Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Гонки Рино (Reno), которые проводятся ежегодно в пустыне Невада неподалеку от одноименного городка, уникальны как для Америки, так и для мира авиагонок. Программа гонок в Рино включает в себя множество мероприятий, способных в течение четырех дней держать в напряжении многочисленную толпу. Среди этих мероприятий самым главным и вызывающим самые острые ощущения являются гонки летательных аппаратов всех классов (Unlimited class). Во все большей и большей мере эти гонки станосятся уделом миллионеров, достаточно богатых для того, чтобы щедро уделять внимание своим машинам, которые по большей части представляют собой сохранившиеся до наших дней и сильно модифицированные боевые самолеты эпохи авиации с поршневыми двигателями. В результате на стартовой линии можно увидеть с трудом узнаваемые «корсары», «мустанги», «биркеты», «си фьюри» вместе с любовно сохраненными P-38 и P-40 и (впервые приняли участие в 1987 году) такими новинками как FIAT G.59 и – вы не поверите – Як-11 с двигателем Pratt & Whitney R2800! А если ко всему этому добавить второй показ специально построенного гоночного самолета Tsunami Air Racer, можно смело сказать, что Reno 87 были винтажным годом.
Для журнала «Air International» снимки самолетов, принявших участие в гонках летательных аппаратов всех классов, были сделаны Биллом Джонсоном (Bill Johnson) [1], являющимся восторженным поклонником гонок в Рино. Он не только отправил нам фотографии, но также добавил свои собственные комментарии, относительно гонок и самолетов, что попали в его объектив. Отчет и фотографии Билла Джонсона – с минимальными правками и редактированием – представляют нам уникальную атмосферу гонок в Рино.
«В 1987 году гонки в Рино были отмечены отличной погодой (правда было немного жарковато), гонки были быстрыми, людские толпы огромными. Кроме того появилась возможность сфотографировать несколько новых интересных машин. Впервые в число участников гонок летательных аппаратов всех классов были включены единственный летающий FIAT G.59B, два Як-11 и находящийся в идеальном состоянии Curtiss P-40. За исключением одного из «яков», который был несколько изменен, остальные новички не были конкурентоспособными участниками состязаний, но быи, несомненно, крайне интересными машинами.
В категории «эти парни пришли на гонки» (these guys came to race) был очень богатый выбор. Присутствовали шесть предыдущих победителей (Dreadnought, Super Corsair, Stiletto, Dago Red, Rare Bear и Thunderbird) несколько других сильномодифициврованных гоночных самолетов, включая и новейшую модификацию истребителя «си фьюри», на котором летала мастер высшего пилотажа Джоан Остеруд (Joann Osterud). В этом году в гонках самолетов всех типов (Unlimited class) были самые скоростные участники за всю их историю.
Вся неделя – от начала до конца – принадлежала проживающему в Бейкерсфилде (Bakersfield), штат Калифорния, и специализирующемуся на бахчевых (дыни) фермеру Биллу Дестефани (Bill Destefani) и его P-51 Strega (гоночный номер 7). Дестефани начал с установления рекорда скорости еще во время квалификационных полетов – 466,674 миль в час (751,02 км/ч) и затем всю оставшуюся неделю он был на лидирующих позициях. Вместо того чтобы благоразумно ограничивать гоночный двигатель Merlin для жестокой воскресной гонки («Золотой гонки» – Gold race), Дестефани в каждом своем полете устанавливал новые рекорды; в пятницу он развил скорость 441,498 миль в час (710,50 км/ч), а в субботу – 445,318 миль в час (716,65 км/ч). Это была необычная стратегия, которая превратила обычные соревнования в зажигательное шоу.
В воскресенье Strega установил еще один рекорд – 452,559 миль в час (728,30 км/ч), – победив в гонке за победой в чемпионате (Championship race). В попытке не отстать от раскрашенного в кричащие красно-белые цвета самолета Дестефани, другие самолеты также побили старый рекорд Стиве Хинтона (Steve Hinton) – 438,19 миль в час (705,18 км/ч). Второе место занял Dreadnought, разогнавшийся до 449,747 миль в час (723,78 км/ч), а третьим финишировал Dago Red с 439,455 миль в час (707,21 км/ч). Выступление Билла Дестефани было замечательным, но по моему мнению нестоящим героем недели был его механик Дуайт Том (Dwight Thom). Раньше никто, в том числе и покойный Дейв Зеушель (Dave Zeuschel), даже под страхом наказания не смог бы подготовить «мерлин» так, чтобы он смог выдерживать нагрузки, которыми Билл Дестефани мучал мотор своей машины, и не разбрасываться своими деталями во время полета. После долгих лет разочарований Дуайт Том всем показал, как правильно готовить к полетам гоночный двигатель Merlin. Получилось очень впечатляюще».
