Российский Императорский флот. Тяжелые артиллерийские корабли (Ferrum Autem)
Продолжаю публиковать свои наработки по флотам мира Ferrum Autem, и сегодня настал черед Российского Императорского флота. Пост будет посвящен общему описанию флота – его организации, системе базирования, подходе к проектированию кораблей и т.д. Увы, литературной части с "пиу-пиу" в этом посте не будет – пока мало материала по РИФ, но как только он появится – будет и литературная часть.
Краткое вступление
При создании альт-РИФ в рамках своего мира столкнулся с определенными проблемами, которые были связаны в основном с тем, что нужных кораблей в нужном виде в РИФ практически не было, и потому едва ли не каждый прототип приходилось перерабатывать если не полностью, то кардинально. Яркий пример тому – "Рюрик": в нем мало кто сможет разглядеть реальный прототип, коим стал "Рюрик" II. В результате пришлось сильно импровизировать с некоторыми кораблями, хотя они все еще узнаваемы. Далее по пунктам:
– как и в случае с японцами, для РИФ я сохранил визуальную стилистику общего внешнего вида из реала. в частности – формы корпуса и особенно форштевня. Все крупные корабли получат нос а-ля "Измаил" (или даже "Пересвет" – нравится мне его шнобель), легкий крейсер – от "Светланы", а прочие легкие корабли – от эсминцев типа "Новик".
– не сдержался и довольно сильно упоролся с артиллерией, которая почти поголовно стала 52-калиберной.
– были сохранены такие отличительные черты РИФ, как линейное расположение башен ГК на дредноутах и 130-мм калибр ПМК.
– в качестве образца при рисовании башен для тяжелых крейсеров использовались 305-мм башни береговой обороны, легкий крейсер получил слегка увеличенные башни с "Красного Кавказа".
– на основных КДП будут размещены по два дальномера – основной и скартометр. При этом главные КДП не будут размещаться на топе мачт, т.е. их использование будет в определенной мере ограничено.
Российский Императорский флот
Примерно так выглядят линкоры РИФ в мире Ferrum Autem. Рисунок А. Ю. Заикина.
Российский Императорский флот к 988 году имеет многовековую и славную историю. Несмотря на относительно незначительное присутствие в мировом океане в сравнении с армадами Испании, Великобритании и Германии, Россия твердо закрепила за собой позицию морской державы, готовой отстаивать свои интересы с помощью своих флотов. Однако некоторые особенности как Российской империи в целом, так и РИФ в частности добавляют проблем при его развитии, и борьба с ними вызывает нужду в нестандартном подходе, отличимом от флотов других государств. Главной из них является наличие у России многочисленной и сильной армии, которая "съедает" солидную часть военного бюджета, в результате чего флот периодически испытывает проблемы с финансированием. Однако не менее значимы и другие недостатки.
Исторически сложилось так, что РИФ всегда был вынужден делить свой корабельный состав на четыре изолированных флота – Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский. Все это приводит к тому, что практически при любом раскладе корабли РИФ оказываются в меньшинстве, несмотря на многочисленный общий корабельный состав. Это вынуждает искать альтернативные решения вопроса противостояния вражеским эскадрам на море, а также уделять значительное внимание индивидуальной подготовке экипажей и качеству постройки и вооружения всех боевых кораблей. В результате всего этого многие русские корабли концептуально отличаются от своих заграничных "коллег", имеют более продуманную конструкцию, а русские СУО и артиллерия считаются одними из лучших в мире, уступая в этом лишь непревзойденным авернийцам [1]. Помимо этого, серьезное внимание РИФ уделяет вопросам минных постановок, воздушной разведке и логистике флота. Не последним пунктом является важность сплаванности боевых отрядов – корабли редко используются по отдельности, обычно они действуют как единое целое в рамках тактических соединений, что в бою дает хорошую координацию и надежность. Все это позволяет хотя бы отчасти компенсировать численное отставание от флотов противника. Помимо непосредственного завоевания господства на море, РИФ также активно использует крейсерскую войну против вражеского судоходства, используя для этого различные средства.
