Российская Империя в мире без Русско-Японской войны. По рукам, мистер Крамп.
Данная альтернатива родилась как один из вариантов поиска путей, как нашей стране можно было бы обойтись без потерь и катастроф, вызванных проигрышем Русско-японской войны, 1 Мировой и Революций. В то же время не вижу смысла придумывать невиданные кораблики с множеством пушек и прочими наворотами. История и техника как-то всегда развивались по своим законам логики. В РИ Крамп увёз из СПб в Америку чертежи «Пересвета», «Потёмкина» и «Дианы». И что невозможного в том, что в качестве прототипа «Ретвизана» ему могли порекомендовать не «Пересвет», а «Потёмкин»? Опять же вижу вред и России и Японии от произошедшей тогда войны. Погибшие и через столетия взывают к живым. В результате получилось следующее:
Туманным утром 04 марта 1898 г. на лайнере «Сент-Пол», построенном на его же верфи в Филадельфии, в Санкт-Петербург прибыл г. Чарльз Крамп, глава филадельфийской судостроительной фирмы «Вильям Крамп и сыновья», давний подрядчик Морского ведомства, с коммерческим предложением по строительству кораблей для Дальнего Востока.
В тот же день он постарался повидаться с кем возможно из своих старых знакомых, которые когда-то посещали его верфь. В первую очередь он договорился о встрече с Е.И. Алексеевым, занимающимся флотскими делами на Д.В. Российской Империи. С ним он хотел обсудить состав будущей русской эскадры ТОФ. Сам он хотел бы получить максимальный заказ на 2 броненосца, 4 бронепалубных крейсера и 30 эскадренных миноносцев. И даже поставить комплект оборудования для сборки на месте половины из них. Евгений Иванович был рад встрече, а выслушав предложения, задумался. Обнадёжив собеседника, что переговорит с нужными людьми и без заказа тот не уедет, окончательный ответ он отложил.Следующая встреча была с Главным инспектором Кораблестроения Н.Е. Кутейниковым и адмиралом С.О. Макаровым, знакомым с Крампом по участию в испытаниях броненосца «Массачусетс», построенного в 1896 г. его верфью, и на текущий момент занимавшего должность Командующего Практической эскадрой Балтийского моря.
В качестве прототипов Крамп предлагал проекты броненосца «Айова» и крейсера «Касаги», только начатого постройкой для Японии.
После деловой посиделки в ресторане и подробного обсуждения вопроса было решено рекомендовать для постройки у Крампа ЭБР по проекту «Князь Потёмкин-Таврический», только что заложенного в Николаеве, с увеличением водоизмещения для достижения 18-узловой скорости и требуемой дальности плавания в 8000 миль на 10 узлах.
Конечно, он был мощнее, чем планируемые для ДВ Особым Совещанием, но обсудив вновь заказанные Японией в Англии броненосцы с 14-ю 6-дюймовками, решили, что 16 «Потёмкинских» 6-дм. будет в самый раз. А для обоснования решили предложить эти 2 броненосца в качестве флагманских. Да и возвышенный полубак в бурных дальневосточных водах будет полезен. В качестве запасного варианта был выбран «Пересвет».
Предложенный «Касаги» для удешевления и ускорения постройки было решено принять для 2 первых крейсеров с условием более быстрой и лучшей постройки, чем у японцев. Чуть дешевле, чуть скорее постройка, чуть прочнее корпус, чуть быстрее ход.
Причём, даже с сохранением американских 127-мм орудий, в качестве эксперимента (калибр близкий к 130-мм орудиям, позднее прижившимся в русском и советском флоте и более эффективном, по сравнению со слабоватыми 120 мм-ками). Однако цилиндрические котлы всё же заменить на котлы Бельвиля. Для 2 пары крейсеров было решено разработать новый проект на базе (той- же, что и в реальности, и с тем же, что первоначально в РИ составом вооружения) «Дианы» с В – 6700 т., V – 23 узла, 2 – 8-дм/ 45 кал и 10 6-дм/45 кал орудиями и увеличенной до 7000 миль дальностью плавания.
Уже через день Е.И. Алексеев при встрече предложил В. Крампу подумать над встречным предложением. Его верфи заказываются все предложенные им корабли: 2 броненосца, 4 бронепалубных крейсера, 10 контрминоносцев, 20 комплектов контрминоносцев и завод по их сборке на ДВ. Ему же предлагается вложить большую часть прибыли от такой крупной сделки в АО Порт Дальний на п.о. Ляодун.
Предполагался обоюдный интерес. Будут сэкономлены значительные средства Министерства Финансов, которые в противном случае Витте, как предполагали моряки, стал бы экономить на флоте (Считаю С.Ю. Витте одним из главных виновников проигрыша Русско-Японской войны в РИ из-за преднамеренного систематического срыва финансированиия пополнения флота и боевой подготовки). Предполагался большой грузопоток через незамерзающий тёплый порт, «ворота в Китай» и Крамп мог рассчитывать на значительную прибыль от своих вложений. Кроме всего прочего Правительство получало в Америке лоббиста своих интересов, а порт в Дальнем оказывался с иностранным участием, и агрессия против него затрагивала интересы американского капитала. Теперь пришёл черед задуматься Крампу. Предложение очень заманчивое, но не простое. Всё же обдумав перспективы, он решился дать согласие на такие условия. Не до конца согласованным остался лишь вопрос о месте расположения завода по сборке миноносцев, но его отложили на потом.
