сестрорецк" (104): полная стоимость — 375000 фр. фр. (около 0,1406 млн руб.) (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
43, 44. "Поланген" (119), "Пакерорт" (120): полная стоимость каждого — по 430000 фин. марок (около 0,166 млн. руб.) (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
45, 36, 47, 48. 127. 128, 129, 130: полная стоимость каждого — по 0,175 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по иным миноносцам в книге P.M.Мельникова "Первые русские миноносцы").
49, 50. 131, 132: полная стоимость каждого — по 0,16 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по иным миноносцам в книге P.M.Мельникова "Первые русские миноносцы").
51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60. 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142: полная стоимость каждого — по 0,166 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
61, 62, 63, 64. 270, 271, 272, 273: полная стоимость каждого — по 0,17 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по иным миноносцам в книге P.M.Мельникова "Первые русские миноносцы").
65, 66. 208, 209: полная стоимость каждого — по 0,219029 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
67, 68. 210, 211: полная стоимость каждого — по 0,217169 млн. руб. (P.M.Мельников, "Первые русские миноносцы").
68, 70. 212, 213: полная стоимость каждого — по 0,3 млн. руб. (оценочно) (с учетом данных по иным миноносцам в книге P.M.Мельникова "Первые русские миноносцы").
71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80. 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223): полная стоимость каждого — по 0,24 млн. руб. (В.Ю.Усов, "Миноносцы типа "Циклон", Судостроение, 1983 г., № 8).
Итоговая стоимость эскадренных миноносцев (округленно) — 12,767 млн. руб.
Канонерские лодки:
1 и 2. "Сивуч" и "Бобр": постройка — 1884-1884 гг. и 1884-1885 гг. соответственно.
У С.В.Несоленого ("Канонерские лодки Первой эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне (1904-1905)") приводятся данные только о стоимости корпусов с механизмами: "Сивуч" — 0,715 млн. шведских крон (0,3945 млн. руб.), "Бобр" — 0,580125 млн. руб.
Полная стоимость — соответственно, около 1,05-1,1 млн. руб. (оценочно) для "Сивуча" и 1,2-1,3 млн. руб. (оценочно) для "Бобра".
3 и 4. "Кореец" и "Манджур": постройка — 1885-1887 гг. и 1886-1887 гг. соответственно.
У С.В.Несоленого ("Канонерские лодки Первой эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне (1904-1905)") приводятся данные только о стоимости корпусов с механизмами: "Кореец" — 0,538 млн. руб., "Манджур" — около 0,55 млн. руб.
Полная стоимость каждой лодки — около 1,2-1,3 млн. руб. (оценочно).
5, 6, 7, 8, 9, 10. "Запорожец", "Донец", "Черноморец", "Кубанец" "Терец", "Уралец": постройка — 1886-1888 г. (кроме "Донца" и "Черноморца", постройка которых закончена в 1889 г.).
У Р.М.Мельникова ("Черноморские канонерские лодки типа "Запорожец") приводится только стоимость корпусов этих лодок – по 0,4 млн. руб.
Полная стоимость каждой лодки, составила, очевидно, около 1,2-1,3 млн. руб. (оценочно).
Все лодки в 1900 г. прошли процедуру замены котлов на котлы Бельвиля. Кроме того на "Уральце" в 1905 г. была заменена артиллерия. Все это могло добавить к стоимости каждой лодки еще около 0,1 млн. руб. (оценочно), а для "Уральца" — около 0,3-0,4 млн. руб. (оценочно).
11, 12, 13. "Грозящий", "Гремящий", "Отважный": постройка — 1889-1890-1890/1892-1893-1893 гг.
У С.В.Несоленого ("Канонерские лодки Первой эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне (1904-1905)") приводятся данные только о стоимости механизмов для "Гремящего" — 0,03205 млн. фунтов стерлингов (около 0,31 млн. руб.).
Полная стоимость, очевидно, составляла около 1,4-1,5 млн. руб. (оценочно).
14. "Гиляк": постройка – 1896-1899 гг.
Н.Н.Афонин ( «Канонерская лодка «Гиляк», Судостроение, 1987 г., № 3) приводит только стоимость корпуса лодки – 0,603013 млн. руб.
Полная стоимость, очевидно, составляла около 1,3-1,4 млн. руб. (оценочно).