Существуют также индивидуальные особенности отельных составных частей РИФ:
Балтийский флот имеет развитую систему баз в Финском заливе и Балтийском море. Основным его противником традиционно является Германский Балтийский флот, который обычно формируется из отдельных соединений мощных ВМС Германии. Частично это численное отставание компенсируется достаточно сильным флотом Швеции [2], который выступает в качестве союзника России на случай войны с Германией, однако даже с учетом этого союзники не обладают численным превосходством над Остзейским флотом [3]. Обычно в состав Балтийского флота входят 4 линкора, некоторое количество крейсеров и большое количество кораблей легких сил при полном отсутствии авианосцев. Положение флота облегчает тот факт, что именно на Балтике находится основной массив судостроительной промышленности Российской империи, и на нужды флота могут работать многочисленные заводы Петрограда. В случае войны с Германией основными задачами Балтийского флота является защита Петрограда, оборона своего берега, поддержка приморского фланга армии и нарушение каботажного судоходства противника. В вопросах обороны БФ вместе со шведами активно использует минно-артиллерийские позиции для защиты Финского и Ботнического заливов.
Черноморский флот фактически не является таковым, основную часть службы корабли несут в Средиземном море, охраняя интересы своего торгового судоходства. На случай войны основными вероятными противниками являются Германский Средиземноморский флот (Миттельмеерфлотте), союзный ему Венгерский Королевский флот и Шаханшахский флот Персидской империи. При этом на стороне ЧФ имеются также и союзники – Византия и Франция, а в отдельных случаях – Аверния. Италия является ненадежным союзником и может переметнуться на сторону Германии. На фоне достаточно многочисленных союзных флотов роль ЧФ в случае войны может носить вспомогательный характер. Помимо основных баз на Черном море (Севастополь, Николаев), ЧФ имеет также иностранные вспомогательные базы в Бизерте (Аверния) и на Корфу (Византия), может пользоваться союзной ремонтной инфраструктурой и в целом имеет отлично обеспеченную логистику. Численно ЧФ примерно соответствует БФ, однако имеет несколько иное соотношение численности миноносцев и эсминцев в пользу последних.
Северный флот является одним из двух флотов России, находящимся в незамкнутом театре военных действий. Это накладывает на него дополнительные обязательства – помимо защиты своего прибрежного судоходства СФ также должен по возможности защищать морскую торговлю в военное время, и в большей степени – служить опорой для многочисленных вспомогательных и подводных крейсеров [4]. Таким образом, на СФ сосредоточено большое количество подводных лодок и легких кораблей, также в его распоряжении имеются авианосцы и гидроавианосцы, хоть и в относительно небольшом количестве. С базированием СФ существуют определенные проблемы – несмотря на наличие развитой инфраструктуры, поддержка и ремонт больших кораблей обычно связаны с затруднениями, что вызывает их ускоренный износ матчасти. Существует практика отсылки на ремонт линкоров и авианосцев в шведские порты или на Балтику, в военное же время их ремонт в ограниченных масштабах можно выполнять лишь в Архангельске и Северодвинске.
Тихоокеанский флот является самым многочисленным и сильным из всех флотов России. Он имеет четко обозначенные задачи – обеспечивать интересы России на Тихом океане, защищать ее берег и противостоять флотам вероятных противников. Таковых на Тихом океане у России два – Япония и Китай, причем последний может выступать союзником в случае конфликта с Японией. Имеются у ТОФа также и союзники в лице Индокитайского флота Французской республики. Тихоокеанский флот имеет две крупные базы – Порт-Артур в Маньчжурии и Владивосток в Приморье. Обе эти базы обладают развитой инфраструктурой и опираются на производственные мощности русского Приморья и Маньчжурии [5]. В состав ТОФа обычно входят 8 линкоров, большая часть тяжелых и легких крейсеров всего РИФа, практически все авианосцы и значительное количество легких надводных кораблей и подводных лодок. Основной базой флота выступает Порт-Артур, Владивосток используется в качестве дополнительной базы и обычно защищается лишь МАПами, крейсерами и подводными лодками.
