Сканируя интересный выпуск "Сэкай-но кансэн" (#619), посвященный эсминцам “программ 2010”, вот какие у меня появились не очень радужные мысли. В блоге u-96 недавно обсуждалось заявление Главкома ВМФ адмирал Владимира Высоцкого о перспективах строительства эсминцев нового проекта. Реакция публики вполне предсказуемая – скептицизм, имеющий в основе закрытость нашей политической и военной системы. Рассмотрим японцев. В каждом выпуске "Сэкай-но кансэн" (тираж 50 000 экз, причем это реальный тираж, т.к. издание чисто коммерческое, стоимость выпуска 1100 – 1500 иен) публикуется фотоотчет, маневров и походов морских сил самообороны Японии и Береговой охраны. В отельных богато иллюстрированных выпусках рассматривают, например эсминцы или корабли AEGIS JMSDF, где наиболее интересная часть – описание самых новейших кораблей, их конструктивные особенности, вооружение и тактическая ниша, причем последнее наглядно с блок-схемами и многочисленными пояснениями. Для налогоплательщика должно быть совершенно ясно, на что расходуются бюджетные средства. Иногда это выглядит несколько лубочно, но во главе угла — доходчивость. У нас же подобной пропаганды не ведется и о многом мы узнаем постфактум, следовательно неудивительно, что в большинстве случаев мы оперируем домыслами и сплетнями. Что представляет собой “проект 21 956”? Какая его ниша, учитывая реалии нашего флота?
Можно продолжать и далее. Вопросы без ответов. Главком называет временные рамки закладки нового эсминца “не позднее 2012 года”, что так же вызывает вопросы к политическому руководству страны. Почему не сейчас? Почему выбран столь отдаленный срок? Если это связано с НИКОР по данной теме, то почему они начались сейчас, а не в “тучные годы”? “Миру мир” можно говорить, только имея большую дубину, как СССР. Мы в иной ситуации.
Шесть лет достаточный срок для оценок. Футуристические корабли DD(X) оказались баснословно дорогими, и из первоначальной серии 32-х “суперэсминцев” DDG-1000 “Zumwalt” построят только два, хотя судьба второго корабля висела на волоске.
Что касается английских, французских, итальянских, норвежских, датских и сингапурских проектов, рассмотренных в статьях указанного номера "Сэкай-но кансэн", то они либо уже реализованы, вот главное отличие от небольшой заметки о наших проектах фрегатов и корветов. И это будет продолжаться пока “Ярослав Мудрый” будут называть “кораблем XXI века”, а программа строительства корветов типа “Стерегущий” будет выполняться, в темпе как будто строятся “суперэсминцы” DDG-1000.
Эсминец тип 45
Шесть лет назад…
…и сейчас.
"Horizon Class"
Шесть лет назад…
и сейчас.
Multi-Mission Frigate
Строится
Автор статьи коллега infernet79