Следующая встреча состоялась со старым знакомым по Филадельфии, ещё молодым тогда офицером, а ныне помощником начальника главного морского Штаба адмиралом Ф.К. Авеланом. 21 апреля 1898 г на банкете по случаю 20 летия постройки в Америке для русского флота крейсеров «Азия», «Африка», «Европа» и «Забияка».
21-го же марта 1898 г поданные документы рассмотрел генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович, и через 2 дня Крамп получил положительный ответ.
К 4 апреля стороны в целом достигли договорённости. 11 апреля в Филадельфии был подписан контракт на строительство первых кораблей – броненосца «Ретвизан» по типу ЭБР «Князь Потёмкин» в 14 000 т., крейсеров «Варяг» и «Венус» типа «Касаги» в 5000 т. с котлами Бельвиля и 5 контрминоносцев океанского типа.
20 июня был подписан общий контракт на постройку броненосца «Гангут» и крейсеров «Владимир» и «Владивосток» в 6700 т., ещё 5 готовых и 20 сборочных комплектов контр-миноносцев, сборочного завода для их сборки во Владивостоке, а также документов по участию Крампа в строительстве и деятельности АО порта Дальний. Особо оговаривался вопрос по своевременному обмену готовыми чертежами для последующего строительства кораблей в России.
Доработка чертежей «Потёмкина» шла достаточно быстро, но всё равно в Россию они попали только в начале сентября, а само строительство «Ретвизана» началось в конце августа 1898 г. В России же Балтийский завод в СПб начал постройку «Победы» по этим чертежам только в октябре. Строительство второго отечественного броненосца по этим чертежам 14 декабря простимулировал Управляющий Морским министерством в-адм. П.П. Тыртов, напомнив о необходимости закладки нового броненосца в пустующем эллинге Н. Адмиралтейства после спуска «Осляби». Новый броненосец, заложенный 20 января 1899 г., назвали «Бородино» (в этой реальности постройку броненосца не задерживали опоздания с получением чертежей от Лаганя и с их творческой переработкой). Также предполагалось в Николаеве по спуску «Князя Потёмкина» продолжить строительство серии ещё двумя броненосцами по чертежам «Ретвизана».
В результате чего серия броненосцев по типу «Князя Потёмкина» из 7 броненосцев оказалась крупнейшей в русском флоте.
Кроме того, нужно учесть продолжение серии «Потёмкина» в американском флоте из «Мэна», «Иллинойса» и «Миссури».
ЭБР "Князь Потёмкин-Таврический"
ЭБР "Maine"
По результатам всё же объявленного конкурса проектов нового броненосца было решено строить во Франции «Цесаревич», а в СПб по его подобию 4 броненосца: на Балтийском заводе «Князь Суворов», «Александр III», «Орёл» , а 26 октября 1899 г. в Новом-Адмиралтействе на Галерном острове заложили «Славу».
Строительство американских броненосцев шло не без трудностей, но достаточно быстро. СПб-е «Цесаревичи» несколько отставали.
В дальнейшем к услугам Крампа прибегали ещё неоднократно, в частности ему же был отдан заказ на подводные лодки, землечерпалки для Порт-Артура, ворота нового дока в Порт-Артуре и большой плавучий док для Владивостока. А в начале мая 1905 он стал законодателем новой моды в мире, заложив первый «дредноут» (как у нас сейчас говорят) «Южную Каролину».
В результате всех усилий к декабрю 1903 г. в Порт-Артуре собралась внушительная эскадра из запланированных 10 эскадренных броненосцев: 3-х «Полтав», 4-х «Ретвизанов» и 2-х «Пересветов» и «Цесаревича».
Причём «Цесаревич», «Баян» и «Дмитрий Донской» пришли 19 ноября, а «Аврора», «Алмаз» с транспортами «Орёл», «Саратов», «Смоленск» только в конце декабря (в связи с более быстрым пополнением ТОФ эсминцами, чем в реальности, не было принято решение гнать на ДВ малые миноносцы, которые в РИ задержали отправку отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса).
В середине января 1904 г. также произошёл первый визит американской эскадры в Дальний и Порт-Артур в составе броненосцев «Wisconsin» и «Oregon» и крейсера «Олимпия» американского флота, показав заинтересованность САСШ в развитии порта Дальний. Были проведены совместные манёвры эскадр. Это на время разрядило напряжённость отношений России и Японии и отложило на некоторое время все прежние планы.
В 20-х числах января 1904 г. пришёл 11-й броненосец «Князь Суворов» (отремонтированный после посадки на мель в Средиземном море в августе, в РИ на мель садился «Ослябя») и транспорты «Петербург», «Смоленск» и транспорт «Рязань», доставивший комплекты радиостанций.