В тактическом плане РИФ использует в целом обычную тактику генерального сражения с участием линкоров и тяжелых крейсеров с добиванием флотов противника ночью с помощью эсминцев, однако в исполнении русских эта тактика также имеет свои особенности. В частности, значительное внимание уделяется подготовительной фазе генерального сражения – с помощью набегов, скрытных минных постановок у вражеского берега, стычкам малых сил и активному использованию подводных лодок РИФ перед генеральным сражением наносит серьезный урон флоту противника перед генеральным сражением, причем использование всех указанных инструментов войны на море достигает высокой интенсивности. Все это вызывает относительно высокие боевые потери и быстрый износ материальной части кораблей, что отчасти компенсируется постройкой новых кораблей и развитой ремонтной инфраструктурой во всех основных базах. Из-за этого РИФ довольно чувствителен к длительным военным конфликтам, в ходе которых он может лишиться многих кораблей и потерять возможность эффективно воздействовать на флоты противника.
Суммируя все выше сказанно, можно утверждать, что Российский Императорский флот является одним из самых продуманных и технически совершенных в мире, однако традиционные затруднения с финансированием и разделение его сил на четыре ТВД значительно снижают его потенциал. Русские эскадры считаются весьма серьезными противниками, индивидуально их корабли рассматриваются как лучшие представители своих классов, однако в общем и целом РИФ вынужден нести вспомогательную роль в ходе военных конфликтов и "играет от обороны", значительно уступая военному потенциалу своих вероятных противников.
Линейные корабли типа "Цесаревич"
Водоизмещение: нормальное 28 500 тонн, полное 32 900 тонн
Размерения: 192,9×30,2×8,5 м
Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА, 12 котлов, 80 000 л.с. = 25 узлов
Дальность плавания: 5000 миль (14 узлов)
Броня: главный пояс 100–300 мм, верхний пояс 75 мм, внутренний пояс 75 мм, траверзы 150–250 мм, средняя палуба 100 мм, нижняя палуба 75 мм, ПТП 25 мм, кожухи труб 25–75 мм, башни 200–350 мм, барбеты 350–210 мм, рубка 400 мм
Вооружение: 12 305/52-мм, 20 130/52-мм орудий, 8 100/52-мм зенитных пушек, 24 25-мм автомата
Экипаж: 1174 человека
Линейные корабли типа "Цесаревич" стали венцом развития концепции русских линкоров и к 988 году заменили все линкоры старых типов. Отличаются продуманной схемой бронезащиты, дающей высокую степень защиты от вражеской артиллерии, наличием ПТЗ, достаточно высокой скоростью хода и мощной артиллерией ГК. Из недостатков можно назвать достаточно стесненную компоновку, вызванную требованиями моряков разместить 12 305-мм в четырех башнях по линейной схеме, недостаточную глубину ПТЗ в оконечностях, высокую стоимость и трудоемкость постройки и достаточно сильное задымление носовой надстройки из-за близкого расположения дымовой трубы. Имеют развитую и эффективную СУО, продублированную за счет наличия самостоятельных автоматов стрельбы в каждой башне ГК. Считаются одними из лучших в мире линейных кораблей.
Тяжелые крейсера типа "Рюрик"
Водоизмещение: нормальное 21 800 тонн, полное 24 250 тонн
Размерения: 182,7×28,5×8,5 м
Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА, 16 котлов, 80 000 л.с. = 28 узлов
Дальность плавания: 5000 миль (14 узлов)
Броня: пояс 75–225 мм, траверзы 225 мм, верхний пояс 75 мм, внутренний пояс 75 мм, средняя палуба 75 мм, нижняя палуба 75 мм, ПТП 25 мм, кожухи труб 25–75 мм, башни 150–300 мм, барбеты 150–225 мм, рубки 250–400 мм
Вооружение: 8 254/52-мм, 16 130/52-мм, 12 100/52-мм орудий, 16 25-мм автоматов
Экипаж: 1098 человек
Стандартный тип тяжелых крейсеров Российского Императорского флота. Имеет достаточно развитую бронезащиту и высокую скорость хода при умеренном вооружении. Первый и к 988 году единственный тип больших артиллерийских кораблей (линкоров и тяжелых крейсеров) с линейно-возвышенным размещением башен ГК, которое применили с оглядкой на тактическую нишу корабля. Предназначен для разведки при линейных кораблях, охвата головы вражеской колонны и самостоятельных действий в качестве рейдера или защитника торговли. Из недостатков можно назвать малую общую глубину ПТЗ и сложность постройки, из преимуществ — линкорную СУО, мощные 254-мм орудия и высочайшую живучесть, позволяющую "Рюрикам" выдерживать огонь даже линейных кораблей.