В 1987 году в гонках летательных аппаратов всех классов привлекли 25 самолетов, и из них только девять приняли участие в соревнованиях (прохождение восьми кругов трассы) – грандиозный финал Национального чемпионата авиационных гонок (National Championship Air Races; официальное название гонок в Рино). Трое из девяти – Stiletto, Rare Bear и Thunderbird – не смогли завершить гонку, и вслед за победителем Биллом Дестефани финишную черту пересекли: Рик Брикерт (Rick Brickert ) на Dreadnought, Алан Престон (Alan Preston) на Dago Red, Джон Малони (John Maloney) на Super Corsair, Делберт Уильямс (Delbert Williams) на Pegasus и Гари Левиц (Gary Levitz) на Miss Ashley.
В классе самолетов-бипланов Том Аберл (Tom Aberle) на своем Long Gone Mong побил старый квалификационный рекорд скорости, разогнавшись до 199,823 миль в час (321,58 км/ч). Затем он победил в гонке бипланов с максимальной скоростью 196,473 миль в час (316,18 км/ч). В классе «формула 1» (Formula One class) победителем стал Алан Престон на Sitting Duck, разогнавшийся до 232,989 миль в час (374,95 км/ч), а в классе AT-6 – Эдди Ван Фоссен (Eddie Van Fossen), который в финале победил на Miss TNT со скоростью 226,362 миль в час (364,28 км/ч), разогнавшись на квалификации до 230,372 миль в час (370,74 км/ч). Также соревнования 1987 года были отмечены еще одним уже неофициальным рекордом – за четыре дня гонки в Рино в общей сложности посетили 149500 человек.
на сегодняшний день это наиболее радикальная модификация палубного истребителя Sea Fury. «Blind Man’s Bluff» использует экзотические и крайне нестабильные виды топлива. Это привело к тому, что Скип Хольм (Skip Holm) был вынужден несколько раз заявить о возникновении в воздухе аварийной ситуации. В конченом итоге на самолете были сменены три двигателя
Лайл Скелтон (Lyle Skelton) привез в Рино своего старого товарища «Rare Bear», но как говорит наш корреспондент «у «биркета» слабые шансы выиграть»
Strega’s House – единственная крытая площадка для технического обслуживания
два самолета Як-11 были представлены в Рино, но только один из них участвовал в гонках. Сообщается, что ранее они были учебными самолетами ВВС Египта и затем были приобретены во Франции. Владелец-пилот представленного на снимке самолета заменил двигатель на Pratt & Whitney R-2800, снятый с принадлежащего ему Corsair Old Blue. Этот маленький гоночный самолетик смог занять в «Бронзовых гонках» (Bronze race), пройдя трассу со средней скоростью 370,217 миль в час (595,790 км/ч)
второй Як-11, который не прошел квалификацию, получил наименование Maniyak (тяжелый вздох)
оснащенный двигателем Merlin самолет конструкции Брюса Боланда (Bruce Boland) Tsunami был единственным гоночным самолетом, специально разработанным и построенным для участия в гонках в Рино. Самолет принадлежит Дж. Р. Сандбергу (J R Sandberg), пилотировал машину Стив Хилтон (Steve Hinton). Во время гонок он смог разогнать самолет до скорости 464,649 миль в час (747,759 км/ч), но был вынужден сойти с трассы из-за повреждения шасси перед самым финалом. Стив Хилтон мог победить, но этого не произошло. В следующем году Tsunami, возможно, сможет одолеть всех своих конкурентов
FIAT G-59B Ciao Bella австралийца итальянского происхождения Гвидо Цуллоли (Guido Zuccoli) выглядел красиво, но быстрым этот самолет не был. После участия в гонках самолет из Рино был возвращен в Австралию
оснащенный двигателем Wright R-4350 гоночный самолет Ллойда Гамильтона Sea Fury Furias появился в Рино с уродливой карапасной опалубкой. Машина оказалась медленнее, чем в 1986 году
на переднем плане победитель финала финал Национального чемпионата авиационных гонок Strega Билла Дестефани. Снимок был сделан перед самым началом гонки и на нем изображены ее будущие участники. За будущим победителем можно увидеть носы гоночных самолетов Dreadnought и Rare Bear. Также в финальной гонке приняли участие и другие самолеты, которые были выстроены на линейке и которые были скрыты машиной Дестефани: Super Corsair, Dago Red, Pegasus, Stiletto, Thunderbird и P-51 Miss Ashley Гари Левица
[1] см. в нашем братском журнале «AIR Enthusiast»/Twenty-seven репортаж Билла Джонсона об истребителях Hawker Sea Fury, переделанных в США в гоночные самолеты
источник: «Records at Reno» «AIR INTERNATIONAL» FEBRUARY 1988