В результате дальнейшего перебазирования кораблей, к тому моменту, в который в нашей истории началась русско-японская войны 1 эскадра ТОФ в Порт-Артуре и Дальнем состояла из 9 броненосцев:
«Ретвизан» (флагманский), «Гангут», «Победа», «Бородино», «Князь Суворов», «Цесаревич», «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь».
Итого в бортовом залпе 36 – 12-дм, 62 – 6-дм орудия.
Шести бронепалубных крейсеров 1 ранга: «Диана», «Паллада», «Аврора», «Дмитрий Донской», «Варяг» и «Венус». Бортовой залп 4 – 8-дм, 17 – 6-дм, 10 – 127 мм, 4 – 120 мм.
Крейсеров 2 ранга: «Боярин» и «Алмаз». Учебных клиперов «Джигит» и «Разбойник». Минных крейсеров «Всадник», «Гайдамак» и минного заградителя «Амур».
Эскадренных миноносцев – 26 и 4 миноносца. Оборонительный отряд Порт-Артура включал в себя канонерские лодки «Гремящий» и «Отважный» и «Гиляк».
Владивостокский отряд ТОФ был сформирован на основе представлений о предстоящей крейсерской войне на коммуникациях и состоял из: броненосцев-крейсеров «Пересвет» и «Ослябя» с их 8 – 10-дм и 10 – 6-дм орудиями бортового залпа.
Броненосных крейсеров «Громобой», «Россия», «Баян», «Рюрик» с 8 – 8-дм, 29 – 6-дм и 3 – 120-мм орудиями.
Бронепалубных 23-узловых крейсеров 1 ранга «Богатырь», «Аскольд», «Владимир», «Владивосток» с 4 – 8-дм, 25 – 6-дм орудиями.
Крейсера 2 ранга «Новик» и учебный «Забияка». Минные заградители «Енисей» и «Алеут». 14 эсминцев (в т.ч. 10 «американских» океанского типа и 4 «немецких») и 5 миноносцев. Пароходы Добровольного флота «Москва» и «Херсон», «Петербург» и «Смоленск».
Пароход Добровольного флота «Херсон» в Сан-Франциско с грузом запчастей для ТОФ РИ.
Оборонительный отряд Владивостока включал в себя канонерские лодки «Кореец», «Манджур», «Бобр» и «Сивуч». Военные транспорты «Камчадал» и «Якут».
Как ни странно, но намеченные планы усиления ТОФ с помощью мистера Крампа были выполнены почти полностью, если с натяжкой посчитать учебные клиперы, вооружённую яхту Наместника «Алмаз» и 4 парохода Доброфлота (вспомогательные крейсера в случае войны) за полноценные крейсера 2 ранга. Однако собранные к тому моменту силы русских пока не позволяли Японии надеяться на благополучное окончание любых военных конфликтов с Россией, что сняло с текущей повестки дня угрозу нападения Японии.
Пока происходило усиление и концентрация флота Тихого океана, произошли и некоторые изменения Российской политики. Царя с большим трудом убедили провести с Японией плотные переговоры, дать ей гарантии безопасности и невмешательства в её интересы в Китае южнее границ Маньчжурии и некоторые привилегии в торговле в самой Манчжурии. Заключить договор о рыболовстве в Японском и Охотском морях. Японии также было предложено участие в деятельности АО «Порт Дальний» на условии продолжения прежней практики использования российским флотом японских портов и ремонтных мощностей. Любая деятельность в Корее была согласована только на паритетных началах. Также в Императорской семье и Правительстве окончательно утвердилась точка зрения на континентальный союз с Францией и Германией, что позволяло гарантировать стабильность в Европе и безопасность своих западных границ, а также безопасность как Франции от немецкого нападения, так и Германии от французских попыток реванша.
Последовали активные Русско-Японские переговоры в американском Портсмуте, шедшие всю весну 1904 г. и закончившиеся полным успехом и нормализацией взаимных отношений. Их результаты кардинально изменили всю дальнейшую историю 20 века, как мы её знаем. Напряжённость на Дальневосточных границах России постепенно спала, что позволило России частично заменить новые корабли отремонтированными более старыми и сформировать на постоянной основе Средиземноморскую эскадру, позволяя более активно отстаивать свои интересы на Балканах и в Северной Африке. Уже в 1910 г. Россия получила на постоянной основе базу в Бизерте.
В 1905 г. по стране прокатился ряд беспорядков, организованных революционерами, однако, не получивших массовой поддержки населения, хотя и потребовавших изрядных усилий для их нейтрализации.
В конце 1905 г. из-за длительных разногласий в Правительстве и по желанию Николая II ушёл в отставку С.Ю. Витте. Премьер-министром в 1906 г. был назначен П.Н. Дурново, вскоре наладивший взаимовыгодное промышленное и торговое сотрудничество с Германией, Францией и Австро-Венгрией, что вызвало устойчивый рост экономики. С финансами в стране было хорошо и становилось всё лучше. Николай 2 даже сформулировал неуклюжую поговорку: «Однако Дурново – вовсе не дурён». Англии так и не удалось стравить Россию и Германию в 2-х мировых войнах и приходилось вести себя весь 20 век с оглядкой на объединённые ресурсы всего континента.