Рекордный самолет Supermarine Type 322 Speed Spitfire. Великобритания
При создании нового истребителя конструкторы, прежде всего, хотят получить от своего самолета максимальную скорость – только так можно обеспечить преимущество над машинами противника. Не стал исключением и знаменитый истребитель Spitfire английской компании Supermarine. Впервые поднявшись в воздух в марте 1936-го, самолет сразу получил на родине гордое имя
«самого быстрого истребителя в мире».
Чтобы желаемое стало действительностью, англичане решили на безоружном варианте истребителя Spitfire установить мировой рекорд скорости.
В то время абсолютный рекорд в 708 км/ч принадлежал итальянскому поплавковому гидросамолету Macchi-Castoldi MC.72. Эта цифра пока была недосягаема для Spitfire-а. Но рекорд сухопутных машин в 566 км/ч, который числился за американским Hughes H-1, был по силам новому английскому самолету. По требованиям международной авиационной федерации ФАИ, полет на замкнутой дистанции и высоте не более 75 метров. Причем маршрут рекордного вылета дважды проходил в обоих направлениях, чтобы избежать влияния попутного ветра. Средняя показанная скорость и шла в зачет.
Прототип Spitfire-а в одном из испытательных полетов достиг скорости 561 км/ч на высоте в 5124 метров. А у земли опытный истребитель показал более скромный результат — 467 км/ч. Чтобы попасть в историю авиации, конструкторы приступили к работе над доработанным вариантом Spitfire-а. Рубежом для самолета была названа скорость в 572 км/ч. Эта цифра объясняется очень легко – к скорости предыдущего рекорда в 566 км/ч необходимо добавить 1%, чтобы ФАИ засчитала новый результат как мировое достижение.
Двигателисты компании Rolls-Royce специально для рекордной машины модифицировали стандартный двигатель Merlin II. Мотор мог работать на топливной смеси из газолина, метанола и тетраэтила, кратковременно развивая мощность в 1536 л.с..
Министерство авиации Великобритании придавало большое значение установлению престижного рекорда и заказало постройку двух скоростных Spitfire-ов (забегая вперед, скажем, что в воздух поднялась лишь одна машина). На заводе компании Supermarine в Вулстоне серийный истребитель Spitfire под порядковым номером «48» был выбран для проведения необходимых модификаций. Ответственным за разработку рекордного самолета стал Дж. Смит.
схемы рекордного самолета Supermarine Type 322 Speed Spitfire
Самолет получил обозначение Type 322, но чаще его называли Speed Spitfire (скоростной «спитфайр»). По-видимому, доработка началась еще до ее сборки, поскольку на Type 322 вся клепка была потайной, без заклепок с чечевичной головкой, как на других истребителях. Естественно, что все вооружение и радиооборудование на машине демонтировали. Усилили узлы крепления более мощного двигателя и доработали систему охлаждения. Мотор имел повышенный тепловой режим, и под правой плоскостью установили новый радиатор с большой охлаждающей поверхностью. Пришлось увеличить и диаметр кольцевого маслорадиатора под левой консолью крыла.
Машина имела взлетный вес 2495 кг и новый четырехлопастный деревянный винт диаметром 3,05 метра (на 20,3 см меньше, чем на серийном истребителе Spitfire). Это было сделано для того, чтобы окружная скорость на законцовках лопастей не приближалась к сверхзвуковой, поскольку подобный режим еще не был достаточно изучен.
Поверхность самолета тщательно отполировали, доработали зализы и заменили неубираемое хвостовое колесо на обтекаемый костыль. Фонарь получил новое вытянутое остекление с меньшим аэродинамическим сопротивлением. Размах крыла уменьшился до 10,26 метров, а законцовки выполнили более закругленными.