Легкие крейсера типа "Варяг"
Водоизмещение: нормальное 8800 тонн, полное 10 650 тонн
Размерения: 182,3×17,5×5,6 м
Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА, 16 котлов, 80 000 л.с. = 32 узла
Дальность плавания: 5000 миль (14 узлов)
Броня: пояс 70 мм, траверзы 70 мм, палуба 50 мм, башни 50–70 мм, барбеты 50–70 мм, рубка 100 мм
Вооружение: 8 180/52-мм, 8 100/52-мм орудий, 12 25-мм автоматов, 2х4 533-мм торпедных аппаратов
Экипаж: 784 человека
Русский вариант крейсера малого водоизмещения, первый корабль концепции "истребителя легких крейсеров" в РИФ. Возник из-за осознания того, что вражеские флоты имеют огромное превосходство в легких крейсерах, которые фактически блокируют использование русских эсминцев и миноносцев и представляют для них серьезнейшую угрозу. В результате было решено отойти от привычной концепции крейсера-лидера, и перейти к постройке мощных эскадренных миноносцев [6] и легких крейсеров, специально заточенных на противостояние вражеским кораблям того же ранга. В результате этого "Варяг" получил 180-мм артиллерию в 4 башнях, эффективную против 140-164-мм снарядов бронезащиту и мощную СУО, полученную после некоторого упрощения линкорной. В результате всего этого водоизмещение и стоимость крейсеров по отношению к иностранным одноклассникам возросли, что, впрочем, сочли приемлемым. Из недостатков корабля можно назвать не самую лучшую мореходность, уязвимость против атак эсминцев (180-мм орудия не являются достаточно эффективным оружием против эсминцев на близких дистанциях) и не самую высокую скорость, из-за которой крейсера многих держав имеют возможность избежать боя с "Варягом". Тем не менее, крейсера этого типа считаются достаточно удачными кораблями в рамках своего подкласса и являются эффективным оружием против вражеских легких крейсеров.
Примечания
1) Авернийцы в мире Ferrum Autem – технически самое продвинутое государство, превосходящее по отдельности любое другое. Несмотря на это, из-за внутренних проблем они не являются "имбой" и не претендуют на мировую гегемонию – по крайней мере на 988 год.
2) Таки решил сделать из Скандинавии Шведскую империю – так проще. Хотя если вспомнить, что скандинавы у меня вообще предположительно язычники…
3) В оригинале "Остзейская станция" – как я понял, именно так именовался флот Германии на Балтике в ПМВ.
4) Таки решил ввести отдельный класс больших крейсерских подводных лодок. О них будет рассказано в отдельной статье, сразу по нескольким государствам.
5) Маньчжурия в мире FA выступает в качестве автономной части Российской империи.
6) Россия будет одной из трех (пока что) стран, в которых эсминцы будут крупнее "среднего общемирового" водоизмещения в 1500–1700 тонн. Двумя другими будут Италия и Аверния. Италия же вообще пока что вырисовывается как страна с небольшим, но элитным и чрезвычайно мощным флотом, а моральный облик "новых римлян" будет таковым, что вместо титула "мальчиков для битья" итальянцы станут очень и очень серьезными вояками как минимум на море.
P.S. Что-то я в ударе. Делать по посту каждые 2 дня, оказывается, не такая уж и большая проблема, если есть материал – а материал генерируется с большой скоростью. По факту у меня уже сейчас, помимо этой статьи, есть материал еще на 1,5 – готов авернийский эсминец, и практически полностью готовы легкие силы РИФ.