15. "Храбрый": постройка — 1894-1897 гг.
У Л.А.Кузнецова в статье "Мореходная канонерская лодка "Храбрый" (Судостроение, 1987 г., № 2) указана стоимость 1,189938 млн. руб., но судя по данным, имеющимся в иных источниках (В.В.Хромов, "Канонерская лодка "Храбрый"), это только стоимость корпуса с механизмами.
Полная стоимость с учетом косвенных сведений на стр. 111 книги В.Ю.Грибовского и И.И.Черникова "Броненосец "Адмирал Ушаков", составляла около 1,55 млн. руб. (оценочно).
В судьбе "Храброго" до РЯВ имели место два ремонта: после столкновения со шведским пароходом 2 июля 1896 г. — стоимость 0,002673 млн. руб., ремонт во Франции в 1900 г. – 0,172239 млн. руб.
Итоговая стоимость канонерских лодок (округленно) — 20,6 млн. руб. (по оценочным позициям использовались усредненные данные).
Таким образом, общая стоимость кораблей РИФ времен РЯВ, построенных от начала 20-летней программы, составляла (округленно) 535,4 млн. руб., оценочно, опять же, но вряд ли слишком далеко от реальности.
Эта цифра, кстати, вполне коррелирует с данными, имеющимися в размещавшейся на сайте статье К. Ф. Шацилло "Последние военные программы Российской империи", где указывалось, что "перед войной с Японией самодержавие выделило на военно-морское строительство 512,6 млн. руб.". Если учитывать только то, что создавалось именно ПЕРЕД войной, то примерно столько и выйдет.
И еще кое-что о затратах Морского министерства, так или иначе связанных со строительством флота накануне РЯВ (http://istmat.info/node/24955):
"В мае 1898 г. с разрешения вашего императорского величества было приобретено от фирмы Ф. Круппа право производства брони по ее способу на наших заводах Адмиралтейских Ижорских и Обуховском, для чего названная фирма обязывалась дать все необходимые указания и обучить этому способу наших заводских мастеров, с уплатой фирме, смотря по тому, что окажется для нее более выгодным: по 100 тыс. руб. в год или по 100 руб. за каждую тысячу килограммов так называемых цементированных плит, изготовленных казенными заводами по способу Круппа, и по 50 руб. за каждую тысячу килограммов нецементированных плит, если последнего рода плиты будут выделаны по способу Круппа. Эти условия считаются обязательными в течение первых 6 лет со дня заключения контракта, а затем, в течение последних 6 лет, условлена плата только количественной премии, хотя бы таковая и оказалась менее 100 тыс. руб. в год. Изменение самими русскими заводами крупповского метода выделки брони не освобождает Морское министерство от обязательной уплаты условленной премии; но, с другой стороны, фирма Ф. Круппа через три года по заключении контракта лишается права на получение премии, если на каком-либо иностранном заводе будет изобретен способ изготовления брони, дающей сопротивление пробиваемости на 10 % выше того, каким обладают крупповские плиты.
В итоге, в течение 12 лет, начиная с мая 1898 г., Морскому министерству придется заплатить Круппу за его способ выделки брони не менее 1 млн. 200 тыс. руб. премии, но этот расход вполне окупается, принимая во внимание высокую цену круппированных плит при заказе их за границей…".
Думаю, можно считать, что около половины этой суммы (0,6 млн. руб.) и было выплачено Круппу в период до начала и во время РЯВ.
Стоит вспомнить еще и постройку Морским министерством вспомогательных судов для нужд флота — учебного транспорта "Океан" (2,315 млн. руб.), угольного транспорта "Камчатка" (2,2752 млн. руб.) и плавучей мастерской для Кронштадтского порта (около 0,25 млн. руб.) (http://istmat.info/node/24955).
Помимо этого, следует учесть затраты Морского министерства на строительство подводных лодок, вооружение и оснащение вспомогательных крейсеров, участвовавших в РЯВ, что, полагаю, требовало еще не менее 2,0 млн. руб. (оценочно). Плюс расходы на осуществлявшееся во время РЯВ строительство кораблей, вошедших в строй уже после войны, как, например, канонерская лодка "Хивинец" — но эту статью расходов в силу ее трудноисчислимости я уж точно не возьмусь оценить…
С уважением. Стволяр.