От авиаконструкторов не отставали и инженеры-двигателисты компании Rolls-Royce. В начале ноября 1937-го мощность опытного мотора Merlin довели до 1995 л.с.. Тут же последовал заказ на строительство четырех подобных двигателей – двух для рекордного полета и двух для наземных испытаний. С таким мотором, по расчетам, Speed Spitfire должен был преодолеть рубеж в 600 км/ч и стать самым быстрым сухопутным самолетом в мире.
Строго расписанный по дням график установления рекорда нарушили немцы. В конце ноября 1937-го Герман Вурстер на модифицированном Bf 109 показал результат 611 км/ч, и рекорд остался за Германией. Англичане могли надеяться лишь на дальнейшее увеличение мощности двигателя. Конструкторы компании Rolls-Royce выжали из своего мотора все, что можно, и в июне 1938-го на стенде доработанный Merlin III, получивший усиленные поршни и шатуны, развил мощность в 2100 л.с. Но и немцы полгода не сидели без дела. 6 июня Эрнст Удет на Не 100 V2 вновь повысил планку рекорда, разогнавшись до 634 км/ч.
Рекордный самолет Speed Spitfire свой первый вылет совершил лишь в ноябре 1938-го под управлением Мутта Саммера. Сначала самолет летал неокрашенным, а затем побывал в малярном цехе. Полированный фюзеляж покрыли темно-синей краской и нанесли по бокам белые полосы в виде стилизованных молний, а снизу крыло покрасили серебрянкой.
Для установки рекорда министерство авиации предложило привлечь военного пилота, и выбор пал на лейтенанта Гарри Парвиса – летчика-испытателя Королевских ВВС из Фарнборо. В феврале 1939-го Парвис совершил в свой первый вылет на синем Speed Spitfire-е и в течение недели завершил программу испытаний. Максимальная скорость в 656 км/ч была достигнута на высоте 1915 метров, что в пересчете на высоту в 61 метров составляло примерно 644 км/ч. Для зачетного полета на рекорд конструкторы предложили радикально изменить систему охлаждения самолета.
Выступающий радиатор снизу, чье сопротивление «съедало» не один километр скорости, собирались демонтировать совсем. На месте одного топливного бака должен был появиться бак с водой на 282 л и специальный конденсатор. Водопаровая смесь после охлаждения двигателя возвращалась в этот бак и конденсировалась. А не успевший превратиться в воду пар просто выбрасывался наружу. Запаса воды должно было хватить лишь на несколько минут полета, к тому же и уменьшенный объем топлива составлял всего 168 литров. Тем не менее, конструкторы надеялись, что за это время самолет сможет разогнаться у земли до 684 км/ч.
Но эти доработки еще только планировали выполнить на Speed Spitfire-е, когда в судьбу рекордной машины вновь вмешались немцы. 30 марта 1939 года Ганс Дитерле на He 100 V8 достиг скорости 746 км/ч, установив абсолютный мировой рекорд для сухопутных и гидросамолетов. 26 апреля Фриц Вендель на Me 209 показал еще более впечатляющий результат в 755 км/ч – этот фантастический рекорд продержался почти 30 лет. Успехи немецких конструкторов и летчиков окончательно похоронили все надежды англичан на рекордный полет Speed Spitfire-а.
В июне 1939-го несостоявшийся «рекордсмен» компании Supermarine побывал на авиасалоне в Брюсселе. Самолет не летал, а занимал место в неподвижной экспозиции на специальной подставке с убранным шасси. Интересно, что самолет получил металлический винт de Havilland радиатор под крылом был уже демонтирован, но бак для воды и конденсатор в фюзеляже не устанавливались.
После выставки Speed Spitfire вернулся на родной аэродром в Вулстоне, где работы на нем продолжили, но уже без прежней спешки. Лишь в конце апреля 1940-го самолет был готов к полетам с новой системой охлаждения. 30 апреля в полет отправился Джэффри Куилл. Почти сразу после взлета кабина наполнилась паром, и летчик, выключив мотор, тут же совершил посадку. Оказалось, что разрушился водяной бак, и самолету потребовался серьезный ремонт. Но полетать Speed Spitfire-у с экзотичной системой охлаждения больше не пришлось.
