Рекордный самолет Piaggio P.23R. Италия
Рекламное агентство, выполнявшее заказ компании Piaggio Aero Industries, сделало проспект, в котором были представлены фотографии крайне интересного самолета, который в 1930-е годы дал компании Piaggio мировую известность (по крайней мере в профессиональнм авиационном сообществе) и отличался очень передовыми элементами конструкции (прежде всего это механизацией крыла, позволявшей увеличивать подъемную силу и уменьшить минимальную скорость).
Компания, называвшаяся в те годы Societá Anonima Piaggio & Co, приступила к производству авиационной техники после начала Первой Мировой войны. Ранее компания была известна в Италии в качестве поставщика железнодорожных вагонов, трамваев, катеров и дорожных механизмов (к своей первоначальной деятельности компания вернулась после окончания Второй Мировой войны и стала известна своими скутерами). В двадцатые годы компания была известна лицензионным производством летающих лодок Dornier Wal и двигателей компаний Bristol и Gnome-Rhône. В то время как ее амбициозный конструктор инженер Джованни Пенья разрабатывал необычные самолеты (например для участия в гонках на кубок Шнейдера гоночную летающую лодку P.7), компания Piaggio строила самолеты более привычной конструкции и в основном по лицензии.
Однако затем компания Piaggio начала изготавливать и самолеты собственной конструкции. В 1934 году компанией была создана серия прототипов самолетов-монопланов P.23, среди которых были бомбардировщик, транспортный и рекордный самолеты. Предшественником этих трех прототипов был Piaggio P.16, представлявший собой опытный трехмоторный цельнометаллический бомбардировщик с убирающимися основными стойками шасси. Самым интересным в этой машине было свободнонесущее крыло, при виде сверху имевшее эллиптическую форму, а при виде спереди благодаря отрицательному поперечному V между фюзеляжем и мотогондолами крыльевых двигателей образовывало литеру W. По всему размаху крыло было оснащено двухщелевыми закрылками, дважды искривлявшими профиль крыла относительно небольшой площади. Внешние части двухщелевых закрылков отклонялись дифференцированно и использовались в качестве элеронов для поперечного управления. В дополнение к двухщелевым закрылкам на передней кромке консолей крыла были установлены автоматические предкрылки. В те годы механизация крыла самолета компании Piaggio была близка к идеалу, сделав P.16 фактическим предшественником самолетов укороченного взлета и посадки: также как и у потомков с УВП у P.16 для увеличения коэффициента подъемной силы было предусмотрено отклонение воздушного потока.
На основе прототипа P.16 был разработан четырехмоторный (в каждой мотогондоле размещались по два двигателя – один с тянущим винтом и один с толкающим винтом) транспортный самолет P.23M с двухкилевым хвостовым оперением. Этот самолет имел еще одну интересную конструктивную особенность: поскольку он предназначался для трансатлантических перелетов, то нижняя часть фюзеляжа для обеспечения безопасной посадки на воду была выполнена в форме лодки. Усилия компании Piaggio, пользовавшейся финансовой поддержкой режима Муссолини, были весьма значительными и в том же году этой фирмой были созданы три больших многомоторных цельнометаллических самолета.
Третьим самолетом был рекордный P.23R. Несмотря на номер типа, одинаковый с номером транспортного P.23M, это были совершенно разные машины, общим у которых была хорошо развитая механизация крыла с предкрылками и комбинированными закрылками. В отличие от транспортного P.23M крыло рекордного P.23R не имело излома, было низкорасположенным и его размах составлял 29,40 метров. Для достижения аэродинамического совершенства конструкторы использовали создававший низкое сопротивление «сплющенный» длинный фюзеляж (общая длина самолета составила 23,74 м) с размещением экипажа внутри него. Пилоты должны были находиться в двух отдельных застекленных «истребительных» кабинах, размещенных в верхней части фюзеляжа.
Первоначально силовая установка P.23R состояла из трех двенадцатицилиндровых V-образных двигателей водяного охлаждения Isotta-Fraschini Asso, развивавших мощность 900 л.с. (616 кВт) и вращавших двухлопастные металлические винты. В данном варианте самолет совершил свой первый полет в августе 1935 года и до завершения доводки самолета использовался в качестве тестового.
Для выполнения рекордного полета самолет был оснащен более легкими и более мощными радиальными четырнадцатицилиндровыми 1000-сильными (735 кВт) двигателями воздушного охлаждения Piaggio P. XI RC.40, вращавшими трехлопастные винты регулируемого шага.
30 декабря 1938 года самолет с экипажем из двух пилотов (А. Тонди [A. Tondi] и Дж. Понтонутти [G. Pontonutti]) и двух механиков установил мировой рекорд скорости в полете по замкнутому контуру протяженностью 1000 км и 2000 км с грузом 5000 кг, составивший 403,77 км/ч. В пропагандистских целях в прессе рекордный самолет P.23R выдавался за несуществующий бомбардировщик P.123.
Компания Piaggio на основе полученного опыта построила прототипы и серию небольших двухмоторных бомбардировщиков P.32 с хорошо развитой механизацией крыла и прототип четырехмоторного бомбардировщика P.50, от которого был лишь один шаг к бомбардировщику P.108, который в годы Второй Мировой войны строился еще и в варианте транспортного самолета P.108T.
После войны компанией были созданы учебно-тренировочные самолеты P.148, P.149 и P.150, а также легкие транспортные двухмоторные самолеты: амфибия P.136 и наземный P.166. Но это было начало совершенно нового этапа истории компании Piaggio.
рекордный самолет Piaggio P.23R в своем первоначальном варианте с двигателями Asso
вариант окраски рекордного самолета Piaggio P.23R (первоначальный вариант)
схемы рекордного самолета Piaggio P.23R (окончательный вариант)
рекордный самолет Piaggio P.23R после замены двигателей Isotta-Fraschini Asso на Piaggio P. XI RC.40
два снимка рекордного самолета Piaggio P.23R в его окончательном варианте с двигателями воздушного охлаждения
рекордный самолет Piaggio P.23R (окончательный вариант) с нанесенным на борт номером гражданской регистрации; март 1939 года
вариант окраски рекордного самолета Piaggio P.23R (окончательный вариант)
ЛЕТНО-ТЕХГНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Piaggio P.23R
Назначение: рекордный самолет
Экипаж: 2 человека
Силовая установка:
- • три двенадцатицилиндровых V-образных двигателя водяного охлаждения Isotta-Fraschini Asso, развивавших мощность 900 л.с. и вращавших двухлопастные металлические винты
- • три четырнадцатицилиндровых радиальных двухрядных двигателя воздушного охлаждения Piaggio P. XI RC.40, развивавших мощность 1000 л.с. и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 29,4 м
длина 23,74 м
высота 4.93м
площадь крыла: 91.27 м²
Вес:
пустого 11900 кг
взлетный 19000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 439 км/ч
крейсерская скорость 349 км/ч
скорость сваливания 150 км/ч
дальность полета 3798 км
практический потолок 7276 м
источники:
- "Rekordní P.23R" L+K 09/2000
- https://it.wikipedia.org/wiki/Piaggio_P.23R
- https://en.wikipedia.org/wiki/Piaggio_P.23R