В мае 1940-го части вермахта перешли границу Франции, Бельгии и Голландии, развязав в Европе настоящую войну. Великобритании уже было не до рекордных полетов, и все силы авиаконструкторы направили на доводку и создание боевых машин.
Не остался в стороне от боевых полетов и опытный «рекордсмен». Speed Spitfire получил двигатель Merlin XII (как на серийном Spitfire-е) со стандартной системой охлаждения и трехлопастным винтом. На самолет также вернули серийный фонарь кабины и хвостовое колесо. Имея чистую аэродинамику и уменьшенный размах крыла, безоружный Speed Spitfire с его высокой скоростью представлял интерес, прежде всего, как скоростной разведчик.
В ноябре 1940-го все еще в нарядной сине-серебристой раскраске самолет появился на аэродроме в Хестоне, где базировалась единственная часть Королевских ВВС, летавшая на разведчиках Spitfire. Здесь на «рекордсмен» установили фотокамеры для съемок с низких высот. Правда, ограниченный запас топлива в 273 литров не позволял совершать дальние полеты.
Командир части Джэффри Таттл первым совершил боевой вылет на Speed Spitfire-е, получив задание провести разведку над Ла-Маншем. По его воспоминаниям, топлива хватило лишь, чтобы удалиться от английского побережья на 32 км. В полете Таттл, выйдя из облаков, неожиданно увидел перед собой немецкий бомбардировщик He-111. Положение для атаки было очень удобным, но «рекордсмен» ведь был безоружной машиной. Испуганные пилоты «Люфтваффе» так и не догадались, почему синий Spitfire не стал их атаковать.
Кроме Таттла, несколько вылетов на самолете совершили еще Нил Уитллер и Питер Пим. Они отмечали хорошие скоростные качества машины (Уиллер в пологом пикировании разгонялся до 700 км/ч). Но все же отсутствие вооружения и, самое главное, малый запас топлива делали Speed Spitfire практически непригодным для реальных боевых вылетов.
В середине 1943-го самолет передали в 106-е фоторазведывательное авиакрыло Королевских ВВС, где на нем летал командир части Джон Бутманн – известный летчик, выигравший в 1931-м авиагонки на кубок Шнейдера. По некоторым источникам, Бутманн на Speed Spitfire-е совершил 6 июня 1944 года разведывательный полет, фотографируя высадку союзных войск в Нормандии.
Speed Spitfire благополучно дожил до конца войны. Но, к сожалению, самолет не сохранился – в июне 1946-го несостоявшийся «рекордсмен» компании Supermarine пошел на слом. Понятно, что самолеты в 40-х годах старели очень быстро, но все-таки грустно, что нельзя сегодня увидеть живьем эту историческую машину. Созданный для рекордного полета, Speed Spitfire так и не смог угнаться за своими немецкими соперниками. Но все же самолет заслуживал лучшей участи, чем стать просто металлоломом на свалке.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модификация | Speed Spitfire |
Размах крыла, м | 10.26 |
Длина, м | 9.12 |
Высота, м | 2.69 |
Площадь крыла, м² | 19.80 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1960 |
нормальная взлетная | 2495 |
Тип двигателя | 1 ПД Rolls-Royсе Merlin II |
Мощность, л.с. | 1 × 2000 |
Максимальная скорость , км/ч | 654 |
Практическая дальность, км | 400 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 980 |
Практический потолок, м | 10000 |
Экипаж, чел | 1 |
источники:
- Сергей КОЛОВ «НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РЕКОРД «СКОРОСТНОГО SPITFIREА»» «Крылья Родины» 9.2000
- Владимир Котельников ««Spitfire». Лучший истребитель союзников»
- http://www.airwar.ru/enc/xplane/sspit.html